Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


ИГРОТЕКА

Коррекционные
сказкотерапевтические игры
для детей с отклонениями в развитии

Путешествие в Страну Чувств

Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи: знакомство детей с основными эмоциональными состояниями; обучение основам самоанализа; развитие саморегуляции; развитие способности слушать другого, следить за ходом мыслей; формирование умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования; развитие творческих способностей, познавательного интереса; сплочение группы.

Материалы: фигурки или плоскостные изображения персонажей сказки: Королева, Мера, Радость, Интерес, Удовольствие, Грусть, Страх, Злость, Вина, Обида.

Количество участников: от 1 до 8.

Краткое описание содержания игры

Путешествуя по Стране Чувств, дети знакомятся с необычной Королевой, которая символизирует наше «Я», и ее слугами — чувствами:

Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, где живет Королева (демонстрация фигурки Королевы). Она добрая, мудрая, справедливая. Королева правит своим большим королевством. Живут в нем также слуги — чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес (демонстрация фигурок). Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством — чувством Меры. Они во всем знают Меру. Поэтому, посещая Королеву, слуги-чувства знают, когда им пора уходить (демонстрируется фигурка Меры; в дальнейшем фигурка может быть использована для восстановления дисциплины в группе). Но однажды...

Варианты организации игры

1. Дети разыгрывают сказку о том, как Королева была похищена слугами по имени Злость, Страх, Вина, Обида, которые стали управлять королевством, а слуги Радость, Удовольствие, Интерес спасли Королеву, и она опять стала во главе Сказочной страны, в которой воцарились мир, любовь и мудрость.

2. Ребята проигрывают свои варианты продолжения сказки.

3. Можно предложить детям использовать песочницу для обыгрывания сказки (построить из песка королевство, дворцы для героев сказки и т.д.).

4. Для постройки королевства использовать строительный материал или предварительно сделать дворцы из картона.

В процессе игры ведущему рекомендуется задавать уточняющие вопросы, помогая ребятам представить, что у каждого из нас в душе есть Королевство, а сами мы являемся его Королевами (Королями). В Королевстве живет множество слуг. Если глава страны слаб, если он находится в заточении или в изгнании, то страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью, которая дана Королеве, поэтому совершают ошибки. Таким образом, необходимо расставить придворных по местам, соответствующим их назначению, а править страной должна Королева.

Важно донести до детей, что чувства являются именно слугами Королевы, которая символизирует наше «Я».

Муха-Цокотуха

Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

Задачи: идентификация себя со сказочным героем; актуализация чувств: радости, страха, гнева; развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения; развитие саморегуляции; стабилизация нервных процессов; развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; сплочение группы.

Материалы: плоскостные изображения сказочных персонажей — мухи-цокотухи, комара, паука, бабушки-пчелы, блошек, тараканов и др. Можно использовать плоскостные изображения атрибутов к сказке — самовара, банки меда, сапожек, фонарика и др.

Количество участников: от 1 до 6.

Краткое описание содержания игры

Игра основана на стихотворении К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Варианты организации игры

1-й вариант. Актуализация чувства страха. Используется отрывок стихотворения, где говорится о том, как паук нападает на муху-цокотуху. Для обыгрывания данного эмоционального состояния ребенку предлагается побыть в роли мухи-цокотухи и (или) ее гостей.

2-й вариант. Актуализация чувства гнева. Используется отрывок стихотворения, в котором рассказывается, как паук нападает на муху, и сюжет драки паука и комара. Для обыгрывания чувства агрессии ребенку предлагается побыть в роли паука и (или) комара.

3-й вариант. Актуализация чувства радости. Используются отрывки стихотворения, которые отображают, как муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы мухи. Ребенку предлагаются роли мухи-цокотухи и (или) комара, гостей.

4-й вариант. Расширение представлений детей об эмоциях. Используются все вышеназванные отрывки стихотворения. Детям предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят), исходя из актуальных задач.

Муравьи

Задачи: развитие сенсорной сферы, формирование представлений о символическом изображении вещей, развитие познавательного интереса, самоконтроля.

Материалы: игровое поле с изображениями:

• четыре домика (в верхней части листа);

• два больших муравья — черный и красный (левый нижний угол листа): черный муравей обозначен большим зеленым квадратом, красный муравей — большим красным треугольником;

• два маленьких муравья — черный и красный (правый нижний угол листа): черный муравей обозначен маленьким зеленым квадратом, красный муравей — маленьким красным треугольником;

• от муравьев к домикам прорисованы четыре дорожки, разделенные по парам: две черные и две красные;

• через дорожки вертикально установлены две пары ворот: одни маленькие и одни большие ворота составляют пару.

Два комплекта геометрических фигур: четыре зеленых квадрата (два больших и два маленьких), четыре красных треугольника (два больших и два маленьких).

Количество участников: 1–2.

Краткое описание содержания игры

Ребятам предлагается помочь муравьям найти дорогу домой. Используется кодирование информации: большой зеленый квадрат — большой черный муравей; большой красный треугольник — большой красный муравей и т.д. Черные муравьи ходят только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходят только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие.

Для усложнения задания рекомендуется увеличивать в комплекте количество фигур, форм, цвета.

Перед игрой рекомендуется чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях» с последующим обсуждением.

Спрячь мышку

Задачи: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие произвольного внимания и памяти.

Материалы

• Модель домика, в котором есть окна большого и малого размера. Они имеют форму круга, квадрата, треугольника, их силуэты обозначены красным, зеленым, синим цветом. В окнах нарисованы мышки.

• Комплекты геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник красного, зеленого, синего цвета.

• Плоскостное изображение кота.

Количество участников: 1–2.

Краткое описание содержания игры

Ребятам предлагается спрятать мышек от кошки. Для этого необходимо правильно закрыть окошко: в соответствии с формой, величиной, цветом.

Теремок

Задачи: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной, эмоциональной сфер, коммуникативных навыков, связной речи.

Материалы

• Модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.

• Плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

• Геометрические фигуры разной формы.

Количество участников: от 1 до 5.

Краткое описание содержания игры

Варианты организации игры

1-й вариант. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее, «расселяя» героев в теремок (в заданные окошки).

2-й вариант. Детям предлагается самостоятельно рассказать и обыграть сказку «Теремок», «расселяя» героев в теремок (в любые окошки). По ходу или в завершение игры уточнить, в какое (по форме) окошко смотрит каждое из животных.

3-й вариант. Кроме комплекта сказочных героев и теремка, детям предлагается набор геометрических фигур разной формы. Взрослый рассказывает сказку, дети, обыгрывая ее, «расселяют» героев по заданным окошкам и находят у себя соответствующую фигуру. Например: «И стал жить Волк в теремке, его окошко квадратное. Покажи, где окошко Волка. Найди у себя такую же фигуру».

Рыбки в бассейне

Задачи: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие моторики рук, произвольного внимания, памяти; расширение представлений детей о животном мире, закрепление (формирование) знаний о строении рыб, раскрытие творческого потенциала.

Материалы

• Лист ватмана голубого цвета (можно раскрасить в голубой цвет) — имитация воды в бассейне.

• Комплекты различных геометрических фигур разного цвета и размера.

• Разные модели рыбок, за основу которых взяты геометрические формы (являются образцом для выполнения задания или раздаточным материалом).

• Краски, фломастеры, мелки.

Количество участников: от 1 до 6.

Краткое описание содержания игры

В сказочном контексте детям предлагается запустить рыбок в бассейн.

Варианты заданий:

1-й вариант. За основу рыбки берется геометрическая форма, соответствующая рыбке-образцу. Дети наклеивают геометрические формы на лист ватмана и дорисовывают детали так, чтобы получилась яркая сказочная рыбка.

2-й вариант. Детям предлагается наклеить готовых сказочных рыбок.

3-й вариант. Одновременно работает две подгруппы детей: старшие (более сохранные) дети выполняют задание первого варианта, младшие (менее сохранные) выполняют задание второго варианта.

По завершении работы рыбок можно сосчитать, можно «огородить» бассейн кирпичиками, сделать красивый вход и т.д.

Разговор по телефону

Задачи: моделирование социальных ситуаций и способов поведения; формирование умения слушать другого; развитие пространственного мышления, зрительного восприятия, творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы: игровое поле — на верхней части ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Количество участников: от 1 до 4.

Краткое описание содержания игры

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома: Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочитать детям стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением, провести короткую беседу о правилах этикета при разговоре по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Три поросенка

Задачи: снятие психоэмоционального напряжения; накопление положительного эмоционального опыта; развитие мотивации на принятие и поддержку другого, а также развитие пространственного и зрительного восприятия.

Материалы

• Игровое поле с изображением трех домиков поросят и извилистых, переплетающихся между собой линий, каждая из которых ведет к домику (лабиринт).

• Плоскостные изображения волка и трех поросят.

Количество участников: от 1 до 4.

Краткое описание содержания игры

Игра основана на сказке С. Михалкова «Три поросенка». Дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают сказку, проигрывая события с плоскостными изображениями героев. Волк находит дорогу поочередно к каждому домику, проходя лабиринт.

В заключение рекомендуется провести обсуждение сказки.

Рассеянный заяц

Задачи: развитие практического мышления, навыков самостоятельности; моделирование социальных ситуаций и способов поведения; формирование, закрепление знания цифр и счета (прямой, обратный) в пределах десятка.

Материалы

• Игровое поле с изображением леса — лист-ватман, на котором приклеены елки (ветки изображены треугольниками), грибы, пеньки и пр. Один из треугольников приклеивается за верхушку, и под ним пишется «номер телефона».

• Модели телефонов (желательно разного цвета), наборы цифр. Один телефон служит образцом расположения цифр на нем. Количество телефонов и комплектов цифр к ним определяется количеством участников игры.

• Треугольник, размер которого соответствует треугольнику елочки, где написан «номер телефона».

• Плоскостное изображение зайца.

Количество участников: от 1 до 4.

Краткое описание содержания игры

Сорока приносит Зайцу письмо, где написано, что ему необходимо позвонить по номеру телефона, который написан под елочкой из шести таких треугольников (в конверте лежит треугольник). Заяц очень рассеянный, заблудился, не нашел елочку. Детям предлагается помочь Зайцу найти елочку и номер телефона, а потом восстановить цифры на лесных телефонах, потому что дождь смыл их.

Почини одеяло

Задачи: коррекция и развитие пространственного мышления, моторики рук, сенсорно-перцептивной сферы.

Материалы

• Модели одеяла: цветные листы картона с прорезанными фигурами («дырами») различной формы. Лучше, если будут разные «одеяла»: с одной «дырой»-прорезью и с несколькими «дырами»-прорезями.

• Комплекты геометрических фигур разного цвета и формы, соответствующих прорезям в картоне.

• Плоскостное изображение Буратино.

Количество участников: от 1 до 3.

Краткое описание содержания игры

Ведущий рассказывает детям сказку: «У Буратино на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры». Далее детям предлагается помочь Буратино починить одеяло.

Варианты заданий:

— «залатать одну дыру»;

— «залатать одновременно несколько дыр»;

— усложнение заданий (увеличивать количество фигур, форм, цвета).

Рекомендуется предварительно познакомить детей со сказкой А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Елена НАБОЙКИНА,
психолог-методист
Центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации,
г. Минск

Всех желающих приглашаем к сотрудничеству
в Центр КРОиР Партизанского района г. Минска
Тел.: (375-17) 236-84-17