Развитие навыков делового общения
|
В.А. Родионов,
Е.А. Лангуева
Ярославль:
Академия развития, 2005
|
Разработки
тренинговых занятий для учащихся старших
классов всегда вызывают интерес у психологов.
Это одно из важных, но пока еще недостаточно
разработанных направлений их деятельности.
Тренинги по совершенствованию навыков
межличностного общения, как правило, проводятся
психологами с детьми младшего подросткового
возраста, а для старшеклассников планируются
занятия лишь по профориентации.
Программа В.А. Родионова и Е.А. Лангуевой, на мой
взгляд, убивает сразу двух зайцев: готовит ребят
к предстоящему выходу во взрослую (в том числе и
трудовую) жизнь и вооружает необходимыми
навыками конструктивного взаимодействия с
окружающими.
К сожалению, большинство ребят усваивают навыки
взаимодействия, общаясь в дворовых компаниях,
или перенимают разного рода неконструктивные
стратегии поведения, которые предлагают
популярные молодежные программы и реалити-шоу
типа «Дома-2», «Большого брата» и «Голода».
Предложенная авторами программа развития
навыков делового общения состоит из 15
тренинговых занятий различной тематики и
итоговой деловой игры «Попробуем договориться!».
Тренинг можно проводить не только в школе, но и в
молодежном лагере, психологическом центре, можно
использовать и отдельные занятия во время
классного часа.
Наряду с приемами эффективной коммуникации,
которым посвящены «Общение без слов», «По одежке
встречают», «Слушать и слышать», «Как стать
хорошим собеседником», большое место уделено
таким актуальным сейчас вопросам, как
распознавание манипуляции и противостояние ей, в
том числе воздействию печатной и телевизионной
рекламы. Ряд занятий посвящен проблеме лидерства
и руководства в производственном коллективе,
составлению резюме, проведению и прохождению
собеседования.
Конечно, широкий охват проблем, с которыми так
или иначе сталкиваются или столкнутся в будущем
молодые люди, обогащает содержание программы, но
неизбежно сказывается на ее качестве. Поскольку
для рассмотрения каждой из перечисленных
проблем отводится лишь одно занятие, то ни о
какой глубине ее рассмотрения, не говоря уже о
серьезной проработке, говорить, к сожалению, не
приходится.
Часто авторы пытаются идти по пути наименьшего
сопротивления, предлагая учащимся вместо
диагностических игр и упражнений заполнить и
самостоятельно обработать достаточно
примитивные тесты, а реальной отработке тех или
иных навыков общения вообще не находится места.
Все это приводит к мысли о том, что для серьезной
и глубокой работы над предложенными проблемами
психологам придется обогащать существующие
варианты занятий наработками из собственной
практики или искать дополнительные тренинговые
материалы в других пособиях. Жаль, что такой
полезный и актуальный замысел не реализован
авторами в полной мере.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|