Педагогический
университет «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Ирина ЛЕВЧЕНКО,
доктор психологических наук
София ЗАБРАМНАЯ,
кандидат педагогических наук
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. История
развития психолого-педагогических методов
диагностики в специальной отечественной и
зарубежной психологии |
18 |
Лекция 2. Теоретико-методологические
основы психолого-педагогической диагностики
нарушений развития у детей |
19 |
Лекция 3. Методологические
принципы и задачи психолого-педагогической
диагностики нарушений развития у детей
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до
15 ноября 2005 г.) |
20 |
Лекция 4. Комплексный подход
к изучению детей с нарушениями развития |
21 |
Лекция 5. Характеристика
методов психологического изучения
детей с нарушениями развития
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до
15 декабря 2005 г.) |
22 |
Лекция 6. Организация и
содержание деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума |
23 |
Лекция 7. Организация и
содержание деятельности
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) |
24 |
Лекция 8.
Психолого-педагогическая диагностика как основа
коррекционно-развивающей работы школьного
психолога с детьми |
Итоговая
работа, сопровождаемая справкой из учебного
заведения, должна быть отправлена в
Педагогический университет не позднее 28 февраля
2006 г. |
Лекция 8
Психолого-педагогическая диагностика
как основа коррекционно-развивающей работы
школьного психолога с детьми
В лекции 7 мы говорили о роли
психолога при установлении характера нарушений
в развитии ребенка в условиях
психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Необходимо отметить, что наряду с указанными
диагностическими задачами в функции психолога
входит и последующее разъяснение родителям
целесообразности тех рекомендаций, которые были
даны членами ПМПК.
Дело в том, что при проведении медицинского и
психолого-педагогического обследования детей с
целью решения вопроса о типе учреждения, в
котором должен находиться ребенок, могут
возникать разные ситуации. В одних случаях
действительно необходим перевод ребенка в
специальное коррекционное учреждение. В других
случаях бывает достаточно правильно
организовать работу в условиях учреждений
общего типа при условии помощи со стороны семьи.
Если у ребенка установлено глубокое снижение
интеллекта, а родители не соглашаются поместить
его в детский дом для детей-инвалидов, им очень
нужна помощь. Врач дает советы по проведению
оздоровительных мероприятий (закаливание,
зарядка, специальные упражнения, режим питания и
т.д.) и, если требуется, назначает лечение.
Психолог и дефектолог отмечают, на что прежде
всего нужно обратить внимание в работе с
ребенком. У одних детей на первый план выступает
развитие их общей двигательной активности, у
других — формирование произвольной
деятельности. Психолог обращает внимание
родителей на необходимость систематической
работы по развитию речи и мышления ребенка. Для
этой цели предлагаются доступные игровые
задания, специальные упражнения. Если состояние
ребенка требует дополнительного наблюдения
специалистов, назначается повторное
обследование, а родителям на этот период даются
рекомендации. В зависимости от состояния
речевого развития логопед также дает свои
советы. Психолог оказывает родителям (а если это
необходимо, то и другим членам семьи)
консультативную и методическую помощь в работе с
ребенком.
Содержание деятельности школьного психолога:
содержание индивидуальных коррекционных
программ, способы их реализации;
консультирование родителей и педагогов на
основе результатов диагностики
Перед психологом, работающим в школе, стоят те
же задачи, что в ПМПК, но появляются и новые,
связанные с обеспечением каждому учащемуся на
всем протяжении обучения оптимальных условий
для его психического и личностного развития. Это
возможно при целенаправленном совместном со
всеми членами педагогического коллектива
сопровождении детей. Само понятие
«сопровождение» включает оказание помощи не
только детям, но и их родителям.
Как правило, психологическая диагностика
начинается с первых дней прихода детей в школу, с
установления готовности их к обучению. Очень
важно выявить, сформирована ли у ребенка
адекватная учебная мотивация; умеет ли он
общаться со сверстниками и взрослыми, каковы
особенности обучения. При психологическом
обследовании обнаруживается соответствие
психического развития ребенка его возрасту.
Особое внимание психолог обращает на
сформированность уровня произвольной
деятельности; развитие психофизиологических
функций (координации движений, мелкой моторики);
развитие вербального и невербального
интеллекта, необходимого для усвоения учебного
материала. С помощью специальных
психологических методик должны быть получены
важные показатели общего психофизического и
личностного развития ребенка, включающие
следующее:
• Особенности эмоциональной реакции на
ситуацию обследования и адекватность поведения
в этой ситуации; выраженность эмоциональных
проявлений (яркость, с сопровождением мимики и
жестов; бедность, инертность; неадекватность);
особенности контакта (активность, нежелание
общаться, проявления страха); адекватность
эмоционального реагирования на похвалу,
порицание, неуспешность выполнения
предложенного задания, наказание, степень
выраженности (улыбается, плачет, кричит, бросает
вещи, грубит и др.).
• Особенности внимания (произвольность,
концентрация, устойчивость, способность
распределения и переключения); способность к
волевым усилиям и саморегуляции;
работоспособность (когда и при каких видах
работы наступает утомление).
• Особенности ведущей деятельности (учебной,
трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и
стойкость интереса к заданию; темп деятельности
и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения
задания; самостоятельность в работе;
использование помощи (организационной,
наводящей, уточняющей, разъясняющей; особо
отметить роль речевой регуляции).
• Особенности восприятия зрительного
(величины, формы, цвета); слухового;
пространственного (взаиморасположение частей,
расположение изображения на месте, размеры
изображения, различение правой-левой стороны и
др.); целостность и обобщенность восприятия.
• Особенности мышления (операции с единичным и
несколькими признаками, создание целостного
образа из частей, способность к обобщению,
абстрагированию, пониманию смысла и
установлению причинно-следственных
зависимостей).
• Особенности произвольной и непроизвольной
памяти; объем и качество кратковременной и
долговременной памяти (особо отметить
словесно-логическую память).
• Особенности представлений (соответствие
представлений реальному миру) и воображения
(оригинальность, стереотипность, причудливость и
др.).
• Особенности речи (понимание обращенной речи,
активный и пассивный словарь,
лексико-грамматичекое оформление высказывания,
звукопроизношение, фонематическое восприятие).
• Особенности самооценки и уровня притязаний
(адекватная, завышенная, заниженная); особенности
направленности личности, наличие тенденции к
беспокойству, страхам, тревожности; значимые для
ребенка качества при построении взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми.
Очень важно, чтобы все полученные сведения были
правильно интерпретированы с учетом не только
актуальных, но и потенциальных возможностей
ребенка. Только в этом случае удастся грамотно
выделить приоритетные направления работы с
ребенком при составлении индивидуальной
программы его развития и подобрать наиболее
эффективные психологические средства для
коррекционных занятий с ребенком.
Содержание индивидуальных коррекционных
программ обязательно должно быть
скоординировано с другими специалистами
(дефектологом, логопедом, врачом). Это важно,
чтобы не приводить к перегрузкам ребенка и
избежать дублирования при использовании
рабочего материала. Каждый из названных
специалистов, выполняя свою работу, участвует в
достижении общей цели и придерживается
направлений деятельности, указанных в
индивидуальном плане развития ребенка.
Качественная характеристика результатов
психологического обследования
Приведем в качестве образца характер обобщения
материалов, полученных при психологическом
обследовании ребенка 6 лет 3 месяцев, имеющего
явное отставание в развитии.
В процессе психологического обследования
Валеры Е. отмечены следующие особенности
эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко, но контакт этот носит
нестабильный характер (из-за трудностей, низкой
работоспособности). Проявляет
заинтересованность ситуацией обследования.
Равнодушен к одобрению. Реакция на замечания
отсутствует. В случае неудач отмечается
расторможенность, проявляющаяся в массе
неадекватных манипуляций с объектами.
Эмоциональный фон эйфоричный. Эмоции выражает
неадекватно ситуации. Эмоционально
тугоподвижен. Самооценка резко завышена.
Понимает инструкцию только в заданиях
невербального характера (почтовый ящик,
разрезные картинки, последовательные картинки).
В вербальных заданиях инструкция либо не
понимается вообще, либо отмечается потеря
инструкции из-за недостаточного слухового
внимания, слухоречевой памяти.
Деятельность характеризуется следующими
особенностями.
Интерес к заданиям выборочный: либо
поверхностный, либо пропадающий из-за низкой
работоспособности. Ориентировочная
деятельность постепенно ухудшается из-за неудач
или пресыщения заданием. Не может самостоятельно
выполнять задания из-за неумения построить
программу действий или быстрого пресыщения
деятельностью. В ряде заданий деятельность
хаотичная, бессистемная, бесцельная, в некоторых
случаях возможна организация деятельности
посредством стимуляции; в некоторых заданиях
активность и целенаправленность резко падают
из-за пресыщения деятельностью. Темп и динамика
деятельности также неравнозначны, но в основном
отмечается импульсивность, расторможенность,
поспешность в выполнении заданий. Речевая
регуляция заданий отсутствует. Для выполнения
зданий, как правило, нужна активная помощь. Очень
быстро истощаем.
Результаты изучения психических функций
следующие.
Внимание поверхностное, плохая концентрация,
организующая помощь малоэффективна.
Манипулятивная функция рук ограничена:
наблюдается неловкость пальцевой моторики,
нарушение координации движений. Ведущая рука
правая. Наглядно-действенное мышление:
операционный компонент деятельности — сила,
перебор пробы. Образное мышление: картинки из
двух, трех, четырех (горизонталь–вертикаль)
частей — методом зрительного соотнесения, из
четырех (диагональ) методом проб, из пяти —
перебор. Совершенно не может воссоздать
целостный образ изображенного на картинке
разрезанного предмета через представление.
Логическое мышление: практически все варианты
выполнены неверно. Задание выполняет путем
угадывания. Не способен обосновать выбранный
вариант решения. Причинно-следственные связи не
улавливает. Память: кратковременная — 1,
долговременная — 0. Речь: фраза отсутствует.
Рассказ оформить не может. Фонематическое
восприятие грубо нарушено. Отмечается очень
низкая креативность в решении наглядно-образных
задач.
Анализ результатов обследования показывает,
что для того, чтобы помочь ребенку за оставшийся
до школы год в формировании самых необходимых
психических процессов и навыков деятельности,
необходима организация специальных занятий по
следующим основным направлениям:
• формирование координации и мелкой моторики;
• формирование произвольного внимания;
• формирование организованной деятельности с
упором на планирование и речевую регуляцию;
• формирование наглядно-образного и
словесно-логического мышления (особое внимание
на воссоздание целостного образа на основе
представлений, решение наглядных и
словесно-логических задач, понимание словесных
инструкций и т.п.);
• формирование активной самооценки.
Мы указали лишь те направления работы с
ребенком, с которых целесообразно начинать.
Безусловно, в ходе занятий будут корригироваться
и остальные несформированные качества. Следует
сразу отметить, что к выполнению намеченного
плана работы должны быть привлечены родители.
Именно родители могут взять на себя заботу о
развитии двигательной сферы ребенка. На
прогулке, при выполнении различных домашних
хозяйственных дел (поливка цветов, вытирание
пыли, мытье посуды и т.д.) совершенствуются
крупные и мелкие движения. Родителям необходимо
регулярно заниматься с ребенком, используя и
специальные упражнения для укрепления мышц рук,
развития мелкой моторики пальцев. Для этих целей
полезны такие упражнения: лепка из глины,
пластилина; сжимание поочередно левой и правой
рукой сначала не тугих, а затем более тугих
резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и
т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание
на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и
закрывание пузырьков; прокалывание картона по
пунктирным линиям, по точкам; обводка по
контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу;
штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание
бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и
др.
Психолог, планируя работу с родителями, должен:
во-первых, сообщить родителям, какую литературу
они могут использовать в работе с ребенком;
во-вторых, дать советы по организации занятий.
Эти занятия, как мы уже указывали, должны быть
регулярными, носить занимательный характер, их
нельзя превращать в дополнительные учебные
задания. Для таких занятий лучше использовать
часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот
момент ребенку самому хотелось заниматься.
Взрослому нельзя навязывать свои желания
ребенку.
Важны также условия, в которых проводятся
занятия. Некоторые занятия могут проходить во
время прогулок, но для формирования ряда
психических функций необходима спокойная
деловая обстановка, отсутствие отвлекающих
факторов. Обязательным условием является
создание ситуации успеха, поощрение ребенка,
стимулирование его к дальнейшей работе.
Для того чтобы ребенок не огорчался при
неудачах, необходимы своевременные и разумные
меры помощи. Не рекомендуется сразу показывать
ребенку, как нужно выполнять задание, делать
работу за него, необходимо регулировать дозу
помощи.
Занятия должны быть непродолжительными по
времени, чтобы не вызывать утомления и
пресыщения.
В-третьих, психолог должен дать советы по
содержанию работы. Родителям нужно показать, как
лучше пользоваться тем или иным предлагаемым
материалом, помочь самостоятельно подобрать
материал для занятий с учетом возраста и уровня
общего и умственного развития ребенка.
Основными формами работы психолога с
родителями и учителями являются как
индивидуальные консультации, так и лекции,
повышающие их психологическую компетентность,
особенно в таких вопросах как организация
межличностного взаимодействия детей в классе, в
семье. Важное место в этой работе занимают
профилактика и предупреждение возможных
конфликтных и психотравмирующих ситуаций. Это
относится и к созданию в школе охранительного
психолого-педагогического режима, включающего
правильное составление учебного расписания,
дозированность, объем умственной и физической
нагрузки, стиль обучения и т.д.
Психолог является связующим звеном в работе
школьного психолого-медико-педагогического
консилиума, обеспечивает единство требований и
преемственность в работе с детьми.
Проводя коррекционную работу непосредственно
с детьми, психолог оказывает им помощь в период
адаптации к условиям школы, классного коллектива
и обеспечивает индивидуальный подход. Занятия
психолога не должны быть продолжением уроков, и
использовать надо не учебный материал, а
занимательный обучающий материал из других
источников. Допустимо использование заданий,
разработанных на основе модификации известных
психологических методик. Важно, чтобы ребенку
было интересно и полезно. Варианты таких зданий
имеются во многих методических разработках (см.
список литературы). Рекомендуем некоторые из них.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
1. «Расставь точки»
Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы,
на одной из которых хаотично расставлены точки.
Необходимо перенести их на чистый вариант
таблицы.
Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц
и переносит точки в положенные клеточки пустой
таблицы.
В данном варианте работы осуществляется
формирование не только основных качеств
внимания, но и зрительной памяти.
2. Модификация методики Рыбакова
Рекомендуемые задания можно использовать в
работе с детьми, владеющими счетом в пределах
десяти.
Вариант 1. На таблице представлены 10 строк
по 8 мячей разного размера. Учитывая возраст и
степень умственного развития ребенка, ему
предлагают подсчитать все мячи одного размера
(например, все большие или все маленькие). Счет
построчный.
Вариант 2 (усложненный). Ребенок
одновременно должен пересчитывать мячи каждого
размера (например, один большой, один маленький,
два больших, три маленьких, шесть больших, четыре
маленьких и т.д.)
Данное задание направлено на формирование
распределения внимания и способности к
переключению, а также на развитие
кратковременной памяти.
3. «Найди различия»
Ребенку предлагается картинка с изображением
одного и того же объекта, отличающегося
отдельными деталями. В зависимости от возраста
ребенка количество отличий может увеличиваться
(от 2–3 до 5–6). В случае возникновения трудностей
при рассматривании предъявленных объектов
ребенку может быть оказана организующая помощь:
«Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.
Выполнение этого задания требует максимальной
концентрации внимания для того, чтобы увидеть
различия, которые присутствуют в изображенных
объектах.
4. «Найди сходства»
Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на
которых слева дан объект-образец, справа —
четыре таких же объекта, но каждый из них
отличается деталями. Один из четырех точно такой
же, как и предлагаемый на образце слева, его
необходимо найти.
Задание направлено на формирование у ребенка
умения находить сходные признаки в изображенных
объектах. При его выполнении формируются не
только основные качества внимания, но и
наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим
развиваются мыслительные операции, и в первую
очередь — анализ, синтез и сравнение.
5. «Дорисуй»
Ребенку предлагается назвать и дорисовать то,
что отсутствует в изображении предметов.
Это задание направлено на формирование
внимания, воображения, изобразительной
деятельности.
6. Модификация методики «Лабиринты»
Мы предлагаем использовать это задание на
первых этапах работы с ребенком, так как оно
направлено на формирование необходимых для
любой деятельности качеств: концентрации и
устойчивости внимания, умения планировать свою
деятельность и осуществлять самоконтроль, в
данном случае — не допустить «ошибочный ход».
Само задание, форма его предъявления, как
правило, вызывает интерес у детей. С целью
привлечения и удержания внимания ребенка
советуем сделать разные варианты лабиринтов по
сложности и внешнему оформлению.
7. «Послушай и воспроизведи»
Задание выполняется в игровой форме.
Вариант 1. Ребенку предлагается
воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым,
ритмичные удары по столу последовательно левой,
затем правой рукой.
Вариант 2. Ребенку предлагают
воспроизводить заданные ритмичные удары
одновременно двумя руками.
Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать
круг и одновременно подсчитывать удары палочкой
по столу, которые производит взрослый.
При выполнении указанных вариантов игровых
заданий у ребенка формируется внимание
(сосредоточенность, устойчивость,
переключаемость, распределенность), а также
кратковременная память.
8. Игра «Скажи наоборот»
(модификация методики В.М. Когана и Э.А.
Коробковой)
Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные
фразы, на которые он должен давать
утвердительные ответы «да» или «нет»
(инструкция: «Если я говорю правильно, ты
отвечаешь «да», если неправильно — «нет»).
Примерные фразы
«Платье надевает девочка» — «Да».
«Зубы чистят щеткой» — «Да».
«У волка три хвоста» — «Нет» и т.д.
Вариант 2. На правильные суждения ребенок
должен говорить: «нет», а на неправильные — «да».
Примерные фразы
«На елке выросли яблоки» — «Да».
«Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет».
«Перед летом бывает весна» — «Нет» и т.д.
Вариант 3. Для детей более старшего
школьного возраста предлагается задание, в
котором ответ ребенка сопровождается движением
головы. При этом если ответ утвердительный,
делается отрицательное движение головой, а если
ответ отрицательный, делается утвердительное
движение головой.
Это игровое задание может использоваться
только на завершающем этапе по формированию
внимания, так как его выполнение требует
максимальной концентрации, устойчивости и
распределения внимания.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ
1. «Составь целое из частей»
(разрезанные картинки)
Ребенку, в зависимости от возраста,
предлагается собрать картинку с изображением
одного знакомого объекта, разрезанного на 2
части, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4
части (по диагоналям).
В процессе работы ребенку можно предлагать
разные виды помощи. Например, картинка,
разрезанная по диагоналям, собирается по уже
собранной и положенной одной части. Если такая
мера помощи оказывается недостаточной,
выкладываются обе части. Возможно и
предварительное построение объекта, привлечение
внимания ребенка к его частям, а затем
самостоятельное собирание объекта без наличия
образца.
Следует развивать возможности ребенка
узнавать целый предмет по какой-то одной части.
Подобная работа должна проводиться регулярно на
разном материале. Только после того как ребенок
научится собирать отдельный объект из частей,
можно переходить к разрезанным сюжетным
картинкам.
2. «Составь фигуры»
Ребенку поочередно предлагаются усложняющиеся
таблицы с изображением знакомых объектов.
Сначала предъявляется готовый образец, а затем
все составляющие его части. Методика работы
представляет следующие этапы:
— наложение соответствующих частей на готовый
объект;
— составление объекта по образцу, который
лежит перед ребенком;
— самостоятельное составление объекта из
частей без данного образца.
В этом задании идет формирование восприятия
целого по его частям. В процессе выполнения
задания развивается также наблюдательность,
умение анализировать и сравнивать объекты,
формируются такие качества деятельности, как
целенаправленность, планирование, самоконтроль,
волевые качества. Выполнение задания позволяет
формировать и конструктивную деятельность.
Рекомендуем иметь наборы разных вариантов,
построенных по принципу данного задания. Можно
использовать также танграммы, в которых ребенок
собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы
и т.д.
3. «Определи положение предметов»
Ребенку предлагается таблица, на которой
изображены знакомые предметы, расположенные в
разных частях листа. Он должен сказать, что
нарисовано в центре, в левом верхнем углу, в
правом нижнем и т.д., а после этого ответить на
вопросы, где расположен тот или иной предмет.
Полезно после упражнений на определение
положения на таблице перейти к определению
положения в окружающем пространстве. Ребенок
должен сказать, где стоит книжный шкаф, что
находится справа от него и т.д.
Хорошим упражнением является также слуховой
диктант, который может проходить в виде
занимательной игры. Для этого ребенку дают лист,
разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью
фишки он должен передвигаться в заданном
направлении (например, два шага влево, три вверх,
один вправо и т.д.).
При выполнении подобных упражнений
формируется внимание, ориентировка в
пространстве, способность удерживать
инструкцию, навык самоконтроля и т.д.
4. «Найди место»
Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок,
составленный из геометрических фигур. Одна часть
рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта
разных изображений вырезанной части, одно из них
является искомым. Необходимо найти эту часть и
поставить в паз (проводится по принципу методики
Равена). Важно в процессе работы с подобным
заданием постепенно переходить от
наглядно-действенного выполнения к зрительному
соотнесению.
Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная
картинка, в которой вырезаны отдельные значимые
части. Он должен найти место каждой из них.
В этом задании проводится работа по
формированию пространственного восприятия,
формируется понимание изображенной ситуации,
актуализируются имеющиеся знания и
представления ребенка. Если изображена ситуация
из знакомой детям сказки или рассказа, можно
предложить вспомнить этот текст, рассказать, что
было до этого, что будет дальше.
При выполнении данного задания формируется не
только восприятие целого, но и понимание
причинно-следственных зависимостей, что
способствует общему умственному развитию
ребенка.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
1. «Запомни слова по рисункам»
На таблице слева написаны слова, справа дано
изображение предметов или деталей предметов,
связанных с данными словами по смыслу. Ребенку
предлагают установить связи между словом и
рисунком, после чего столбик со словами
закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.
2. «Вспомни и покажи»
Проводится в игровой форме. Детям предлагается
воспроизвести движение знакомых объектов
(например, машущую крыльями птицу; косолапого
медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха
и т.д.).
В этом задании развивается двигательная
память, формируется воображение детей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
1. «Нарисуй сказку»
Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу
чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их
убирают, уточняют содержание и предлагают
нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой
сказки.
Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают
иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят
нарисовать всю сказку.
Вариант 3. Ребенку читают сказку,
интонационно выделяя наиболее значимые части.
Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.
В этом задании формируется воссоздающее
воображение. Работа строится по мере нарастания
сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один
эпизод, затем цепочку событий. В двух первых
вариантах на короткое время имеет место
зрительная опора. В варианте 3 создание сказки
осуществляется без предварительной наглядной
опоры.
Использование данного задания целесообразнее
предлагать учителям на уроках изобразительной
деятельности либо для домашних занятий.
Наряду с воссоздающим воображением
развивается логическое мышление. Дети учатся
устанавливать причинно-следственные
зависимости, выделять главные мысли в тексте,
учатся планированию, самоконтролю и т.д.
2. «Найди буквы и цифры, которые спрятались»
Ребенку предлагают карточку с «зашумленными»
изображениями и предлагают найти в них уже
знакомые им буквы и цифры. С более старшими
школьниками следует усложнить задание: «Какие
слова спрятались?» Вместо букв и цифр
«зашумленными» могут быть различные знакомые
детям предметы, геометрические фигуры. Подобные
развлекательные упражнения полезно
рекомендовать для включения в уроки письма,
математики, чтения и в другие учебные и
внеучебные занятия.
При выполнении этих заданий актуализируются
образы памяти, совершенствуется умение выделять
образ предмета и воссоздавать его в рисунке,
развивается зрительное восприятие,
актуализируется аналитико-синтетическая
деятельность, богаче становится воображение.
3. «Собери картинку и составь рассказ»
Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и
набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы,
дом, пруд, собака и т.д.), просят разложить их на
столе таким образом, чтобы получилась
композиция, по которой можно составить рассказ.
В процессе работы происходит актуализация
прошлого опыта, развитие целостного восприятия,
образных представлений, речи, воображения.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
1. «Выдели неподходящий предмет»
В зависимости от возраста перед ребенком
раскладывают от 4 до 8–10 картинок, относящихся к
одной родовой категории. Одна картинка не входит
в эту группу. Ребенок должен ее найти (например,
картинки с изображениями предметов одежды и
картинка с изображением животного; картинка с
изображением продуктов питания и картинка с
изображением обуви и т.п.).
В этом задании формируются операции анализа,
синтеза, обобщения.
2. «Установи последовательность событий»
Вариант 1. Перед ребенком в произвольном
порядке раскладываются 4–6 картинок с
изображением различных ситуаций, связанных
единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить
эти картинки по порядку, а затем составить
рассказ по этой серии картинок.
В тех случаях, когда ребенок не справляется с
заданием, можно положить первую картинку и
спросить, что было потом. Или положить вторую
картинку и спросить, что было перед этим. Мера
помощи будет зависеть от возраста и умственного
развития ребенка.
Вариант 2. Установление последовательности
в деформированных текстах.
Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой
изложения. Прочитав текст, он должен
воспроизвести текст в нужном порядке.
Примерные тексты
Конфетка
Маша выбрала в вазочке конфетку. С
удовольствием съела ее. Потом развернула
конфетный фантик и достала конфетку.
Утром
Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал.
Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.
В этом задании ребенка учат понимать
логические связи, устанавливать причинные
зависимости, делать обобщения; в процессе
составления рассказа развивается речь ребенка
(словарный запас, грамматический строй речи).
3. «Установление закономерностей»
Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на
которой в определенной последовательности
изображены предметы. Среди этих предметов есть
пропущенные. Сами предметы и их
последовательность даны в образце. Ребенок,
пользуясь образцом, должен определить и
нарисовать пропущенные предметы.
В этом задании ребенок учится анализировать и
контролировать свою деятельность.
Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре
разные фигуры. В четырех клетках таблицы
расположены три фигуры, четвертую ребенок должен
найти в приведенном образце. Более сложным
заданием является нахождение закономерностей в
девяти изображениях.
В этой работе требуется установить сходства,
различия, выделить закономерности.
Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу,
состоящую из девяти клеток с изображением восьми
предметов, и просят сказать, какой предмет не
нарисован.
Для решения этой задачи требуется провести
анализ, сравнение и установить закономерность
расположения предметов.
Все задания по установлению закономерностей
формируют такие важные качества умственной
деятельности, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, понимание логических отношений.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
1. «Скажи наоборот»
Ребенку предлагают слова, он должен назвать
противоположное по смыслу слово (например,
большой — ..., высокий — ..., мягкий — ..., горький —
..., полный — ..., родной — ..., старый — ..., день — ...,
лето — ..., труд — ..., друг — ..., сел — ..., взял — ...,
вспомнил — ..., открыл — ..., грустно — ..., близко —
..., низко — ..., прямо — ..., рано — ..., редко — ...,
вместе — ..., и т.д.)
Это игровое задание может проводиться в
различных условиях — дома, в дороге, на прогулке
и т.д.
Задание способствует активизации словаря,
введению в речь новых слов.
2. «Составь новые слова»
Это задание может быть использовано в работе с
учащимися, владеющими навыком чтения. Ребенку
предлагается слово, из букв которого нужно
составить новые слова (например, корова — вор,
ров, вар и т.д.).
Аналогичными этому заданию являются игры по
нахождению слов, начинающихся на последнюю букву
предыдущего слова; составление и разгадывание
ребусов, кроссвордов и т.п.
Использование подобных заданий способствует
обогащению и уточнению словарного запаса
ребенка.
3. «Составь предложение»
Задание заключается в составлении фраз и их
правильном грамматическом оформлении.
Ребенку предлагаются наборы объединенных по
смыслу слов, из которых нужно составить
предложения или короткие рассказы.
Примерный материал
Муравей, домой, маленький, спешил, черный.
Деткам, маковое, своим, зернышко, нес, он.
Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, лежит, он,
зерно.
Большое, это, сладкое, зерно, было.
Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и,
домой.
В этом задании не только формируется
грамматический строй речи, но и развивается
воображение детей.
Таковы некоторые виды упражнений, игровых
заданий, которые могут быть использованы
психологом в ходе коррекционно-развивающих
занятий с детьми. Все эти виды заданий можно
рекомендовать и для включения в содержание
уроков письма, развития речи, математики и др.
Подчеркиваем, что главное — систематическая и
целенаправленная работа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскакова И.Л. Внимание
школьников-олигофренов. — М., 1989.
2. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии
детей с нарушениями интеллекта. — М. – Ярославль,
1998.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. — М., 2000.
4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.
Практикум по коррекционно-развивающим занятиям .
— М., 1994.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в
детском возрасте. — М., 1991.
6. Гаврина С.Е. Учимся думать. — Ярославль,
1998.
7. Гаврина С.Е. Учимся запоминать. —
Ярославль, 1998.
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. —
М., 1986.
9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический
материал для психолого-педагогического
обследования. — М., 2002.
10. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие
ребенка в ваших руках. — М., 1999.
11. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Ваш ребенок
учится во вспомогательной школе. — М., 1993.
12. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и
практика. — М., 2000.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.,
1997.
14. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка
к школе. — СПб., 1999.
15. Психодиагностические методы в работе с
учащимися 1–2, 3–4 классов / Сост. Д.В. Лубовский. —
М. – Воронеж, 2003.
16. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. —
Ярославль, 1985.
17. Переслени Л.И. Психодиагностический
комплекс методик для определения уровня
развития познавательной деятельности младших
школьников. — М., 1996.
18. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие
воображения. — М., 1999.
19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные
методики патопсихологии. М., 2004.
20. Субботина Л.Ю. Развитие воображения
детей. — Ярославль, 1996.
21. Тихомирева Л.Ф. Развитие
интеллектуальных способностей школьника. —
Ярославль, 1996.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В каких случаях в школе необходимо
проведение психологической диагностики?
2. Формы работы психолога с учителями школы.
3. Особенности консультирования родителей.
4. В чем единство психолого-педагогической
диагностики и коррекции недостатков развития?
5. Какие средства могут быть использованы
психологом при проведении коррекционной работы
с ребенком для развития произвольной
деятельности и отдельных психических функций?
6. Каково содержание коррекционной работы,
направленной на развитие эмоционально-волевой
сферы и формирование личности в целом?
Статья подготовлена при поддержке стоматологического центра «Мой Зубной». Здоровые зубы-это важный аспект в жизни человека и оставлять его без присмотра опасно. Перейдя по ссылке: «Стоматология СПб», вы сможете, не потратив много времени, узнать подробную информацию о лечении и протезировании зубов, а также цены,акции и адрес центра. В стоматологическом центре «Мой Зубной» к каждому клиенту уделяют индивидуальный подход в лечении и протезировании зубов.
|