ПОТРЕБНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ
Психодиагностические испытания детей
дошкольного и школьного возраста
Все,
кто каким-либо образом сталкивался с
необходимостью оценить психическое развитие
ребенка, испытывал реальные трудности как в
организации самого процесса
психодиагностического исследования, так и в
подборе конкретного инструментария. Принято
считать, что точность психодиагностических
выводов зависит от мастерства исследователя —
психолога, но кто, в свою очередь, оценит степень
этого мастерства и, соответственно, степень
качества диагностического вывода?
В ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЯ
Специалистам понятна необходимость
психодиагностических исследований: требуется
полнота выборки для разработки нормативных
показателей, широкая проверка имеющихся
диагностических методик и тестов в разных
регионах нашей страны, получение статистически
значимых различий в результатах выполнения
детьми психодиагностических проб.
Однако буквально каждый день мы сталкиваемся с
реальной необходимостью в отборе детей в детские
сады и школы, дифференцировке детей и подростков
для организации обучения, адекватного их
возможностям, для определения степени
отклонений в развитии.
Важным условием психодиагностического
испытания остается также исследование
личностных особенностей детей и подростков,
которые определенным образом (иногда весьма
кардинальным) влияют на процесс их обучения и
воспитания.
В ответ на эти требования мы создали два
комплекта методик («Когитон» для школьников и
«Когитоша» для дошкольников), в которых
реализовали важные, на наш взгляд, принципы
психодиагностического исследования. Осознавая
потребность в дальнейшей разработке стандартов
и способов оценки психического развития ребенка,
мы, опираясь на свой весьма значительный опыт в
психодиагностических исследованиях, предлагаем
некоторую реальную систему, содержащую как
определенный личностно-ориентированный подход к
диагностической процедуре и оценке психического
развития ребенка, так и комплекс методик и
тестов, позволяющих реализовывать этот подход.
При составлении комплектов мы преследовали
несколько целей:
1) психологическое исследование должно быть
компактным и информативным;
2) психолог должен иметь возможность подобрать
из комплекта необходимый мини-набор методик под
конкретную задачу;
3) комплект методик должен обеспечивать
максимальный учет личностного фактора при
проведении психологического исследования и при
интерпретации полученных результатов;
4) общий методический подход направлен на
преодоление «страха испытания» у ребенка, что
обеспечивает максимальную реализацию
имеющегося у него потенциала;
5) стимульный материал адекватен
познавательной потребности детей указанного
возраста и сам по себе стимулирует
познавательную активность.
Предлагаемых комплектов достаточно для
решения основных проблем, которые связаны с
психологической диагностикой детей, а
квалификация современных психологов школьных и
дошкольных учреждений позволяет с успехом
применять их на практике. Именно поэтому мы не
включили в наши комплекты сугубо
исследовательские методики, клинические тесты и
нейропсихологические пробы, которые требуют
специальной квалификации психолога и
применяются для решения более частных или
специальных задач.
ЛОГИКА И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
Нами была проведена работа по приведению
некоторых давно используемых в отечественной
психологии методик к современным стандартам. Это
касалось как формализации процедуры
тестирования, так и интерпретации полученных
результатов, что нашло свое отражение в
соответствующих руководствах. Кроме того, была
проведена частичная замена стимульного
материала на более современный (с последующей
апробацией).
Как известно, диагностический материал должен
соответствовать реалиям современной жизни. То,
что когда-то было для детей привычными
атрибутами их повседневной жизни (лапти, телега и
т.д.), теперь превратились в редкость, экзотику.
Изменился и визуальный облик многих предметов.
Например, радиоприемник или часы устаревших
моделей могут распознать далеко не все дети.
Психодиагностичекая работа с комплектами
«Когитон» и «Когитоша» имеет свою логику и
специфику. Нами сформулированы общие
положения, которые важны для профессионально
грамотного построения работы:
1. Точная оценка возраста ребенка
Мы рекомендуем фиксировать точный возраст
ребенка с указанием лет и месяцев. Дело в том, что
в детском возрасте для развития имеют значение
порой 2–3 месяца, и тем более полгода. Оценка
ребенка 6 лет 0 месяцев и 6 лет 11 месяцев не может
быть одинаковой. Особенно это важно, если
вероятна повторная встреча с ребенком.
Сравнительный анализ динамики развития ребенка
бывает очень информативен и помогает
дифференцировать существенные и ситуативные
факторы развития.
2. Отказ от иллюзии, что здоровый ребенок может
справиться с любым заданием
Любой интеллектуально и личностно полноценный
ребенок может оказаться на психологическом
испытании в неблагоприятной форме. В силу разных
причин он может плохо справляться с каким-либо
заданием или медленно усваивать инструкцию. Он
может испытывать затруднения при выполнении
определенного класса задач или нежелание
выполнять какое-то задание. Не стоит забывать о
больших индивидуальных различиях детей, а также
ориентироваться на результаты, которые
обнаруживают очень способные или одаренные дети.
Для большинства детей будет верным то, что на
психодиагностической процедуре мы оцениваем не
интеллект ребенка, а те его интеллектуальные
возможности, которые он сумел
продемонстрировать в данных условиях.
3. Дифференцированный подход к установлению
рабочего контакта и мотивации
Психолог должен соотносить возраст ребенка с
классом, в котором тот учится. Необходимо также
иметь предварительную информацию о ребенке,
пришедшем на испытание, чтобы нечаянно не
затронуть болезненную тему: второгодничество,
смерть близких, отсутствие или болезнь родителей
или других членов семьи, усыновление, наличие
врожденного дефекта или хронического
заболевания и т.д.
Мотивация, обеспечивающая ответственное
отношение ребенка к процедуре исследования,
зависит от его возраста и личностных
особенностей. В любом случае она должна быть
адекватна конкретной ситуации. Чем старше
ребенок, тем больше у него возникает вопросов о
необходимости тестирования. Поэтому, если для
детей дошкольного и младшего школьного возраста
достаточной мотивацией может быть приглашение
познакомиться и посмотреть интересные картинки,
то для детей 8–11 лет побудительным мотивом
участия в обследовании может стать выявление их
способностей и сильных сторон личности.
НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ: БЕСЕДА ИЛИ ТЕСТ?
Традиционно психологическое исследование
начинается с беседы с ребенком. Беседа имеет
своей целью установить контакт и получить
информацию об уровне осведомленности ребенка.
Метод беседы, и тем более метод клинической
беседы, — это особое искусство. Кроме того, для
беседы требуется достаточно много времени, и в
ней используются качественные экспертные, а не
оценочные процедуры. Учитывая, что
психологическое исследование ограничено во
времени, мы рекомендуем совмещать беседу с
предъявлением тестовых заданий. Детям, которые
теряются при первой встрече, боятся отвечать,
можно предложить методику или тест, вызывающие
интерес у большинства детей данного возраста.
Помня о том, что первая методика должна быть
легко доступна ребенку, можно предложить
методики из комплекта: «Довольна ли мама?»,
«Азбука настроений», «Половозрастная
идентификация» или «Зрительно-моторный
Бендер-гештальт тест». Не обязательно давать эти
методики целиком. Данный прием дает возможность
не только достаточно быстро установить с
ребенком контакт, но и получить диагностический
материал. Заодно можно задать интересующие
психолога вопросы, не вызывая у ребенка
излишнего напряжения.
Встречаются гиперконтактные дети, которые
активно стремятся к беседе, а иногда даже берут
инициативу в свои руки. Мы не советуем
поддерживать обстоятельные беседы с детьми этой
категории, так как они, как правило, сильно уводят
в сторону от диагностической задачи. Этим детям
рекомендуется давать больше заданий не
вербальных, а таких, которые требуют зрительного
сосредоточения. Это организует деятельность
детей и делает процесс диагностической
процедуры более управляемым.
Если же первое задание окажется сложным и
ребенок «закроется», отказавшись отвечать, то
особой диагностической информации психолог не
получит. Тем более невозможно будет сделать
какие-либо выводы об уровне интеллектуального
развития ребенка.
СТРАТЕГИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ
Ориентируясь на центральную задачу
исследования и установив контакт с ребенком,
психолог переходит к получению основной
диагностической информации. Поскольку
фактически невозможно оценивать какой-то один
аспект детского психического развития, можно
говорить лишь о расстановке определенных
акцентов исследования. Если центральная задача
состоит в оценке интеллектуального развития, то
блок соответствующих методик должен быть
основным. Если же ставится вопрос о высоком
уровне интеллекта или его нестандартности, можно
применить, например, тест «Необычное
использование». Для получения количественной
стандартизованной оценки интеллекта лучше
использовать «Стандартные прогрессивные
матрицы Равена».
Если психолога больше интересуют особенности
эмоционально-мотивационной сферы испытуемого,
то в основном предлагаются методики,
направленные на исследование личности. При этом
комплект позволяет достаточно точно подобрать
адекватный тест или методику под решение более
конкретной задачи.
Комбинация двух-трех методик или тестов
позволяет получить информацию, которая, с одной
стороны, ответит на ряд диагностических
вопросов, а с другой — покажет, что именно
нуждается в уточнении. Иногда применение
личностных тестов вызывает необходимость
подробнее исследовать интеллект ребенка. И
наоборот, бывает, что интеллектуальные пробы
вскрывают наличие эмоциональных проблем.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОТКЛОНЕНИЯ В
РАЗВИТИИ
Разброс индивидуальных вариантов
психического развития детей достаточно широк, но
при этом современное общество предъявляет
весьма жесткие требования ко всем детям
школьного возраста. Что касается дошкольного
детства, то создается впечатление, что его
основная задача — это подготовка к школьному
обучению, хотя автор этой статьи и не согласен с
такой постановкой вопроса.
Вся эта «объективная реальность» связана с
условиями школьного обучения и школьными
программами, которыми общество располагает в
настоящее время. Школьное обучение и школьные
программы в разных странах имеют свои
особенности, но тем не менее существуют и
определенные, достаточно условные критерии,
задающие «норму» психического развития.
Целью психодиагностического испытания чаще
всего является либо оценка индивидуальных
свойств психического развития ребенка, либо
определение отклонений в его психическом
развитии.
Индивидуальные особенности ребенка могут
проявляться по-разному: в высоких способностях,
демонстрируемых в каком-то виде деятельности, в
эмоциональных проблемах, связанных со школой или
семьей, в переживаниях, связанных с общением или
состоянием здоровья. Строго говоря, практически
все дети испытывают какие-либо трудности,
обучаясь в школе. Анализ этих особенностей
должен служить началом коррекционной
психологической работы и профилактики
возникновения невротических состояний,
нарушения поведения, снижения успеваемости и т.д.
Очень часто задачей психологического
исследования является определение возможного
отклонения в детском развитии. Прежде всего это
касается оценки отклонений в интеллектуальном
развитии и поиска причин неправильного
поведения. Встречаются и случаи, когда
отклонения в интеллектуальном развитии
сочетаются с нарушениями поведения.
Нарушения в интеллектуальном развитии детей
младшего школьного возраста, как правило,
определяют общий низкий уровень овладения
школьными дисциплинами.
Проводя психологическое исследование ребенка
с трудностями поведения, необходимо определить,
в какой степени подобное поведение ребенка
зависит от его школьной ситуации: его
успеваемости и общения со сверстниками и
педагогами.
С помощью методик и тестов, имеющихся в данном
комплекте, психолог может выявить
интеллектуальные особенности, характерные как
для детей с задержкой психического развития, так
и для умственно отсталых детей, а также
профессионально исследовать эмоциональную и
личностную сферы развития детей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДИАГНОЗ
Психологическое заключение по результатам
психодиагностического исследования должно
содержать итоговую информацию об особенностях
психического развития ребенка.
Оценивая интеллект, память, работоспособность
и личностные характеристики ребенка, психолог
должен выделить главные особенности его
психического развития на момент обследования.
Практически все психологические методики из
комплектов «Когитон» и «Когитоша» снабжены
специальными протоколами, с помощью которых
удобно проводить комплексный анализ
результатов. Есть и итоговый протокол
исследования.
Если перед психологом не была поставлена
какая-то специальная задача, то не обязательно
подробно описывать, как ребенок выполняет то или
иное задание. Однако всегда нужно дать
констатирующую оценку, например: «интеллект
соответствует возрасту» или «поведение
адекватное, правильное».
Если же описываются нарушения
интеллектуального развития, то в заключении
должны содержаться такие фразы, как
«интеллектуальное развитие ниже возрастной
нормы», и объяснения этого заключения, например:
«мышление конкретное, обобщения производятся на
ситуативном уровне…» и т.д. Подробные инструкции
по форме представления полученных результатов
приведены в руководствах к соответствующим
методикам.
Как известно, психолог не уполномочен ставить
диагноз «задержка психического развития» или
«умственная отсталость», хотя он может
разбираться в диагностике этих состояний весьма
профессионально. Все клинические диагнозы
ставятся врачом-психоневрологом или
коллегиально на психолого-медико-педагогических
комиссиях.
Эмоциональные и личностные нарушения должны
быть описаны конкретно, со ссылками на
результаты тестов.
Во всех случаях результаты исследования детей
с помощью психодиагностических комплектов
«Когитон» и «Когитоша» помогут решить множество
диагностических задач и наметить направления
необходимой коррекционной работы.
Более подробно с содержанием комплектов можно
ознакомиться, обратившись в «Когито-Центр»,
оказывает консультативную помощь и специальные
занятия по психологической диагностике.
Наталия БЕЛОПОЛЬСКАЯ,
доктор психологических наук
|