Защитить специалистов и даже целые региональные службы невозможно без принятия на федеральном уровне единой концепции деятельности психологической службы в системе образования. Причем она должна быть ясной и полезной для всех: от рядового психолога до руководителя системы образования. Статья опубликована при поддержке медицинского центра в Санкт-Петербурге "Медицентр". Отделение для взрослых, отделение педиатрии и профпатологии, вызов врача на дом, а также стоматология в многопрофильном медицинском центре. Оказание услуг высокого качества, современное материально-техническое обеспечение, доступные цены. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://medi-center.ru/ktg-ploda. Одним из конкретных решений прошлогодней конференции стал пункт о внесении изменений и дополнений в существующее Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ. Реализацией этого решения занялась Федерация психологов образования России при поддержке Министерства образования и науки РФ. Для разработки этого серьезного документа была создана рабочая группа, в которую вошли ученые, авторитетные практики, представители Федерации психологов и Минобрнауки России. Результатом ее работы стал документ, в котором нашли свое отражение основные виды деятельности психологической службы образования на разных уровнях управления. Этот документ рассматривается в качестве содержательной основы нового Положения. С основными подходами, которые отражены в этих материалах, можно познакомиться, прочитав интервью с исполнительным директором Федерации психологов образования России Еленой Метельковой, опубликованном в «Школьном психологе», № 22, 2005. К дальнейшей работе над документом планировалось привлечь как можно больше специалистов из различных регионов России. Для этого было организовано несколько мероприятий, в которых могли принять участие все заинтересованные лица. Состоялась всероссийская интернет-конференция «Психологическое обеспечение реализации приоритетных направлений развития системы образования в субъектах Российской Федерации». Кроме того, с сентября по декабрь 2005 г. в Москве прошло пять всероссийских семинаров-совещаний, на которых представители различных структур психологической службы: психологи школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, системы дополнительного образования и управленцы — смогли обсудить предложенные разработки и внести свои коррективы. Обсуждение документа прошло также в рамках II Всероссийской недели школьной психологии (4–11 октября 2005 г., Всероссийский детский центр «Орленок»). Нас, кажется, призналиМногие специалисты приехали на II Национальную конференцию с надеждой на то, что ее решения сумеют как-то повлиять на их дальнейшую судьбу. Это более чем 500 человек из 73 городов России. Среди них педагоги-психологи, руководители образовательных учреждений, региональных и муниципальных психологических служб, руководители, ученые и преподаватели психологических вузов и факультетов, представители психологических организаций и учреждений, а также гости из ближнего (Азербайджан) и дальнего (Германия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика) зарубежья. Тональность любой конференции задает пленарное заседание. Выступая на его открытии, президент Федерации психологов образования России В.В. Рубцов отметил, что психологи смогли зарекомендовать себя как востребованная структура в системе образования. Об этом свидетельствуют приветственные письма, направленные в адрес участников конференции. «В лице объединенного под эгидой Федерации профессионального сообщества система образования России приобрела серьезного и надежного партнера в решении актуальных задач ее развития и модернизации», — отметил заместитель министра образования и науки А.Г. Свинаренко. Председатель комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального собрания РФ В.Е. Шугедов обратил внимание на возрастающую роль психологов в общественной жизни. Искреннее восхищение коллегами, которые «находят в себе профессиональные силы решать сложнейшие проблемы современного образования», выразил президент Российского психологического общества А.И. Донцов. Перестройка в образовании коснулась не только практиков, но и ученых. Этому был посвящен доклад президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Д.И. Фельдштейна «Фундаментальные психологические исследования в условиях социальных перемен». Среди приоритетных направлений исследовательской деятельности Давид Иосифович назвал разработки по возрастной и педагогической психологии. Именно здесь образовалась своеобразная лакуна, которую предстоит заполнить. Ученые не должны оставить без внимания и проблемы, связанные с последствиями глобализации информационной среды, ее влияния на эмоционально-волевую сферу современных детей и подростков. Зоны рискаЕсли оценивать доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, то их лейтмотивом стало обеспечение психологической безопасности в образовательной среде, причем не только учеников, а всех участников образовательного процесса. Этому был посвящен доклад В.В. Рубцова (доктора психологических наук, действительного члена РАО) «Школа и стрессы: современное состояние проблемы». Ссылаясь на данные исследований московских учителей, Виталий Владимирович показал, что 60% педагогов находятся в условиях постоянного стресса. Что тогда говорить об учениках? Но, к сожалению, современные дети практически не изучаются. Для этого нужен серьезный мониторинг их состояния, в том числе и эмоционального. Е.А. Ямбург (доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, директор Центра образования № 109 г. Москвы) посвятил свое выступление управленческим рискам в образовании. Сами риски Евгений Александрович рассматривает уже как норму современной жизни. Среди наиболее опасных он отметил возрождение средневекового менталитета, наблюдающееся у части молодежи, проблему генетической усталости, демографические сдвиги, утрату идентичности.
Представитель академической науки А.Л. Журавлев (доктор психологических наук, профессор, директор ИП РАН), говоря о проблемах социального самоопределения современной молодежи, отметил такую негативную тенденцию, как рост иждивенческих настроений, низкую активность и несамостоятельность. Тревога за подрастающее поколение звучала и в выступлении Л.А. Цветковой (доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии СПбГУ) «Мониторинг наркоситуации в студенческой среде». Данные исследования, проведенного в СПбГУ, показали, что наиболее действенным фактором, препятствующим наркотизации студентов, является повышение уровня их образования и формирование устойчивой профессиональной направленности. Некоторую долю оптимизма участники конференции получили, прослушав доклад И.А. Баевой (доктора психологических наук, доцента РПГУ им. А.И. Герцена) «Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды». Она считает, что хотя современные молодые люди коренным образом отличаются от представителей предыдущих поколений, их необходимо принимать такими, какие они есть. В частности, не надо бить тревогу по поводу того, что у выпускников и студентов на смену познавательной мотивации приходит прагматическая, и пытаться изменить это. Задача психологии — защищать общество от новых проблем, выстраивая систему профилактической работы. Смогут ли психологи вылечить общество?Если на пленарном заседании больше говорили о проблемах, то в ходе работы 18 секционных заседаний, 15 круглых столов, 5 мастер-классов, 4 семинаров, презентаций психологических изданий и профилактических программ был наглядно продемонстрирован потенциал современных психологов образования. Эту конференцию от многих проходивших ранее отличал высокий научный уровень практически всех мероприятий и большая заинтресованность слушателей. Все они проходили в переполненных аудиториях. Руководителями секционных заседаний и ведущими круглых столов были: Ф.Е. Василюк, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.И. Панов, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, М.М. Семаго, В.И. Слободчиков, Б.И. Хасан, М.А. Холодная, В.А. Ясвин и многие другие ведущие ученые и практики. Большинство секций было посвящено актуальным задачам деятельности психологической службы: «Педагогическая рискология: риски реформ образования», «Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве», «Исследовательская деятельность учащихся: психологические смыслы и педагогическая практика», «Асоциальное поведение: причины, механизмы и методы коррекции», «Педагогическое и психологическое тестирование», «Психология детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательной среде». Надеюсь, что этот далеко не полный перечень даст читателям представление о разнообразии и глубине обсуждаемых проблем. Три секции были посвящены особенностям работы психологических служб в дошкольных образовательных учреждениях, вузах и в дополнительном образовании. Среди многочисленных и не менее интересных, чем секции, круглых столов особо выделялся «Молодежь и общество: риски XXI века». В его работе приняли участие ведущие ученые — психологи, социологи, политологи; специалисты различных ведомств: системы образования, социальной защиты, МВД; религиозные деятели, руководители молодежных объединений «Наши» и «Молодая гвардия», депутаты Московской городской думы, представители администрации Президента Российской Федерации, СМИ. Собравшимся предлагалось высказать мнение по таким острым проблемам, как социальная агрессия в молодежной среде, межнациональные и межконфессиональные конфликты, неформальные молодежные объединения, стратегия государственной молодежной политики, роль СМИ в формировании моделей поведения молодежи. К сожалению, все многочисленные его участники не смогли выступить и многие вопросы остались без серьезного обсуждения. Примечательно, что именно психологи отличались целостным видением проблем, связанных с современной молодежью. По мнению представителя Департамента образования г. Москвы Анатолия Кирсанова, «одна из сил, которая может вылечить общество и минимизировать конфликты, — институт психологов, который в нашем обществе не получил достойного развития». Безусловно, потенциал психологов достаточно велик: они могут исследовать механизмы и причины тех или иных социальных процессов в обществе, наметить пути позитивного влияния на молодежь, но в этой работе им должна отводится роль консультантов, помощников. «Социальное внедрение проектов — не наша задача. Мы лишь прикладываем свои знания и умения к различным социальным сферам», — считает И.А. Баева. Первый этапМатериалы, подготовленные к проекту Положения о психологической службе, также активно обсуждались на конференции. Этому были посвящены специальная секция и круглый стол «Основные виды нормативно-методических документов службы практической психологии образования». Обсуждение проходило очень активно. Представляя документ, М.Р. Битянова (кандидат психологических наук, профессор, руководитель центра социально-психологических проблем детства МГППУ) предупредила собравшихся: «Мы идем революционным путем, а он всегда опасен». Но из многочисленных выступлений коллег из регионов выяснилось, что названные в документе «инновационными» такие формы работы, как проектирование, мониторинг, экспертиза, давно и широко используются. Более того, в ряде институтов и методических центров читаются специальные курсы по обучению этим видам деятельности. В целом документ получил полную поддержку и одобрение. Но это был только первый этап работы над Положением. Все предложения и сомнения, высказанные в ходе его обсуждения, будут учтены. Но главное — предстоит продумать, разработать и согласовать в официальных инстанциях конкретные пути реализации этого проекта. О ходе дальнейшей работы над Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки РФ мы будем регулярно информировать наших читателей.
Активная работа участников конференции на секциях и круглых столах нашла свое реальное воплощение в ее итоговом документе. Несмотря на четкую характеристику современного состояния психологической службы системы образования и конкретность формулировок стоящих перед психологами задач, документ не является резолюцией, это лишь рекомендации конференции. В них содержатся и конкретные пожелания в адрес Министерства образования и науки, органов управления образованием субъектов РФ, президиума РАО, президиума Федерации психологов образования России. Полный текст рекомендаций можно найти на сайте www.psyinfo.ru и принять участие в его доработке. Окончательный вариант будет положен в основу Информационного письма Министерства образования и науки РФ и плана мероприятий по развитию психологической службы, которые будут разосланы в органы образования всех субъектов Российской Федерации. Ольга РЕШЕТНИКОВА |