Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Создание интегрированного
школьного сообщества

CЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Описанная ниже деловая игра была проведена в рамках педагогического совета в специальной школе (для девиантных детей). Она была ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия специалистов школы с целью объединения их в единое профессиональное сообщество. Подобная цель, как нам представляется, стоит перед педагогическими коллективами не только коррекционной, но и любой другой школы. Поэтому эта деловая игра (с небольшими модификациями) может быть использована психологами в работе со специалистами школ разных типов.

Необходимые материалы: карточки с названием ролей участников («учитель», «воспитатель», «администратор», «детка»), листы ватмана, листы А4, ручки, маркеры.

I этап. Смена профессиональных ролей

Ведущий. Каждый из нас делает очень много, осуществляя свои профессиональные функции в качестве педагога, завуча, воспитателя, психолога. Мы вправе считать себя неплохими специалистами. Однако деятельность в рамках, четко очерченных нашей профессией, имеет и свои негативные стороны. Какими бы высококвалифицированными специалистами мы ни были, мы видим проблемы только из своей, ставшей привычной позиции, не задумываясь о том, что другой профессионал может видеть и оценивать увиденное иначе, чем мы. В этом часто кроются причины непонимания людьми друг друга, сложностей объединения специалистов в единую команду. Сегодня мы предлагаем вам выйти за рамки привычных позиций. А для этого необходимо хотя бы на короткое время взять на себя необычную роль.

Ассистенты предлагают всем участникам педагогического совета вслепую вытянуть из коробочки одну из карточек, на которых написано «педагог», «воспитатель», «администратор», «детка». Если вытянутая карточка совпадает с реальной профессией участника, то необходимо тянуть карточку еще раз: смена профессиональной роли должна обязательно произойти у всех.

Затем участники разделяются на подгруппы в соответствии с доставшимися карточками. Представляется удобным, если каждая из подгрупп — «педагоги», «воспитатели», «администрация», «детки» — будет располагаться вокруг отдельного стола, на котором уже лежат несколько листов бумаги формата А4, лист ватмана и маркеры.

II этап. Погружение в новую профессиональную роль

Ведущий. Вам необходимо как можно ярче представить себе того человека, роль которого вам предстоит сыграть. Возможно, вы выберете для себя какой-то реальный прототип. Пожалуйста, ответьте письменно на несколько вопросов.

Вопросы для «педагогов»:

1) Вы мужчина или женщина?

2) Сколько вам лет?

3) Сколько лет вы работаете в школе?

4) Какой предмет вы преподаете?

5) В каких классах?

Вопросы для «воспитателей»:

1) Вы мужчина или женщина?

2) Сколько вам лет?

3) Как давно вы работаете в качестве воспитателя?

4) А кем вы работали до этого?

5) С какими классами вы работаете в качестве воспитателя?

Вопросы для «администраторов»:

1) Вы мужчина или женщина?

2) Сколько вам лет?

3) Какой именно административный пост вы занимаете: завуча, директора или какой-то иной?

4) Как давно вы работаете в этом качестве?

5) Есть ли у вас педагогическое образование? Если да — какая специальность?

Вопросы для «деток»:

1) Вы мальчик или девочка?

2) Сколько вам лет?

3) В каком классе вы учитесь?

4) Как давно пришли в эту школу?

5) Нравится ли вам в этой школе?

При необходимости круг вопросов можно расширить, уточнив особенности характера, стиля отношений с другими людьми и т.п.

III этап. Работа в подгруппах

Ведущий. Теперь вам, дорогие педагоги, воспитатели, администраторы, учащиеся, предстоит всерьез поработать над проблемой развития всего нашего школьного сообщества. Необходимо найти ясные и точные ответы на вопрос: «Что бы я сделал, чтобы улучшить взаимодействие между членами коллектива школы?» Каждой группе нужно обсудить этот вопрос и предложить не менее пяти совершенно конкретных ответов, которые вы должны отразить на листе ватмана. Время для обсуждения — двадцать минут.

По завершении отведенного времени представители подгрупп вывешивают листы ватмана на стене и дают комментарии к принятым решениям.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра "N.A.R.A.". Центр предлагает Вам услуги в таких направлениях медицины, как сосудистая хирургия, ортопедия, офтальмология, гепатология, пластическая хирургия, лечение рака, лимфография, гастроэнтерология, гинекология, лечение позвоночника в Израиле и другие. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://nara-center.ru/.

IV этап. Возвращение в свои настоящие профессиональные роли

Ведущий. Итак, мы получили достаточно интересные, на мой взгляд, предложения от подгрупп. Однако пришла пора вспомнить о том, кто вы на самом деле. Прошу вас снова пересесть, собравшись в подгруппы в соответствии с вашей подлинной профессией.

После того как участники педсовета займут свои места, ассистенты передают им листы ватмана, заполненные членами подгрупп, исполнявших соответствующие роли.

Вы снова стали самими собой — педагогами, воспитателями, администраторами. Прошу вас еще раз внимательно просмотреть и проанализировать то, что предложили ваши коллеги, взглянув на проблему с вашей профессиональной позиции. Подумайте, можно ли найти среди высказанных идей приемлемые для вас? Те, которые вы сами готовы начать воплощать в жизнь? Даже если сразу хочется сказать «нет» — не спешите, попробуйте определить те условия, при которых это все-таки оказалось бы возможным. Требование таково: нужно выбрать не менее трех приемлемых пунктов — приемлемых для вас хотя бы частично. Время на обсуждение — десять минут.

По истечении отведенного времени представители от групп выступают с результатами обсуждения.

V этап. Подведение итогов деловой игры

Ведущий предлагает участникам педсовета обсудить итоги проведенной игры по следующим вопросам:

Понравилось ли участвовать в деловой игре?

Что было в процессе игры трудно выполнять и что легко?

Удовлетворены ли участники результатами игры?

Какие именно результаты представляются наиболее важными?

Что из предложенного участники педсовета готовы воплотить в реальность?

Что нового и полезного для себя участники вынесли в итоге?

Предложения «деток» обсуждаются всеми участниками игры.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
Елена РАЯНОВА,
Полина ШУСТОВА,
педагоги-психологи специальной школы № 2,
г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример результатов обсуждения в подгруппах на педсовете
«Создание интегрированного школьного сообщества»

(Плюсами отмечены пункты, оказавшиеся приемлемыми
для специалистов в реальных профессиональных позициях.)

«Администрация»

1. Организовать выезд педколлектива в загородный пансионат. Цель: совместная творческая работа для решения важнейших вопросов деятельности школы. (+)

2. Организовать мониторинг в выполнении конкретных задач. Например, добиться стопроцентной посещаемости в течение одного месяца.

3. По итогам выполнения конкретных задач стимулировать денежной премией учителей и воспитателей, а лучший класс — ценным подарком. (+)

4. Ввести постоянно действующую систему совместных мероприятий. (+)

5. Ввести в систему один раз в месяц день самоуправления.

«Детки»

1. «Неинтересно на уроках, скучно, утомляет все». Вывод: нужна другая, новая форма урока (наглядность, внеклассные занятия по предметам, раздаточные материалы и т.п.). (+)

2. «Тесно нам». Вывод: нужно побольше кабинетов.

3. «Сам (сама) хочу» Вывод: индивидуальность, дифференцированный подход. (+)

4. «Целый день тяжело в школе». Что нужно: разнообразить вторую половину дня, интересные кружки, дискотеки, экскурсии и т.д. (+)

5. «Учителя ругаются, заставляют делать то, чего мы не умеем, не выпускают на улицу». Что нужно: не повышать голос, уметь понять. (+)

6. «Не умеем общаться друг с другом, только кулаки, сила и мат». Что нужно: улучшение межличностных отношений, личный пример взрослых.

«Педагоги»

Что нужно для улучшения взаимодействия
с воспитателями:

1) распределение ролей на уроке, (+)

2) открытие дискуссионных клубов и лекториев,

3) взаимный обмен информацией о психологических индивидуальных особенностях детей; (+)

с администрацией:

1) сообщения о современных методах с целью внедрения их в практику,

2) разработка и внедрение индивидуальных программ в обучение ребенка,

3) методические заседания и советы по классам; (+)

с детьми:

1) творческое взаимодействие с детьми (спектакли по темам урока, мастерские и т.п.), (+)

2) индивидуальная работа с детьми.

«Психологи»

• Выработка стратегий проведения урока с учетом психологических особенностей ребенка. (+)

«Воспитатели»

1. Организационно-деловые игры. (+)

2. Организационно-деловые игры совместно с детьми. (+)

3. Использование музыки и театра. (+)

4. Привлечение волонтеров к работе.

5. Информационные издания (внутришкольные). (+)

6. Вовлечение каждого в общее дело. (+)