Дети с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью
|
О.И. Политика
СПб.: Речь, 2005
|
Тот, кто следит за
новинками психолого-педагогической литературы,
наверняка обратил внимание, что в последние
несколько лет вышло немало изданий по вопросам
обучения и воспитания детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью (СДВГ). Из этого
факта следуют, по крайней мере, два вывода: первый
— об актуальности данной проблематики, о чем в
один голос твердят все авторы; и второй — об
известной недостаточности и ограниченности
каждого из изданий.
Данная книга, отнесенная автором к разряду
монографий (хотя налицо ее выраженная
практическая направленность), не является
исключением. Посвященная проблеме коррекции
психического развития детей с СДВГ, она имеет
выраженную специфику: под психологической
коррекцией автор понимает «деятельность,
направленную на создание мультимодальной
программы клинико-психологических,
психолого-педагогических и
психотерапевтических условий, способствующих
успешной адаптации, реабилитации и личностному
росту детей в социуме». Это определение
достаточно точно отражает содержание той работы,
которая, по мнению автора, должна проводиться с
ребенком и его окружением — с семьей и
сотрудниками дошкольных образовательных
учреждений.
На необходимость проведения соответствующих
занятий с воспитывающими ребенка взрослыми
указывали многие исследователи аномального
детства, но эти указания носили слишком общий
характер. Поэтому предпринятая автором попытка
разработки такой комплексной программы
безусловно может быть оценена только позитивно,
а вот насколько эта программа окажется
эффективной — сказать трудно.
Данное издание выгодно отличается от ему
подобных основательностью:
психолого-педагогическая технология развития
детей с СДВГ опирается на результаты
теоретических и экспериментальных исследований
особенностей этих детей. Список литературы,
состоящий из 364 источников, говорит сам за себя и
невольно повышает доверие к автору.
В то же время книга имеет ограничения
возрастного характера — в ней речь идет о
дошкольниках. При этом специально отмечается,
что ранние диагностика и коррекция должны быть
ориентированы на дошкольный возраст,
отличающийся большими компенсаторными
возможностями. Поэтому данное издание
рассчитано прежде всего на педагогов и
психологов, работающих с дошкольниками, а для
школьных психологов оно может быть
рекомендовано лишь как источник сведений, причем
весьма основательный, о детях с СДВГ.
Вместе с тем следует отметить, что предлагаемые
автором методы работы пригодны не только для
дошкольников, но и для детей постарше, но в силу
своей трудоемкости (например, занятия по
релаксации с родителями) могут быть использованы
скорее в психологических центрах, чем в учебных
учреждениях. Правда, невольно возникает вопрос:
каков должен быть штат психологов, занятых с
одним ребенком, или один человек в состоянии
профессионально провести и тренинг личностного
роста для взрослых людей, и коррекционные
занятия с детьми?
Марина СТЕПАНОВА
|