Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


МОЗАИКА

НАСЛЕДНИЦЫ МИТРОФАНУШКИ

Крылатой стала фраза фонвизинского недоросля: «Не хочу учиться – хочу жениться». Она на два столетия предвосхитила недавнее открытие британских ученых – нелюбовь к учению часто сочетается с ранним началом половой жизни и беременностью несовершеннолетних. В современном британском обществе эти проблемы стоят довольно остро, поэтому понятно стремление исследователей разобраться в мотивах поведения старшеклассниц.

Исследование, охватившее свыше 8 тысяч 13–14-летних школьниц центральной и южной Англии было направлено на выявление отношения девочек-подростков к проблемам пола. Стремясь не слишком акцентировать интимную проблематику, исследователи постарались закамуфлировать интересовавшие их вопросы иными вопросами, нейтральными. В частности, наряду с выяснением мнения школьниц о допустимости лично для них начала половой жизни до достижения 16-летия, а также о возможности беременности до 20 лет, ставился вопрос и об отношении к школе – нравится девочкам учиться или нет. В ответах многотысячной выборки исследователям бросилась в глаза явная закономерность – заявления о нелюбви к школе во многих случаях сочетались с готовностью хоть завтра расстаться с невинностью, причем ранняя беременность спокойно расценивалась как весьма вероятная и отнюдь не пугающая. Последнее, кстати, никак нельзя было объяснить сексологическим невежеством – в вопросах контрацепции юные англичанки оказались на удивление сведущи.

Хотя вопрос о природе таких установок требует дальнейших исследований, ученые полагают, что для учениц, не любящих школу, беременность просто может выступать альтернативой продолжению образования и построению карьеры. Так или иначе, в свете полученных данных проблема учебной мотивации неожиданно приобретает новую окраску. Оказывается, противопоставить сексуальной распущенности со всеми ее негативными последствиями следует не только моральные проповеди и мероприятия по половому просвещению. Чем больше школьников и школьниц станут учиться с охотой, тем меньше будет издержек сексуальной революции. А это уже забота не только сексологов и моралистов!

По материалам Journal of Epidemiology and Community Health

 

ВЕЖЛИВАЯ ЛОЖЬ – ЛУЧШЕЕ УПРАЖНЕНИЕ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ

Люди, которых еще в детстве научили скрывать свои истинные чувства под маской вежливости, демонстрируют значительно больший контроль над реактивным поведением и, соответственно, достигают в жизни гораздо больших высот.

Подъем к вершине начинается еще в детстве, когда мама в первый раз шипит на дитя, скривившееся при виде неудачного подарка, а папа, когда гости отвернулись, аккуратно дает ему первый подзатыльник. Урок понятен: если тебе что-то не понравилось, это — твои проблемы. Сделай так, чтобы даритель сел за стол счастливым, и на следующее утро тебе перепадет еще пара сладостей сверх установленной нормы.

Дети, воспитываемые таким образом, учатся прыгать под потолок от счастья, когда бабушка дарит им свой фирменный зимний комплект из вязаных носков, шарфа и шапочки, а тетушка — пластмассовый конструктор неизвестного китайского производителя. Несмотря на то что некоторые молодые родители считают такой метод воспитания неестественным, американские исследователи полагают, что умение контролировать свою реакцию на нежеланные подарки, прививаемое детям еще в дошкольном возрасте, может сослужить им хорошую службу в более зрелом возрасте, – сообщается в пресс-релизе Орегонского университета.

В ходе исследования группа американских ученых установила, что такая вынужденная ложь помогает детям лучше усваивать неписаные правила этикета, а также развивает в них более ровный (по крайней мере — внешне) темперамент.

В эксперименте, проведенном Джессикой Кьерас, Рене Тобен, Вильямом Грациано и Мэри Ротбарт, приняли участие дети в возрасте от трех до пяти лет. Экспериментаторы провели среди детей опрос — какой подарок для них наиболее желанный, а затем выдали им либо желанную, либо нежеланную игрушку. Наблюдая за реакцией детей, ученые разделили их по базовым признакам: улыбка, удивление, разочарование, отвращение и злость.

Чтобы найти связь между этими результатами и способностью детей к самоконтролю, им предложили выполнить ряд упражнений на терпение. Например, нарисовать длинную линию, ведя шариковой ручкой с раздражающе низкой скоростью, или оттянуть и долго удерживать спусковой механизм пинбольного автомата.

Понятно, что естественная для любого ребенка реакция — бросить ручку и заявить взрослому дяде, что ему это надоело и он не хочет и не будет этого делать. В то же время воспитанный мальчик будет выполнять порученную ему задачу до упора, подчиняясь привитым ему социальным рефлексам. Стоит ли говорить, что дети, умеющие с улыбкой преодолеть разочарование от неудачного подарка, куда лучше управлялись и с выполнением неприятной работы?

По мнению исследователей, такой тренинг не пройдет для ребенка даром: через несколько десятков лет он поможет уже взрослому человеку найти свое место в обществе.

По материалам http://www.psychologicalscience.org