Родители и дети.
Психология взаимоотношений
|
Под ред.
Е.А. Савиной,
Е.О. Смирновой
М.: Когито-центр, 2003
|
Книга представляет
собой коллективную монографию, жанр которой
полностью соблюден. Читатель встретит четкие
определения, анализ существующего опыта в
обширном литературном обзоре, большое
количество библиографических ссылок, среди
которых много зарубежных. В предисловии
редакторы поясняют, что если в зарубежной
психологии опубликовано более 800 исследований на
тему детско-родительских отношений, то в
отечественной психологии статистика более
скромная, и предлагаемая книга «призвана в
какой-то мере восполнить этот дефицит».
Хочется сразу отметить, что книга интересная,
безусловно полезная и представляет собой
замечательный материал для (или из)
диссертационного исследования. Однако, по мнению
рецензента, она действительно адресована
психологам и педагогам, но вряд ли широкому кругу
читателей в лице «вдумчивых и заботливых
родителей». Здесь мы видим некоторое
преувеличение издателей. Вместе с тем
специалист, работающий с детьми и их родителями,
найдет в книге тщательно прописанный, хорошо
структурированный материал. Это характерно
далеко не для всех коллективных работ, что
выгодно отличает книгу «Родители и дети» от иных
коллективных монографий.
Первая часть книги посвящена основным понятиям и
подходам к детско-родительским отношениям.
Несмотря на академичность самой тематики, многое
школьный психолог сможет использовать в своей
работе, например, при организации семинаров для
родителей. На таких семинарах психологи нередко
говорят о стиля воспитания: авторитарном,
индифферентном и т.д. Однако далеко не во всех
методических рекомендациях и газетно-журнальных
статьях, используемых при подготовке школьных
семинаров, рассказывается, например, о таких
последствиях демократического стиля, как
затруднения, испытываемые педагогами при
внешнем контроле. В разделе о влиянии
родительского контроля на развитие личности
ребенка авторы напоминают и о том, что детям из
семей с демократическим типом воспитания не
присущи альтруизм, сенситивность и эмпатия.
Материал второй части, «Отношение родителей к
детям разного возраста», охватывает широкий
диапазон: от пренатального до подросткового
периода. Как и в предыдущей части, большое
внимание уделяется особенностям воспитания, в
том числе различным типам негармоничного
воспитания. Подробное описание отношений
родителей к детям в ранний период их развития
делает информацию полезной для психологов
дошкольных образовательных учреждений. Школьным
психологам материал, представленный в этой
части, поможет по-новому построить (при
необходимости) беседу с родителями об
особенностях раннего развития их ребенка.
В третьей части, «Влияние родительского
отношения на психическое развитие ребенка», в
частности, представлен материал о применении
Детского апперцептивного теста (CAT) в контексте
детско-родительских отношений. Часть
завершается очень интересным разделом о
родительском отношении к детям с нарушениями
психического развития.
Книга «Родители и дети. Психология
взаимоотношений» не является пособием по
организации работы психолога с родителями,
однако материал, изложенный в ней, предоставляет
широкие возможности для успешного осуществления
как индивидуальных, так и групповых форм такой
работы.
Вадим РОДИОНОВ
|