Что такое психология?
|
Ник Хэйес,
Сью Оррелл
М.: Эксмо, 2005
|
В издательской
аннотации книга анонсирована как «базовое
руководство для всех, кто хочет сделать
психологию своей специальностью, повысить свой
профессиональный уровень или просто научиться
лучше разбираться в людях и понимать мотивацию
их поступков». Очевидно, что и наши читатели
попадают в эту широкую категорию — по крайней
мере как желающие повысить свой
профессиональный уровень. Действительно ли
новая книга может оказать им в этом серьезную
помощь?
Наверное, в рекламных целях объявив Хэйес и
Оррелл «ведущими мировыми специалистами в
области психологии», наши издатели допустили
некоторое преувеличение — в узкий круг
психологов мирового масштаба авторы не входят,
хотя в высоком профессионализме и прекрасном
знании предмета им не откажешь. Недаром на родине
их книга выдержала три издания и активно
востребована студентами и специалистами.
Думается, и российским психологам — как будущим,
так и нынешним — она окажется полезна. Написана
она в традиционном формате западного учебника и
включает темы семинарских занятий и рефератов,
контрольные вопросы, а также краткий
терминологический словарик. Разбитая на семь
частей (подразделенных на главы — числом в 26),
книга освещает наиболее важные и интересные
проблемы психологии — соотношение природного и
благоприобретенного в становлении человека,
психологию личности и познавательных процессов,
проблемы возрастного развития и обучения,
методологию научных исследований и др.
Правда, отечественному читателю структура книги
может показаться несколько неожиданной и
непривычной. Так, глава, посвященная интеллекту,
предшествует главе о мышлении, а проблемы
восприятия и памяти разбираются еще позже;
социальная психология рассматривается прежде,
чем психология развития, а раздел, посвященный
методологии, и вовсе завершает книгу. К тому же
формат базового учебника позволяет обозреть
поднятые проблемы лишь в самом первом
приближении — например, обзор теорий личности
занимает в книге всего 24 страницы, явно
проигрывая хорошо известным нашим читателям
томам соответствующего содержания. Примеры,
приводимые в качестве иллюстраций, также весьма
лаконичны. В результате становится понятна лишь
суть приводимых авторами теорий,
закономерностей и экспериментов, тогда как не
менее интересная полемика по их поводу, а также
многие яркие детали и подробности оказываются
опущены.
Впрочем, введению в психологию это вряд ли можно
поставить в упрек. Задача книг такого рода —
именно указать на наиболее важное и интересное в
психологической науке и практике, то есть, так
сказать, пробудить у читателя аппетит к этому
деликатесному блюду, оставив ему возможность
самому отыскивать дополнительные ингредиенты и
специи. И с этой задачей авторы справляются
блестяще, и издатели в своей аннотации не
покривили душой. Это издание действительно можно
порекомендовать всем начинающим свое знакомство
с психологией, а также тем, кто желает свои знания
расширить и упорядочить.
Сергей СТЕПАНОВ
|