Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Что такое психология?

Ник Хэйес,
Сью Оррелл
М.: Эксмо, 2005

В издательской аннотации книга анонсирована как «базовое руководство для всех, кто хочет сделать психологию своей специальностью, повысить свой профессиональный уровень или просто научиться лучше разбираться в людях и понимать мотивацию их поступков». Очевидно, что и наши читатели попадают в эту широкую категорию — по крайней мере как желающие повысить свой профессиональный уровень. Действительно ли новая книга может оказать им в этом серьезную помощь?
Наверное, в рекламных целях объявив Хэйес и Оррелл «ведущими мировыми специалистами в области психологии», наши издатели допустили некоторое преувеличение — в узкий круг психологов мирового масштаба авторы не входят, хотя в высоком профессионализме и прекрасном знании предмета им не откажешь. Недаром на родине их книга выдержала три издания и активно востребована студентами и специалистами. Думается, и российским психологам — как будущим, так и нынешним — она окажется полезна. Написана она в традиционном формате западного учебника и включает темы семинарских занятий и рефератов, контрольные вопросы, а также краткий терминологический словарик. Разбитая на семь частей (подразделенных на главы — числом в 26), книга освещает наиболее важные и интересные проблемы психологии — соотношение природного и благоприобретенного в становлении человека, психологию личности и познавательных процессов, проблемы возрастного развития и обучения, методологию научных исследований и др.
Правда, отечественному читателю структура книги может показаться несколько неожиданной и непривычной. Так, глава, посвященная интеллекту, предшествует главе о мышлении, а проблемы восприятия и памяти разбираются еще позже; социальная психология рассматривается прежде, чем психология развития, а раздел, посвященный методологии, и вовсе завершает книгу. К тому же формат базового учебника позволяет обозреть поднятые проблемы лишь в самом первом приближении — например, обзор теорий личности занимает в книге всего 24 страницы, явно проигрывая хорошо известным нашим читателям томам соответствующего содержания. Примеры, приводимые в качестве иллюстраций, также весьма лаконичны. В результате становится понятна лишь суть приводимых авторами теорий, закономерностей и экспериментов, тогда как не менее интересная полемика по их поводу, а также многие яркие детали и подробности оказываются опущены.
Впрочем, введению в психологию это вряд ли можно поставить в упрек. Задача книг такого рода — именно указать на наиболее важное и интересное в психологической науке и практике, то есть, так сказать, пробудить у читателя аппетит к этому деликатесному блюду, оставив ему возможность самому отыскивать дополнительные ингредиенты и специи. И с этой задачей авторы справляются блестяще, и издатели в своей аннотации не покривили душой. Это издание действительно можно порекомендовать всем начинающим свое знакомство с психологией, а также тем, кто желает свои знания расширить и упорядочить.

Сергей СТЕПАНОВ