Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Воспитание и обучение
детей с ММД и ПШОП

Е.В. Шарапановская
М.: ТЦ «Сфера»,
2005

В какой бы школе вы ни работали — начальной, средней или старшей — вам либо уже пришлось решать проблемы, о которых идет речь в книге, либо наверняка придется решать, так как, по мнению автора, число детей с легкими формами церебральной патологии постоянно увеличивается. Именно поэтому данное издание может быть рекомендовано всем без исключения школьным психологам (не случайно оно вышло в серии «Библиотека практического психолога»).
Получить информацию о детях с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) и с патологией шейного отдела позвоночника (ПШОП) (эти нарушения нередко сопровождают друг друга) можно из разных источников, как психолого-педагогических, так и чисто медицинских. Поэтому представляется необходимым определить особенности данного издания.
Во-первых, автор реализует комплексный медико-психолого-педагогический подход к вопросам обучения и воспитания детей с ММД и ПШОП и обращает внимание на важность обследования ребенка у невропатолога. Психологам хорошо известно, что за внешне похожими нарушениями поведения лежат разные причины и без квалифицированной медицинской консультации невозможно дать обоснованный ответ на вопрос: не может или не хочет ребенок учиться. Автор специально подчеркивает, что в условиях отсутствия медицинской реабилитации нарушения не исчезают, а лишь обретают новые формы проявления. В книге приводится описание типичных нарушений поведения у детей с ММД и рассматриваются возможные подходы к их классификации; при этом чаще всего выделяют два типа ММД: гиперактивный и гипоактивный. В практической работе поможет помещенная в приложении таблица, в которой представлены типичные симптомы ММД.
Во-вторых, автором поднимается этическая проблема, связанная с тем, что в нашем обществе, к сожалению, сложилось неадекватное отношение к людям, обращающимся за психиатрической помощью. В книге рассказывается о том, как следует вести себя психологу с родителями, чтобы убедить их проконсультироваться у медиков.
В-третьих, данное издание отличает доступность изложения, которая обеспечивается не только тщательно продуманной логикой преподнесения материала, но и включением в текст описаний конкретных примеров из жизни. В частности, в книге есть глава, изложение в которой ведется от лица человека, страдавшего в детстве ММД. Советы, которые дает этот человек родителям, как правило, молодым людям, не готовым к воспитанию «особого» ребенка, позволяют адресовать данное издание всем воспитывающим ребенка, а не только профессионалам — психологам и педагогам.
И наконец, Е.В. Шарапановская специально останавливается на анализе основных направлений работы школьного психолога с педагогами, родителями и детьми с ММД. Автор показывает, что должен делать школьный психолог и, главное, чего не должен: закрывать глаза на наличие проблемы, так как ему, как специалисту, хорошо известно, что только своевременная медико-психолого-педагогическая помощь способствует преодолению школьной дезадаптации и успешной социализации ребенка.

Вера ПРАВДИНА