Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Дети с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью

О.И. Политика
СПб.: Речь, 2005

Тот, кто следит за новинками психолого-педагогической литературы, наверняка обратил внимание, что в последние несколько лет вышло немало изданий по вопросам обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Из этого факта следуют, по крайней мере, два вывода: первый — об актуальности данной проблематики, о чем в один голос твердят все авторы; и второй — об известной недостаточности и ограниченности каждого из изданий.
Данная книга, отнесенная автором к разряду монографий (хотя налицо ее выраженная практическая направленность), не является исключением. Посвященная проблеме коррекции психического развития детей с СДВГ, она имеет выраженную специфику: под психологической коррекцией автор понимает «деятельность, направленную на создание мультимодальной программы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме». Это определение достаточно точно отражает содержание той работы, которая, по мнению автора, должна проводиться с ребенком и его окружением — с семьей и сотрудниками дошкольных образовательных учреждений.
На необходимость проведения соответствующих занятий с воспитывающими ребенка взрослыми указывали многие исследователи аномального детства, но эти указания носили слишком общий характер. Поэтому предпринятая автором попытка разработки такой комплексной программы безусловно может быть оценена только позитивно, а вот насколько эта программа окажется эффективной — сказать трудно.
Данное издание выгодно отличается от ему подобных основательностью: психолого-педагогическая технология развития детей с СДВГ опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований особенностей этих детей. Список литературы, состоящий из 364 источников, говорит сам за себя и невольно повышает доверие к автору.
В то же время книга имеет ограничения возрастного характера — в ней речь идет о дошкольниках. При этом специально отмечается, что ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, отличающийся большими компенсаторными возможностями. Поэтому данное издание рассчитано прежде всего на педагогов и психологов, работающих с дошкольниками, а для школьных психологов оно может быть рекомендовано лишь как источник сведений, причем весьма основательный, о детях с СДВГ.
Вместе с тем следует отметить, что предлагаемые автором методы работы пригодны не только для дошкольников, но и для детей постарше, но в силу своей трудоемкости (например, занятия по релаксации с родителями) могут быть использованы скорее в психологических центрах, чем в учебных учреждениях. Правда, невольно возникает вопрос: каков должен быть штат психологов, занятых с одним ребенком, или один человек в состоянии профессионально провести и тренинг личностного роста для взрослых людей, и коррекционные занятия с детьми?

Марина СТЕПАНОВА