Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


РЕПОРТАЖ

От проблем — к достижениям

13–15 декабря 2005 г. в Москве прошла
II Национальная конференция
«Психология образования: региональный опыт»

Этого мероприятия психологи ждали с нетерпением. Подготовка к нему началась сразу после завершения в декабре 2004 г. I Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». Тогда делегаты высказывали серьезную озабоченность судьбами практической психологии в системе образования. И то, что в ряде регионов с переходом на местное финансирование специалисты оказались «в группе риска» на сокращение, наглядно показало, что психологической службе необходимо меняться, причем меняться кардинально. Прежде всего это касается определения роли и места психолога в системе образования, ведь в тех регионах, где есть четко разработанное и согласованное положение о психологической службе, психологам не приходится каждый раз доказывать свою значимость.

Не только на семинарах и мастер-классах, но и на секциях не было свободных мест

Не только на семинарах и мастер-классах,
но и на секциях не было свободных мест

Защитить специалистов и даже целые региональные службы невозможно без принятия на федеральном уровне единой концепции деятельности психологической службы в системе образования. Причем она должна быть ясной и полезной для всех: от рядового психолога до руководителя системы образования.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра в Санкт-Петербурге "Медицентр". Отделение для взрослых, отделение педиатрии и профпатологии, вызов врача на дом, а также стоматология в многопрофильном медицинском центре. Оказание услуг высокого качества, современное материально-техническое обеспечение, доступные цены. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://medi-center.ru/ktg-ploda.

Одним из конкретных решений прошлогодней конференции стал пункт о внесении изменений и дополнений в существующее Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ. Реализацией этого решения занялась Федерация психологов образования России при поддержке Министерства образования и науки РФ. Для разработки этого серьезного документа была создана рабочая группа, в которую вошли ученые, авторитетные практики, представители Федерации психологов и Минобрнауки России. Результатом ее работы стал документ, в котором нашли свое отражение основные виды деятельности психологической службы образования на разных уровнях управления. Этот документ рассматривается в качестве содержательной основы нового Положения. С основными подходами, которые отражены в этих материалах, можно познакомиться, прочитав интервью с исполнительным директором Федерации психологов образования России Еленой Метельковой, опубликованном в «Школьном психологе», № 22, 2005.

К дальнейшей работе над документом планировалось привлечь как можно больше специалистов из различных регионов России. Для этого было организовано несколько мероприятий, в которых могли принять участие все заинтересованные лица. Состоялась всероссийская интернет-конференция «Психологическое обеспечение реализации приоритетных направлений развития системы образования в субъектах Российской Федерации».

Кроме того, с сентября по декабрь 2005 г. в Москве прошло пять всероссийских семинаров-совещаний, на которых представители различных структур психологической службы: психологи школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, системы дополнительного образования и управленцы — смогли обсудить предложенные разработки и внести свои коррективы. Обсуждение документа прошло также в рамках II Всероссийской недели школьной психологии (4–11 октября 2005 г., Всероссийский детский центр «Орленок»).

Нас, кажется, признали

Многие специалисты приехали на II Национальную конференцию с надеждой на то, что ее решения сумеют как-то повлиять на их дальнейшую судьбу. Это более чем 500 человек из 73 городов России. Среди них педагоги-психологи, руководители образовательных учреждений, региональных и муниципальных психологических служб, руководители, ученые и преподаватели психологических вузов и факультетов, представители психологических организаций и учреждений, а также гости из ближнего (Азербайджан) и дальнего (Германия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика) зарубежья.

Тональность любой конференции задает пленарное заседание. Выступая на его открытии, президент Федерации психологов образования России В.В. Рубцов отметил, что психологи смогли зарекомендовать себя как востребованная структура в системе образования. Об этом свидетельствуют приветственные письма, направленные в адрес участников конференции. «В лице объединенного под эгидой Федерации профессионального сообщества система образования России приобрела серьезного и надежного партнера в решении актуальных задач ее развития и модернизации», — отметил заместитель министра образования и науки А.Г. Свинаренко.

Председатель комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального собрания РФ В.Е. Шугедов обратил внимание на возрастающую роль психологов в общественной жизни. Искреннее восхищение коллегами, которые «находят в себе профессиональные силы решать сложнейшие проблемы современного образования», выразил президент Российского психологического общества А.И. Донцов.

Перестройка в образовании коснулась не только практиков, но и ученых. Этому был посвящен доклад президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Д.И. Фельдштейна «Фундаментальные психологические исследования в условиях социальных перемен». Среди приоритетных направлений исследовательской деятельности Давид Иосифович назвал разработки по возрастной и педагогической психологии. Именно здесь образовалась своеобразная лакуна, которую предстоит заполнить. Ученые не должны оставить без внимания и проблемы, связанные с последствиями глобализации информационной среды, ее влияния на эмоционально-волевую сферу современных детей и подростков.

Зоны риска

Если оценивать доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, то их лейтмотивом стало обеспечение психологической безопасности в образовательной среде, причем не только учеников, а всех участников образовательного процесса. Этому был посвящен доклад В.В. Рубцова (доктора психологических наук, действительного члена РАО) «Школа и стрессы: современное состояние проблемы». Ссылаясь на данные исследований московских учителей, Виталий Владимирович показал, что 60% педагогов находятся в условиях постоянного стресса. Что тогда говорить об учениках? Но, к сожалению, современные дети практически не изучаются. Для этого нужен серьезный мониторинг их состояния, в том числе и эмоционального.

Е.А. Ямбург (доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, директор Центра образования № 109 г. Москвы) посвятил свое выступление управленческим рискам в образовании. Сами риски Евгений Александрович рассматривает уже как норму современной жизни. Среди наиболее опасных он отметил возрождение средневекового менталитета, наблюдающееся у части молодежи, проблему генетической усталости, демографические сдвиги, утрату идентичности.

Круглый стол по проблемам молодежи решено сделать ежегодным
Круглый стол по проблемам молодежи
решено сделать ежегодным

Представитель академической науки А.Л. Журавлев (доктор психологических наук, профессор, директор ИП РАН), говоря о проблемах социального самоопределения современной молодежи, отметил такую негативную тенденцию, как рост иждивенческих настроений, низкую активность и несамостоятельность. Тревога за подрастающее поколение звучала и в выступлении Л.А. Цветковой (доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии СПбГУ) «Мониторинг наркоситуации в студенческой среде». Данные исследования, проведенного в СПбГУ, показали, что наиболее действенным фактором, препятствующим наркотизации студентов, является повышение уровня их образования и формирование устойчивой профессиональной направленности.

Некоторую долю оптимизма участники конференции получили, прослушав доклад И.А. Баевой (доктора психологических наук, доцента РПГУ им. А.И. Герцена) «Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды». Она считает, что хотя современные молодые люди коренным образом отличаются от представителей предыдущих поколений, их необходимо принимать такими, какие они есть. В частности, не надо бить тревогу по поводу того, что у выпускников и студентов на смену познавательной мотивации приходит прагматическая, и пытаться изменить это. Задача психологии — защищать общество от новых проблем, выстраивая систему профилактической работы.

Смогут ли психологи вылечить общество?

Если на пленарном заседании больше говорили о проблемах, то в ходе работы 18 секционных заседаний, 15 круглых столов, 5 мастер-классов, 4 семинаров, презентаций психологических изданий и профилактических программ был наглядно продемонстрирован потенциал современных психологов образования.

Эту конференцию от многих проходивших ранее отличал высокий научный уровень практически всех мероприятий и большая заинтресованность слушателей. Все они проходили в переполненных аудиториях. Руководителями секционных заседаний и ведущими круглых столов были: Ф.Е. Василюк, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.И. Панов, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, М.М. Семаго, В.И. Слободчиков, Б.И. Хасан, М.А. Холодная, В.А. Ясвин и многие другие ведущие ученые и практики.

Большинство секций было посвящено актуальным задачам деятельности психологической службы: «Педагогическая рискология: риски реформ образования», «Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве», «Исследовательская деятельность учащихся: психологические смыслы и педагогическая практика», «Асоциальное поведение: причины, механизмы и методы коррекции», «Педагогическое и психологическое тестирование», «Психология детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательной среде». Надеюсь, что этот далеко не полный перечень даст читателям представление о разнообразии и глубине обсуждаемых проблем.

Три секции были посвящены особенностям работы психологических служб в дошкольных образовательных учреждениях, вузах и в дополнительном образовании.

Среди многочисленных и не менее интересных, чем секции, круглых столов особо выделялся «Молодежь и общество: риски XXI века». В его работе приняли участие ведущие ученые — психологи, социологи, политологи; специалисты различных ведомств: системы образования, социальной защиты, МВД; религиозные деятели, руководители молодежных объединений «Наши» и «Молодая гвардия», депутаты Московской городской думы, представители администрации Президента Российской Федерации, СМИ.

Собравшимся предлагалось высказать мнение по таким острым проблемам, как социальная агрессия в молодежной среде, межнациональные и межконфессиональные конфликты, неформальные молодежные объединения, стратегия государственной молодежной политики, роль СМИ в формировании моделей поведения молодежи. К сожалению, все многочисленные его участники не смогли выступить и многие вопросы остались без серьезного обсуждения. Примечательно, что именно психологи отличались целостным видением проблем, связанных с современной молодежью. По мнению представителя Департамента образования г. Москвы Анатолия Кирсанова, «одна из сил, которая может вылечить общество и минимизировать конфликты, — институт психологов, который в нашем обществе не получил достойного развития».

Безусловно, потенциал психологов достаточно велик: они могут исследовать механизмы и причины тех или иных социальных процессов в обществе, наметить пути позитивного влияния на молодежь, но в этой работе им должна отводится роль консультантов, помощников. «Социальное внедрение проектов — не наша задача. Мы лишь прикладываем свои знания и умения к различным социальным сферам», — считает И.А. Баева.

Первый этап

Материалы, подготовленные к проекту Положения о психологической службе, также активно обсуждались на конференции. Этому были посвящены специальная секция и круглый стол «Основные виды нормативно-методических документов службы практической психологии образования».

Обсуждение проходило очень активно. Представляя документ, М.Р. Битянова (кандидат психологических наук, профессор, руководитель центра социально-психологических проблем детства МГППУ) предупредила собравшихся: «Мы идем революционным путем, а он всегда опасен». Но из многочисленных выступлений коллег из регионов выяснилось, что названные в документе «инновационными» такие формы работы, как проектирование, мониторинг, экспертиза, давно и широко используются. Более того, в ряде институтов и методических центров читаются специальные курсы по обучению этим видам деятельности.

В целом документ получил полную поддержку и одобрение. Но это был только первый этап работы над Положением. Все предложения и сомнения, высказанные в ходе его обсуждения, будут учтены. Но главное — предстоит продумать, разработать и согласовать в официальных инстанциях конкретные пути реализации этого проекта. О ходе дальнейшей работы над Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки РФ мы будем регулярно информировать наших читателей.

Завершающим аккордом конференции стало выступление хора МГППУ
Завершающим аккордом конференции
стало выступление хора МГППУ

Активная работа участников конференции на секциях и круглых столах нашла свое реальное воплощение в ее итоговом документе. Несмотря на четкую характеристику современного состояния психологической службы системы образования и конкретность формулировок стоящих перед психологами задач, документ не является резолюцией, это лишь рекомендации конференции. В них содержатся и конкретные пожелания в адрес Министерства образования и науки, органов управления образованием субъектов РФ, президиума РАО, президиума Федерации психологов образования России.

Полный текст рекомендаций можно найти на сайте www.psyinfo.ru и принять участие в его доработке. Окончательный вариант будет положен в основу Информационного письма Министерства образования и науки РФ и плана мероприятий по развитию психологической службы, которые будут разосланы в органы образования всех субъектов Российской Федерации.

Ольга РЕШЕТНИКОВА