Не отстать по пути…
В крупных центрах проката видеофильмов можно
встретить такую странную рубрику: «Кино не для
всех». Кого-то это обижает, кого-то настораживает
и даже останавливает, а кого-то, наоборот,
мгновенно привлекает. Материал, предложенный
ниже, вполне мог бы быть представлен в рубрике
«Проблема не для всех», если бы таковая в нашей
газете имелась. «Не для всех» не означает
элитарности или интеллектуальной изощренности
обсуждаемой проблемы. Конечно, нет. Просто она
актуальна не для всех. Какие-то образовательные
учреждения или конкретные люди до нее еще в своем
развитии не дошли, другие благополучно решили.
Однако то, о чем говорится в этой статье, — одна
из тенденций, она существует и при определенном
раскладе социальных и политических сил может
серьезно сказаться на психологии образования и
перспективах ее развития. Если очень кратко
сформулировать суть поднимаемой проблемы, то
можно сказать так: психологи, призванные в школу
для того, чтобы способствовать ее гуманизации и
развитию, стали заметно отставать от
действительно развивающихся и
совершенствующихся в этом направлении педагогов
и директоров школ. Не остаться бы на обочине…
О рыцарях и героях
В середине 80-х годов только что ушедшего века
случилось событие пусть и не мирового масштаба,
но для тех, кто читает эти строки, — эпохальное.
Не будь его, не было бы этой газеты, не было бы тех
записей в трудовых книжках, которые многих из нас
объединяют в единый профессиональный цех.
Психологи пришли в те годы в школу и стали
школьными психологами.
Какова была сверхидея, или, как сейчас принято
говорить, миссия этого прихода? Точно не скажу, но
в целом (без всякой иронии и подтекста) что-то
очень гуманистическое. Целью «десантирования»
психологов на землю образования, обучения и
воспитания стала, как принято было говорить
прежде, ГУМАНИЗАЦИЯ. Психологи, с их философской
и методической ориентацией на ребенка, его
развитие и самоопределение, казались и
действительно были особой силой. Силой, которая
могла помочь перестроиться «объектной»
педагогике, информационно-ориентированному
образовательному процессу, педагогам, не
оснащенным современными, имеющими в виду прежде
всего человека средствами обучения и общения. В
конце восьмидесятых психолог многим — и в
академических кабинетах, и в министерских
креслах, и даже в учительских — казался
настоящим героем, рыцарем без страха и упрека,
принимающим на себя удар всего косного, что есть
в школьном образовании, и поднимающим на щит все
прогрессивное и современное. Сам язык, на котором
говорили психологи, существенно отличался от
языка тогдашнего педагога своей ориентацией на
ребенка.
И процесс пошел. Конечно, не только усилиями
психологов (а правильнее сказать — не столько),
но школа стала меняться. Некоторые школы
действительно стали на путь гуманизации, хотя
многие это просто продекларировали. Эти
некоторые начали искать пути и возможности
воплощения в конкретной школьной практике идей и
принципов абстрактно-теоретического
гуманистического подхода.
Новые вопросы
Как человек, волей счастливого случая имеющий
отношение к нескольким таким попыткам, скажу, что
движемся мы медленно, очень медленно, но движение
есть. И есть результаты. Конечно, в реальности
сегодняшняя гуманистически ориентированная
школа объективно выглядит бледнее и скучнее
своего отражения в идеальном мире классиков
гуманистической (антропологической) педагогики
и психологии. Тем более — в нашей системе
образования, все больше и больше склоняющейся к
единообразию и стандарту. Легко произнести на
педсовете вслед за теоретиками-классиками:
«Ребенок должен проживать школьную жизнь
целостно, всем своим существом —
интеллектуально, эмоционально, духовно,
телесно». А как это воплотить в жизнь? Как
реализовать это не только в атмосфере школы (что
тоже очень и очень непросто), но и в расписании,
режиме, ритме школы, естественно — в содержании
образования, не нарушив огромного количества
сдерживающих инновации факторов?
Педагогические коллективы пытаются это делать.
И вот на этом самом пути от абстрактного
гуманизма к его конкретному воплощению в
повседневной школьной практике мы рискуем
потерять психолога. В качестве той реальной силы,
которая способствует данному воплощению,
разумеется. Хотя, возможно, не только в этом
качестве, но и вообще как единицу
образовательной системы школы.
Встречи с директорами и педагогическими
коллективами тех образовательный учреждений, в
которых серьезно разворачиваются процессы
создания новой, ориентированной на человека
педагогики, позволили мне убедиться в том, что у
них существует множество если не претензий, то
серьезных вопросов к психологии образования
вообще и к психологам в частности. И это вопросы
нового качества. На них нельзя ответить, как это
было десять лет назад,
абстрактно-гуманистически: «детей надо
принимать такими, какие они есть», «ребенок на
уроке должен занимать деятельностную позицию» и
т.п.
На большинство из этих качественно новых
вопросов у нас сегодня нет конкретных ответов,
что само по себе еще не очень страшно. Главное,
готовы ли мы и наша наука, способны ли найти эти
ответы? И пока мы будем их искать, не оставят ли
нас в арьергарде развития образования?
Темы для обсуждения
Вот только некоторые темы, чаще всего
поднимаемые директорами и педагогами
«продвинутых» школ в общении с психологами.
Психологическая диагностика
Диагностика отдельных психологических
способностей, да еще измеряемых на абстрактном
материале, да не в деятельностной ситуации,
соотносимая с устаревшими статистическими
нормативами, мало что дает школе для понимания
ребенка, перспектив и возможностей его
дальнейшего развития. Нужно исследование
психологических достижений ребенка в процессе
образования, характеристик его деятельности (в
том числе — учебной) и общения для построения
соответствующей задачам его развития
образовательной ситуации. Нужен мониторинг
психологических составляющих качества
образования. А диагностику объема внимания
можете не проводить…
Школа, живущая в условиях эксперимента,
вводящая инновации в образовательный процесс,
должна иметь возможность постоянно соотносить
свою деятельность с результатами. Что меняется в
учениках? В чем прирост, развитие, изменение? И то
ли это, за что боролись?
Ответить на эти вопросы может только очень
качественный психолого-педагогический
мониторинг, в создании и анализе результатов
которого, представляется, огромная роль
отводится психологу. Именно этого от него ждут. А
социометрией заниматься не обязательно…
Коррекционно-развивающая работа
Средства и технологии, имеющиеся в
распоряжении психолога образования, делают его
чрезвычайно важной фигурой в организации
специальной развивающей работы со школьниками, в
формировании у них ряда способностей и умений,
без которых немыслимо современное образование.
Рефлексивность, навыки продуктивной совместной
деятельности, критическое мышление, способность
к целеполаганию и самоопределению, способность к
порождению и выражению собственной позиции и т.д.
Есть такое важное педагогическое понятие —
общеучебные умения и навыки. Все, что перечислено
выше, может быть названо общечеловеческими
способностями и умениями и рассматриваться как
обязательное условие и конечный продукт
хорошего образования. Наряду с необходимыми
знаниями, конечно. Коррекционно-развивающая
работа психолога в образовательном учреждении
должна быть прежде всего ориентирована на
развитие таких серьезных, обобщенных
человеческих способностей на разных этапах
школьного обучения. Для этого могут
использоваться специальные развивающие формы —
уроки, игры, тренинги. Однако психолог может
пойти и иным путем: в сотрудничестве с педагогом,
классным руководителем насыщать различные формы
урочной и внеурочной работы средствами,
способствующими развитию таких способностей.
Современная школа нуждается в методической
поддержке со стороны психолога. Но и психолог
должен хорошо понимать, какие развивающие
технологии прежде всего нужны современной школе.
И не увлекаться чрезмерно камерными тренингами
видов памяти, свойств внимания и прочего на
абстрактном материале, никак не связанном с
содержанием школьного образования.
Участие в проектировании
образовательной среды
Путь от абстрактного психологического
гуманизма к гуманистической школьной практике
лежит через высокий профессионализм тех, кто
этот путь для себя избрал. Одна из граней такого
профессионализма — овладение культурой
проектирования. И педагог, и психолог должны
научиться, удерживая высокую цель, анализировать
имеющиеся у них ресурсы деятельности, ставить
задачи и находить технологии их решения на
основе имеющихся ресурсов, развивать и
совершенствовать сами ресурсы. В том числе —
себя в качестве ресурса гуманизации образования
в школе.
Нареканий к проектировочной культуре школьных
психологов очень много, и часто они обоснованны.
Психолог, ориентированный на свое
абстрактно-психологическое мировоззрение,
далеко не всегда видит, да и хочет видеть,
психологическую сторону всего того, что
происходит в школе: на уроке, на перемене, после
занятий. А значит, он не может быть помощником
педагога и директора в изменении
образовательной среды школы. По крайней мере,
помощником сознательным и подготовленным.
Гуманизация школы на практическом, а не
декларативном уровне предполагает, что
педагогический коллектив способен подойти к
тому, что происходит, как к глобальному Проекту
собственной деятельности и собственного
развития. И в рамках этого Проекта школы психолог
очень и очень востребован. Не тот, который тихо и
незаметно изо дня в день ведет в своем кабинете
индивидуальную работу с отстающими детишками
(что очень похвально). А тот, который способен
время от времени подниматься над частным случаем
неуспеха и видеть ситуацию в целом, вместе с
путями ее изменения.
Вот каких умений и способностей ждут от нас в
тех школах, которые решились от гуманистических
лозунгов перейти к практике. Вот какие вопросы
они перед нами ставят. Готовы ли мы искать ответы?
А вдруг?..
На конференциях, круглых столах психологи
много и с удовольствием мечтают о тех временах,
когда школа из «знаньевой» превратится в
«личностно-ориентированную», когда в центр всей
школьной системы будет поставлен ребенок… А
вдруг такое действительно случится?! Что будет с
нами тогда? Вымрем, как динозавры? Станем
«корректорами частных случаев» наряду с
логопедами? Окажемся в команде с теми, кто вывел
российскую школу на новый уровень?
Кто мог предполагать двадцать лет назад, что
перед нами так быстро встанут подобные вопросы,
пусть в частном порядке, пусть как наметившаяся
тенденция, но встанут? В страшном сне не могло
привидеться место психолога в арьергарде сил,
развивающих образование. Однако это происходит.
Но очень не хочется отстать по пути…
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|