Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА

Большая психологическая игра для педагогов

Цель: исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе, актуализация профессиональной роли каждого члена коллектива, перспективное планирование работы школы, содействие сплочению и формированию команды.

Необходимые материалы

— Модель идеальной школы (ИШ) — рисунок здания школы с пятью пустыми окнами (на ватмане). Около каждого окна проставлен номер. Под каждым окном оставлено место для письма (10–13 см).

— Темы «окон» идеальной школы, написанные на доске или ватмане.

— Бланки с номером «окна» ИШ — листочек, поделенный на две части (плюсы и минусы), в верхнем правом углу — номер темы.

— Карточки для упражнения «Оркестр» — на каждой карточке написано название инструмента. Некоторых инструментов, например скрипок, труб, гитар, может быть несколько. Интересно вводить карточки с народными инструментами.

— Листочки, фломастеры и булавочки для упражнения «Объявление».

— Магнитофон, инструментальные композиции (Роберт Майлз).

— Форма капитана Машины времени (кепка, темные очки, перчатки).

Оформление игрового пространства

Помещение, где будет проходить игра, условно делится на две части. В одной части стулья стоят по кругу. В другой — несколько столов, вокруг которых расставлены стулья для работы в микрогруппах. На стенах помещения атрибуты Машины времени — большие часы, с возможностью перевода стрелок, шестеренки, пружины, цифры и др. (изготовленные из картона). Около доски или на центральной стене размещается модель ИШ, возле которой стоит стол. На нем располагаются клей-карандаш, маркеры и чистые листочки по размеру окон в модели. На доске или рядом с моделью ИШ прикрепляется список «окон»-тем.

Участники: педколлектив школы, включая администрацию, социального педагога.

Необходимое время: 1 час 30 минут.

ХОД ИГРЫ

Ведущий приглашает членов педколлектива в зону, где стулья стоят по кругу, они занимают места.

Ведущий. У нас есть возможность всем вместе на Машине времени попасть в Идеальную школу — школу нашей мечты. Машина времени устроена так, что для перемещения куда-либо мы должны точно задать параметры. Параметрами в нашем случае являются профессиональные роли, которые вы играете или можете сыграть в коллективе. В нашей школе есть: директор, завучи, педагоги-предметники, социальные педагоги, педагог-организатор, психолог и т.д. (при назывании профессиональной роли участник кивает, приветствуя всех).

Разминка для педагогов «Сигнал по кругу»

Ведущий. Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время — это движение! Займите места в кругу Машины времени. Сейчас все участники должны положить свою правую руку на левое колено соседа справа, левую — на правое колено соседа слева. Капитан корабля (директор школы) дает сигнал отправления — хлопок по колену коллеги. Сигнал передается по кругу (можно 2 круга), пока не вернется к капитану.

Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свою Идеальную школу. Но сначала капитан Машины времени должен быть уверен, что вы — команда, что вы сплочены и понимаете друг друга, иначе ничего не получится.

Упражнение «Построиться по признакам»

Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться:

— по стажу работы в школе (от большего к меньшему),

— по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему),

— по знакам Зодиака,

— по цвету волос без слов (от темных к самым светлым).

Затем, по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.

Ведущий. Вы — команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет его грустить, а что радоваться.

Упражнение: «Мое сердце в школе поет, когда...»,
«Мое сердце в школе грустит, когда...»

По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своем сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.

Упражнение «Видеоролик»

Ведущий. А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени. Для того чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальной школе, надо вспомнить точку, откуда мы начинаем движение. Это школа, в которой вы работаете, наша Реальная школа.

Педколлектив делится на три подгруппы: учителя начальной школы, средней и старшей. В каждую группу должны войти представители администрации. Каждая группа должна придумать «видеоролик» (маленький фильм о типичной сцене из жизни школы). Затем группы по очереди будут показывать его, а остальные должны узнать демонстрируемое событие.

Ведущий. Мы определили исходную точку путешествия. Жизнь в нашей школе бурлит, и теперь можно приступить к определению той точки нашего путешествия, где и будет Идеальная школа.

Вы видите перед собой модель Идеальной школы (здание школы с пятью пустыми окошками). Ее окна открыты для нас, но пока мы не знаем, к чему стремимся, куда хотим попасть. Разобраться в этом нам поможет следующее. На ватмане (доске) есть список «окон»-тем. Для начала проанализируйте их. Затем на имеющихся у вас бланках напишите: в правой части — что вас радует в нашей школе, в левой — что огорчает. На каждое «окно» вы используете отдельный бланк с номером темы.

«Окна»-темы

1. Психологическая атмосфера в коллективе.

2. Возможность профессиональной самореализации и профессионального роста.

3. Оказание профессиональной поддержки и методической помощи.

4. Организация вашего труда, условия работы.

5. Возможность для совместного проведения свободного времени. Традиции коллектива.

Группа разбивается на пять микрогрупп (по темам). Каждая микрогруппа получает листки всего педколлектива по теме и в течение 15 минут анализирует ее. Результатом работы каждой группы должны стать выработанные условия, при которых изменится ситуация по обсуждаемому параметру. (Включается фоновая музыка.)

Затем от каждой группы должен выступить эксперт, который выписывает выработанные группой условия, зачитывает их, а затем приклеивает листик в соответствующее «окошко» модели Идеальной школы. Каждое «окошко» обсуждается педколлективом.

Ведущий. Идеал, к которому мы стремимся, определен. Кто же будет прилагать свои усилия к тому, чтобы Машина времени перенесла нас к нему? Давайте обратим внимание друг на друга.

Упражнение «Снежинки»

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

— складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

— снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

— в третий раз проделывает то же самое;

— и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Ведущий. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Обсуждение.

Мы все разные! Насколько хорошо мы знаем друг друга? Кто окажется в Идеальной школе?

Упражнение «Объявление»

Ведущий. Помогите друг другу прикрепить на спине листок бумаги. Сейчас каждый напишет каждому, что в нем ценит: профессиональные, личностные качества, то, что отличает этого человека и члена коллектива от других. (Играет музыка.)

После того как все листы заполнены, их снимают и перемешивают. Ведущий зачитывает характеристику, задача участников — угадать свою.

Обсуждение.

Ведущий. У нас есть ресурс кадров, способных реализовать проект Идеальной школы, есть знание того, что необходимо изменить. Сейчас мы разделимся на микрогруппы по профессиональным обязанностям: администрация, учителя, воспитатели, профсоюз, психологи и социальные педагоги и др. Каждой группе предстоит определить свою ответственность в Идеальной школе — что готовы сделать, какие обязанности берете на себя. Через 10–15 минут обсуждения в микрогруппах представитель от каждой группы должен будет в нашей модели Идеальной школы под каждым окошком написать, что данные специалисты берут на себя.

Обсуждение.

Ведущий Вот мы и достигли на своей Машине времени этой желанной временной точки — Идеальная школа. Пришло время зазвучать торжественной музыке.

Упражнение «Оркестр»

Ведущий. Выходя из Машины времени, вы получаете карточку с названием музыкального инструмента. Ваша задача состоит в том, чтобы последовательно пройти пять этапов.

1 этап. Каждый презентует свой инструмент (используя голос и части тела), исполняя известный всем музыкальный фрагмент (например, «В лесу родилась елочка»).

2 этап. Участники делятся на пары и играют музыкальный фрагмент в дуэте.

3 этап. Участники делятся на две подгруппы и каждая играет тот же музыкальный фрагмент в подгруппе.

4 этап. Весь коллектив — это оркестр. Директор школы — дирижер. Он управляет оркестром, исполняется репетируемый раннее музыкальный фрагмент.

Обсуждение.

Елена ОСИПОВА,
психолог-консультант,
начальник отдела
прикладной педагогической психологии
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии,
Академия последипломного
образования,
г. Минск