Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Школьная тревожность:
диагностика, коррекция, развитие

42-1.jpg (12048 bytes)
А.В. Микляева,
П.В. Румянцева
СПб.: Речь, 2004

Еще лет двадцать назад, когда школа существовала без школьных психологов, о школьной тревожности как одной из серьезных причин учебных трудностей речи практически не было. Создается впечатление, что само явление школьной тревожности пришло в школу вместе с психологами. Так ли это на самом деле? Если в поисках ответа на этот и многие другие вопросы, связанные с неблагополучным положением ребенка в школе, вы обратитесь к данной книге, то не будете разочарованы.

Издание носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Основное внимание авторы уделяют описанию тех мероприятий, которые направлены на диагностику и коррекцию школьной тревожности. Предлагается, в частности, схема работы школьного психолога: фронтальная психодиагностика выявляет учащихся группы риска, отличающихся повышенной тревожностью; далее проводится углубленная индивидуальная диагностика личностных особенностей детей; на основе полученных психологических данных и бесед с педагогами и родителями организуется коррекционно-развивающая работа. Эффективность мероприятий оценивается по результатам итоговой психодиагностики.

Примерно такой схемы работы придерживаются многие практические психологи, но особенностью авторского подхода является тщательная продуманность и проработанность последовательности действий с указанием конкретных психологических методик. Кроме того, к числу несомненных достоинств издания относится выделение авторами критических в плане школьной тревожности возрастов с последующим описанием специфических для каждого возраста форм и методов работы.

Специальный раздел книги посвящен вопросам профилактики школьной тревожности — созданная авторами программа рассчитана не только на школьников, но и на всех участников образовательного процесса. В силу того, что, по мнению авторов, школьная тревожность является симптомом нарушения процесса адаптации к условиям обучения, целью профилактической работы является содействие школьной адаптации учащихся.

Содержание книги довольно точно отражено в ее названии. Правда, по вине издателей в название книги на обложке закралась досадная ошибка, и вместо «диагностика, профилактика, коррекция» написано «диагностика, коррекция, развитие». О развитии чего — уж не тревожности ли в ходе психологического воздействия — идет речь?

Интерес для практиков представляет не только сугубо практическая, но и небольшая по объему, но достаточно емкая по своему содержанию теоретическая часть книги. В ней речь идет о тревоге и тревожности у детей и о школьной тревожности как самостоятельном явлении. Авторы анализируют причины школьной тревожности, описывают ее основные виды и формы, возрастную динамику. При этом они утверждают, что школьная тревожность — неотъемлемая часть учебного процесса и не может рассматриваться как однозначно негативное явление.

Это добротное пособие для практических психологов образования претендует на то, чтобы стать основным при работе с тревожными детьми.

Марина СТЕПАНОВА