Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


ЛИТОБЗОР

17-1.jpg (10458 bytes)

 

Я выбираю профессию...

в первый раз

Слова, вынесенные в заголовок этот статьи, как мне представляется, очень многое означают в том процессе, который принято скучно называть «профориентацией школьников». Профориентация в старшем школьном возрасте — это сложный, многогранный процесс личностного самоопределения и познания себя и мира, который по сути своей отнюдь не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Не должен сводиться, во всяком случае, так как слишком много сил, чувств и мыслей растущей личности в него включено, слишком много возможностей заложено...
Пожалуй, сегодня нет такого пособия по профессиональной ориентации старшеклассников, которое во всей полноте описывало бы этот процесс, да еще и прикладывало к описанию соответствующие методики и технологии. Но хороших книжек много, особенно если слепить из них нечто целостное.
Попробуем перечислить основные составляющие того процесса, который мы определили выше как «профориентацию в школьном возрасте», и соотнести их с теми книжками, в которых об этом написано полезно и интересно*.

Профориентация как самопознание и обретение личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных ситуациях.

Справедливости ради скажем, что почти все книги по данной теме обращаются к самопознанию, рассматривая его для старшеклассников сквозь призму психологической диагностики особенностей, возможностей и способностей. И набор этих тестов удивительно устойчиво кочует из книги в книгу. В большинстве случаев речь идет о методиках изучения свойств нервной системы, когнитивных способностей и личностных свойств, с одной стороны, и набора специальных методик изучения профессиональных склонностей и интересов — с другой. Для организации занятий по самоанализу и самоизучению можно обратиться к книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия», которая среди прочего хороша тем, что выходит в комплекте с рабочей тетрадью для школьников Т.Л. Павловой.

Непревзойденными мастерами игрового подхода в этой области были и остаются Н.С. и Е.Ю.Пряжниковы. Изучение способностей и интересов в профориентационных тестах непосредственно связано с другой задачей — познания мира современных профессий и предъявляемых ими требований к психологическим особенностям человека.

Познание мира труда и современных профессий. Психологу, прежде чем начать обсуждать такую проблематику со школьниками, необходимо самому в этом мире хорошо разобраться. В помощь учащимся, познающим мир труда и трудовых отношений, могут быть предложены книги Г.В.Резапкиной или Е.С. Романовой и банальные, но чрезвычайно познавательные справочники для поступающих в вузы и другие учебные заведения.

Книга Резапкиной «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» в определенной степени сочетает в себе пособие по выбору профессии, справочник по самим профессиям и способам их получения в разных учебных заведениях (правда, Москвы и Московской области). Серьезнейшее учебное пособие Романовой дает возможность познакомиться с 99 (!) востребованными в России профессиями и их профессиограммами (напомним, что профессиограмма — это основанная на анализе содержания профессии ее характеристика в соотнесении с требованиями к человеку — ее носителю). Приведен в книге и список образовательных учреждений, по окончании которых человек приобретает данную профессию. Увы, снова московских.

Методы и технологии самоопределения в проблемной жизненной ситуации — тоже задача профориентации. Выбор профессии — один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Их потенциальная взрослость значительно притормаживается в своем формировании существующей системой общего среднего образования, и к моменту профессионального самоопределения большинство из них еще не имеют осознанного опыта личных выборов.

Ситуация выбора профессии становится для них экспериментальной площадкой, школой осознанного целеполагания и выбора. Вернее, может стать и позволить обрести новый жизненный опыт и новые психологические способности — способность выбирать и достигать цели. О том, как методологически и методически верно организовать такую работу, к счастью, есть хорошие книжки. Из известных мне к ним, несомненно, относятся работы А.П. Чернявской, В.Р. Шмидт, авторского коллектива под редакцией С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева. Книга Чернявской лично мне очень близка мировоззренчески и идеологически. Жизненное и профессиональное самоопределение в ней рассматриваются сквозь призму собственно человеческих способностей и умений, которые взрослеющий человек должен в себе взрастить. А грамотный тренер и консультант может ему в этом помочь.

Книга Шмидт дорога тем, что, во-первых, предлагает решать задачи профориентации силами педагога и педагогическими методами — просто и умно составленными и проведенными диалогами, беседами. А во-вторых, «вспоминает» о родителях и дает понятные, но очень важные для этой категории «соучастников» профессионального самоопределения советы. Вообще в книге много современных и не банальных мыслей и идей. Например, серия диагностических бесед «Быть или не быть... журналистом, юристом, менеджером, психологом, педагогом». Учащимся предлагается на доступном им языке поразмышлять о требованиях и возможностях профессии, ее социальном статусе, видах профессиональной карьеры и о многом другом. Отличный материал собран под общим названием «Горячая десятка заблуждений в выборе профессий».

В книге С.Н. Чистяковой и ее соавторов много важного рефлексивного материала. По сути, учащимся предлагаются различные технологии размышления о выборе профессии. Но дороже всего и ближе мне по духу, пожалуй, идея профессиональных проб на этапе самоопределения и выбора. в книге не только раскрыта идея таких проб, но и приведен интереснейший пример такого рода методики. Это новое важное направление в профориентационной работе. В книге даны ссылки на первоисточник идеи, что тоже вызывает уважение и доверие к авторам.

Освоение методов и технологий подготовки к будущей специальности и поступлению в соответствующее учебное заведение. Это немного разные задачи. Очевидно, что самих старшеклассников больше волнует второе. В их распоряжении — профильное обучение в старшей школе, рекомендации по подготовке к поступлению в вуз, с которыми можно познакомиться в книгах Г.В. Резапкиной, В.Р. Шмидт, С.Н. Чистяковой, Т.Л. Павловой. Пожалуй, это не самый разработанный аспект профориентации. И это — отражение реальности. Сегодняшняя жизнь старшеклассника устроена так, что она и по форме и по содержанию очень мало напоминает трудовую деятельность и обучение в высшей школе. Вопрос, что мне нужно делать уже сегодня для того, чтобы быть успешным в выбранной профессии, чаще всего сводится к общеразвивающим психологическим рекомендациям. У старшеклассников в большинстве случаев нет возможности тренировать в себе специальные качества и способности, оттачивать азы будущего профессионального мастерства. И это находит отражение в содержании литературы по профориентации.

Все перечисленные выше книги, за исключением рабочей тетради к пособию Резапкиной, — методические. Для взрослых. А что почитать самому «юноше, обдумывающему житье»? Выбор в моей личной библиотечке не велик. Но есть симпатичная книжка, «не наша» правда, — Джин Уэбстер. «Создай свое будущее сам: руководство по планированию будущего для подростков». Книга — собеседник, книга — личный дневник. Немного пафосно, без стилистических и семантических заигрываний с подростками, но по делу. Мне кажется, часть подростков, чье «эго» мягко переживает бурный процесс саморазвития, могут ее понять и принять. Во всяком случае, такие книги нужны.

Выбор профессии сегодня — это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это — нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения... если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами... если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор — он прошел хороший курс профориентации в школе. И замечательно, что при создании такого курса нам, практикам, есть на кого и на что опереться.


 * Автор обзора приносит свои искренние извинения всем коллегам, написавшим другие хорошие и умные книжки на тему профориентации и не попавшим по самым разным причинам в приведенный ниже список.

В статье содержатся ссылки на следующие издания:

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2004.

Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2004.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2005.

Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2003.

Уэбстер Дж. Создай свое будущее сам: Руководство по планированию будущего для подростков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Владос-пресс, 2004.

Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2004.

Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук