Воспитание и обучение
детей с ММД и ПШОП
|
Е.В. Шарапановская
М.: ТЦ «Сфера»,
2005
|
В какой бы школе вы ни
работали — начальной, средней или старшей — вам
либо уже пришлось решать проблемы, о которых идет
речь в книге, либо наверняка придется решать, так
как, по мнению автора, число детей с легкими
формами церебральной патологии постоянно
увеличивается. Именно поэтому данное издание
может быть рекомендовано всем без исключения
школьным психологам (не случайно оно вышло в
серии «Библиотека практического психолога»).
Получить информацию о детях с минимальной
мозговой дисфункцией (ММД) и с патологией шейного
отдела позвоночника (ПШОП) (эти нарушения нередко
сопровождают друг друга) можно из разных
источников, как психолого-педагогических, так и
чисто медицинских. Поэтому представляется
необходимым определить особенности данного
издания.
Во-первых, автор реализует комплексный
медико-психолого-педагогический подход к
вопросам обучения и воспитания детей с ММД и ПШОП
и обращает внимание на важность обследования
ребенка у невропатолога. Психологам хорошо
известно, что за внешне похожими нарушениями
поведения лежат разные причины и без
квалифицированной медицинской консультации
невозможно дать обоснованный ответ на вопрос: не
может или не хочет ребенок учиться. Автор
специально подчеркивает, что в условиях
отсутствия медицинской реабилитации нарушения
не исчезают, а лишь обретают новые формы
проявления. В книге приводится описание типичных
нарушений поведения у детей с ММД и
рассматриваются возможные подходы к их
классификации; при этом чаще всего выделяют два
типа ММД: гиперактивный и гипоактивный. В
практической работе поможет помещенная в
приложении таблица, в которой представлены
типичные симптомы ММД.
Во-вторых, автором поднимается этическая
проблема, связанная с тем, что в нашем обществе, к
сожалению, сложилось неадекватное отношение к
людям, обращающимся за психиатрической помощью.
В книге рассказывается о том, как следует вести
себя психологу с родителями, чтобы убедить их
проконсультироваться у медиков.
В-третьих, данное издание отличает доступность
изложения, которая обеспечивается не только
тщательно продуманной логикой преподнесения
материала, но и включением в текст описаний
конкретных примеров из жизни. В частности, в
книге есть глава, изложение в которой ведется от
лица человека, страдавшего в детстве ММД. Советы,
которые дает этот человек родителям, как правило,
молодым людям, не готовым к воспитанию «особого»
ребенка, позволяют адресовать данное издание
всем воспитывающим ребенка, а не только
профессионалам — психологам и педагогам.
И наконец, Е.В. Шарапановская специально
останавливается на анализе основных направлений
работы школьного психолога с педагогами,
родителями и детьми с ММД. Автор показывает, что
должен делать школьный психолог и, главное, чего
не должен: закрывать глаза на наличие проблемы,
так как ему, как специалисту, хорошо известно, что
только своевременная
медико-психолого-педагогическая помощь
способствует преодолению школьной дезадаптации
и успешной социализации ребенка.
Вера ПРАВДИНА |