Я выбираю профессию...
в первый раз
Слова, вынесенные в заголовок этот статьи, как
мне представляется, очень многое означают в том
процессе, который принято скучно называть
«профориентацией школьников». Профориентация в
старшем школьном возрасте — это сложный,
многогранный процесс личностного
самоопределения и познания себя и мира, который
по сути своей отнюдь не сводится к банальному
выбору колледжа, вуза или рабочей специальности.
Не должен сводиться, во всяком случае, так как
слишком много сил, чувств и мыслей растущей
личности в него включено, слишком много
возможностей заложено...
Пожалуй, сегодня нет такого пособия по
профессиональной ориентации старшеклассников,
которое во всей полноте описывало бы этот
процесс, да еще и прикладывало к описанию
соответствующие методики и технологии. Но
хороших книжек много, особенно если слепить из
них нечто целостное.
Попробуем перечислить основные составляющие
того процесса, который мы определили выше как
«профориентацию в школьном возрасте», и
соотнести их с теми книжками, в которых об этом
написано полезно и интересно*.
Профориентация как самопознание и обретение
личных приемов самоанализа и саморефлексии.
Это одна из первых и существенных задач при
первом в жизни выборе профессии: научиться
анализировать себя в контексте некоторой
системы требований и условий, освоить и
присвоить способы самоанализа и самоизучения,
которые потом пригодятся в жизни в самых разных
ситуациях.
Справедливости ради скажем, что почти все книги
по данной теме обращаются к самопознанию,
рассматривая его для старшеклассников сквозь
призму психологической диагностики
особенностей, возможностей и способностей. И
набор этих тестов удивительно устойчиво кочует
из книги в книгу. В большинстве случаев речь идет
о методиках изучения свойств нервной системы,
когнитивных способностей и личностных свойств, с
одной стороны, и набора специальных методик
изучения профессиональных склонностей и
интересов — с другой. Для организации занятий по
самоанализу и самоизучению можно обратиться к
книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия», которая
среди прочего хороша тем, что выходит в комплекте
с рабочей тетрадью для школьников Т.Л. Павловой.
Непревзойденными мастерами игрового подхода в
этой области были и остаются Н.С. и Е.Ю.Пряжниковы.
Изучение способностей и интересов в
профориентационных тестах непосредственно
связано с другой задачей — познания мира
современных профессий и предъявляемых ими
требований к психологическим особенностям
человека.
Познание мира труда и современных профессий.
Психологу, прежде чем начать обсуждать такую
проблематику со школьниками, необходимо самому в
этом мире хорошо разобраться. В помощь учащимся,
познающим мир труда и трудовых отношений, могут
быть предложены книги Г.В.Резапкиной или Е.С.
Романовой и банальные, но чрезвычайно
познавательные справочники для поступающих в
вузы и другие учебные заведения.
Книга Резапкиной «Секреты выбора профессии,
или Путеводитель выпускника» в определенной
степени сочетает в себе пособие по выбору
профессии, справочник по самим профессиям и
способам их получения в разных учебных
заведениях (правда, Москвы и Московской области).
Серьезнейшее учебное пособие Романовой дает
возможность познакомиться с 99 (!) востребованными
в России профессиями и их профессиограммами
(напомним, что профессиограмма — это основанная
на анализе содержания профессии ее
характеристика в соотнесении с требованиями к
человеку — ее носителю). Приведен в книге и
список образовательных учреждений, по окончании
которых человек приобретает данную профессию.
Увы, снова московских.
Методы и технологии самоопределения в
проблемной жизненной ситуации — тоже задача
профориентации. Выбор профессии — один из самых
первых серьезных социально-личностных выборов
для большинства современных российских детей. Их
потенциальная взрослость значительно
притормаживается в своем формировании
существующей системой общего среднего
образования, и к моменту профессионального
самоопределения большинство из них еще не имеют
осознанного опыта личных выборов.
Ситуация выбора профессии становится для них
экспериментальной площадкой, школой осознанного
целеполагания и выбора. Вернее, может стать и
позволить обрести новый жизненный опыт и новые
психологические способности — способность
выбирать и достигать цели. О том, как
методологически и методически верно
организовать такую работу, к счастью, есть
хорошие книжки. Из известных мне к ним,
несомненно, относятся работы А.П. Чернявской, В.Р.
Шмидт, авторского коллектива под редакцией С.Н.
Чистяковой и Н.Ф. Родичева. Книга Чернявской
лично мне очень близка мировоззренчески и
идеологически. Жизненное и профессиональное
самоопределение в ней рассматриваются сквозь
призму собственно человеческих способностей и
умений, которые взрослеющий человек должен в
себе взрастить. А грамотный тренер и консультант
может ему в этом помочь.
Книга Шмидт дорога тем, что, во-первых,
предлагает решать задачи профориентации силами
педагога и педагогическими методами — просто и
умно составленными и проведенными диалогами,
беседами. А во-вторых, «вспоминает» о родителях и
дает понятные, но очень важные для этой категории
«соучастников» профессионального
самоопределения советы. Вообще в книге много
современных и не банальных мыслей и идей.
Например, серия диагностических бесед «Быть или
не быть... журналистом, юристом, менеджером,
психологом, педагогом». Учащимся предлагается на
доступном им языке поразмышлять о требованиях и
возможностях профессии, ее социальном статусе,
видах профессиональной карьеры и о многом
другом. Отличный материал собран под общим
названием «Горячая десятка заблуждений в выборе
профессий».
В книге С.Н. Чистяковой и ее соавторов много
важного рефлексивного материала. По сути,
учащимся предлагаются различные технологии
размышления о выборе профессии. Но дороже всего и
ближе мне по духу, пожалуй, идея профессиональных
проб на этапе самоопределения и выбора. в книге
не только раскрыта идея таких проб, но и приведен
интереснейший пример такого рода методики. Это
новое важное направление в профориентационной
работе. В книге даны ссылки на первоисточник
идеи, что тоже вызывает уважение и доверие к
авторам.
Освоение методов и технологий подготовки к
будущей специальности и поступлению в
соответствующее учебное заведение. Это
немного разные задачи. Очевидно, что самих
старшеклассников больше волнует второе. В их
распоряжении — профильное обучение в старшей
школе, рекомендации по подготовке к поступлению
в вуз, с которыми можно познакомиться в книгах
Г.В. Резапкиной, В.Р. Шмидт, С.Н. Чистяковой, Т.Л.
Павловой. Пожалуй, это не самый разработанный
аспект профориентации. И это — отражение
реальности. Сегодняшняя жизнь старшеклассника
устроена так, что она и по форме и по содержанию
очень мало напоминает трудовую деятельность и
обучение в высшей школе. Вопрос, что мне нужно
делать уже сегодня для того, чтобы быть успешным
в выбранной профессии, чаще всего сводится к
общеразвивающим психологическим рекомендациям.
У старшеклассников в большинстве случаев нет
возможности тренировать в себе специальные
качества и способности, оттачивать азы будущего
профессионального мастерства. И это находит
отражение в содержании литературы по
профориентации.
Все перечисленные выше книги, за исключением
рабочей тетради к пособию Резапкиной, —
методические. Для взрослых. А что почитать самому
«юноше, обдумывающему житье»? Выбор в моей личной
библиотечке не велик. Но есть симпатичная книжка,
«не наша» правда, — Джин Уэбстер. «Создай свое
будущее сам: руководство по планированию
будущего для подростков». Книга — собеседник,
книга — личный дневник. Немного пафосно, без
стилистических и семантических заигрываний с
подростками, но по делу. Мне кажется, часть
подростков, чье «эго» мягко переживает бурный
процесс саморазвития, могут ее понять и принять.
Во всяком случае, такие книги нужны.
Выбор профессии сегодня — это не всегда и
не обязательно выбор судьбы вообще. Это —
нормальный процесс осмысления человеком себя в
контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее
социальных ожиданий и нахождения своего места в
мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду
меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои
приоритеты. Если человек личностно свободен и
оснащен необходимыми инструментами самоанализа,
постановки целей и их достижения... если он умеет
анализировать ситуацию и соотносить ее со своими
интересами... если он умеет работать с
информацией и превращать ее в знание и выбор — он
прошел хороший курс профориентации в школе. И
замечательно, что при создании такого курса нам,
практикам, есть на кого и на что опереться.
* Автор обзора приносит свои
искренние извинения всем коллегам, написавшим
другие хорошие и умные книжки на тему
профориентации и не попавшим по самым разным
причинам в приведенный ниже список.
В статье содержатся ссылки на следующие
издания:
Павлова Т.Л. Профориентация
старшеклассников: Диагностика и развитие
профессиональной зрелости. — М: ТЦ «Сфера», 2005.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и
методики для профессионального самоопределения
старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2004.
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. —
М.: Генезис, 2005.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или
Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа
профессионального самоопределения для
подростков: Учебно-методическое пособие для
школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис,
2004.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа
профессионального самоопределения для
подростков: Рабочая тетрадь учащегося. — М.:
Генезис, 2005.
Романова Е.С. 99 популярных профессий.
Психологический анализ и профессиограммы. —
СПб.: Питер, 2003.
Уэбстер Дж. Создай свое будущее сам:
Руководство по планированию будущего для
подростков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Чернявская А.П. Психологическое
консультирование по профессиональной
ориентации. — М.: Владос-пресс, 2004.
Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов
Е.В. Педагогическая поддержка
профессионального самоопределения
старшеклассников. — М.: Новая школа, 2004.
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по
профориентации для старшеклассников: 8–11 класс.
— М: ТЦ «Сфера», 2005.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|