Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


ИГРОТЕКА

Путешествие в космос

Сценарий психологической игры

Цель игры

Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки.

Задачи развития

Проблемы и трудности адаптации к школе являются ведущими для младшего школьного возраста. Именно в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому очень важно создать психологически комфортные условия для детей буквально с первых дней пребывания в школе, чтобы для каждого ребенка его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успехов. Особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми через решение творческих задач, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

Предполагаемый психологический результат

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познавательной активности и интереса участников.

Описание сюжетной канвы

Экипаж космонавтов совершает полет на Марс. Им предстоит стартовать с Земли и сделать вокруг нее виток. Затем посетить Луну, совершить посадку на Марсе и вернуться на Землю. В ходе игры-путешествия участникам предстоит пройти через определенные испытания.

Время на игру и на обсуждение: 1,5 часа.

Участники:

• возраст участников: 6–8 лет;

• размер группы: 10–12 человек;

• ведущий — психолог;

Возможное продолжение игры

Игра открывает ресурс развития, который есть в группе и у отдельных участников. Вслед за игрой могут идти тренинговые занятия, уроки психологии, содержательная образовательная деятельность.

CЦЕНАРИЙ ИГРЫ

ВВОДНЫЙ ЭТАП

Время на проведение: 20 минут.

Задачи: создание условий для построения субъектных отношений между детьми, детьми и взрослым, для реализации способов общения.

Материалы: мяч.

Ведущий. Здравствуйте! Мы с вами встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Мы с вами посетим Луну и совершим увлекательный полет к Марсу. Но для начала перед вашим полетом давайте поближе узнаем друг друга.

многие из вас уже знают, что меня зовут Наталья Анатольевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, есть ли у меня домашние животные, какие фильмы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я постараюсь ответить на ваши вопросы.

Обычно ситуация разворачивается так: вначале несколько одиночных («пробных») вопросов, на которые ведущий отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, перебивая и не слушая друг друга. В этом случае ведущий прекращает отвечать на вопросы.

Ведущий. Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, я ввожу правило: «Хочешь говорить — подними руку» (ведущий демонстрирует жест). А теперь будем задавать вопросы, используя это правило. Итак, что вы еще хотите спросить у меня?..

Вы обо мне уже многое узнали, а теперь я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Игра «Давайте познакомимся»

Знакомство детей проходит по кругу в виде игры: ведущий называет опорное слово (например: «Имя», «Семья» и др.), а дети должны задавать вопросы, кидая мяч любому участнику. В конце игры ведущий дает время для свободного обмена вопросами.

Рефлексия. О чем вы еще хотели бы узнать друг у друга?

Я уверена, что вы успели познакомиться.

Игра «Будь внимательным»

Ведущий. При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами). Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед... (Далее ведущий задает аналогичные вопросы относительно внешнего вида участников группы.)

Подведение итогов. Ведущий благодарит всех за активное участие в игре, желает детям, чтобы в будущем у них были только приятные знакомства.

I этап. Подготовка к полету

Время на проведение: 20 минут.

Задачи: создание условий для сплочения коллектива и работы в парах, для формирования культуры речи в процессе коммуникации, для развития пространственной ориентации, конструктивных способностей.

Материалы: музыкальное сопровождение, карта путешествия, чистые листочки, карандаши, мяч, два плаката с изображением ракеты (образец и второй экземпляр, поделенный на части).

На фоне спокойной «космической» музыки звучат слова ведущего.

Ведущий. Сегодня наша дружная команда юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет к Марсу. Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, сделать вокруг нее виток, посетить Луну. Затем мы совершим посадку на Марс. Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернемся на Землю.

Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте своего командира (жестом указывает на себя). Начинаем подготовку к полету.

Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости наших ребят.
Собраться в дорогу не трудно для нас —
Будем к полету готовы сейчас.

Беседа

Ведущий. Отправляясь в полет, нам нужно взять с собой «копилку» вежливых слов. К вежливым словам относятся и слова приветствия.

— Здравствуйте! —
Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! —
Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Когда люди говорят «Здравствуйте!», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?

А есть и другие способы приветствия: раскланяться, снять шляпу, обменяться рукопожатием. Предлагаю вам обменяться «рукопожатием» в парах таким образом: на листе бумаги обведите контур правой руки соседа.

Игра с мячом «Вежливые слова»

Ведущий. Чтобы узнать, какие вежливые слова вы еще знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливые слова и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Слова «До свиданья!», «Спасибо!»,
«Простите!», «Пожалуйста»,
«Здравствуйте!» щедро дарите.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Я уверена в том, что все участники нашей команды постараются быть вежливыми и воспитанными космонавтами.

Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс —
Звезды, в гости ждите нас!

Действительно, чтобы летать, нам нужен космический корабль. Здесь мы воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.

Вы видите рисунок ракеты. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали и разложен на столе. Я приглашаю всех участников команды к сборке корабля. (Ведущий наблюдает и, если потребуется помощь, оказывает ее.)

Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Трудно ли было собирать корабль? Почему? Продолжим игру?

II этап. Полет на Луну

Время на проведение: 25 минут.

Задачи: создание условий для сплочения коллектива и работы в парах, для развития творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности, для развития познавательного интереса у детей.

Материалы: музыкальное сопровождение, чистые листочки, цветные карандаши.

Ведущий. Космонавты! Прошу надеть шлемы, занять свои кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один — летим!

(Звучит музыкальная пьеса «Полет в бесконечность».)

Наш корабль совершает полет вокруг Земли. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Расскажите, пожалуйста, что вы видите.

Прощай, Земля! Вперед, к Луне!

Итак, мы подлетаем к Луне. Луна — спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы привязана к Земле.

Космонавты, прошу вас внимательно посмотреть в иллюминаторы! Мы с вами прибываем на Луну и попадаем в Лунный зоопарк. На самом деле Луна необитаема, как и Марс, но наше путешествие — сказочное, поэтому прошу каждого члена экипажа «сфотографировать» в зоопарке (нарисовать) одно животное.

Рефлексия. Расскажите о своем животном, расскажите о том, чем оно питается, как называется и где обитает.

III этап. Полет на Марс

Время на проведение: 18 минут.

Задачи: создание условий для сплочения коллектива, для развития познавательного интереса у детей, культуры общения, воображения, когнитивной сферы.

Материалы: музыкальное сопровождение, чистые листочки, цветные карандаши, рисунки лунных животных.

Ведущий. Теперь наш путь лежит к Марсу. Марс — планета Солнечной системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля.

Что же, попробуем совершить посадку на Марс!

Представьте, что нас встречают марсиане. Давайте их поприветствуем по-земному, и тогда они поймут, что мы прилетели с планеты Земля. (Ведущий тоже участвует в приветствии.)

Они рады видеть нас. И я хочу предложить вам обменяться «рукопожатием». Придумайте контур руки марсианина и нарисуйте его.

Рефлексия. Вам понравилось рисовать? Что вы почувствовали, когда рисовали?

Загадки марсиан

Ведущий. Марсиане нам приготовили загадки. Если мы их отгадаем, то сможем вернуться обратно на Землю. Но если вдруг мы не отгадаем загадку, то сможем спастись, только отдав за неправильный ответ фотографию одного из лунных животных.

Ведущий загадывает загадки, а члены экипажа отгадывают. Одна или две загадки неотгадываемые.

Рефлексия. Понравилось ли вам отгадывать загадки? Что вы чувствовали, когда не могли отгадать загадку?

Заключительный этап.
Возвращение на Землю

Время на проведение: 7 минут.

Задачи: предоставить возможность для адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ игры и деятельности участников.

Ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Прошу экипаж занять свои места, пристегнуть ремни, приготовиться к возвращению на Землю.

Ведущий подводит итоги полета. Задает вопросы:

Вам понравилась игра?

Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии? Почему?

Ведущий. Мы с вами достойно прошли все испытания. Я думаю, что во время путешествия наша команда стала дружной и сплоченной.

Да свидания! До следующей встречи, друзья!

Наталья СТАЛЕВСКАЯ,
педагог-психолог начальной школы,
Сахалинская обл.