Интервью с Мастером
К размышлениям молодого человека о жизни и
профессии
Ах,
эти стрессы нашей жизни — пренеприятнейшая
штука! Где мне, утомленному трудами
одиннадцатикласснику, взять силы для
решительного броска перед финишем школьного
марафона? Напрягшись, перебираю в уме варианты.
То, о чем предупреждает и что запрещает всеми
любимый Минздрав, отпадает сразу, потому как — не
дело это. Что же касается знаменитого
потомственного мага Забудая Забудаева, о ком
прочел намедни в рекламной газете, — ну того, кто
и порчу снимет, и сглаз, и помещение
энергетически вычистит, а заодно и кошелек... этот
тоже не помощник.
Похоже, ничто мне не поможет... Ничто, кроме
крепкого научного знания, ведь только в него я,
вполне современный молодой человек, верю
безоговорочно и беззаветно. Тогда вперед, на
поиски источника сил и вдохновения, рожденного
интеллектуальной мощью ученых!
И вот я с вполне объяснимым волнением еду на
встречу с доктором психологических наук,
заведующим кафедрой клинической психологии РГПУ
имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге,
профессором Виктором Алексеевичем Ананьевым.
Созданная им аудиопрограмма «Встреча с
целителем», которую я многократно прослушал,
ощутимо взбодрила и усталое тело, и
перегруженный мозг. Что это? Как обычный CD-диск с
записанным на нем текстом, звучащим под приятную
музыку, смог пробудить и силы, и уверенность, и
интерес? Произошло чудо? Тут же одергиваю себя —
не чудо, а торжество психотехнологий! Наука нашла
способ победить стресс. А может быть, этот умный
человек знает ответы и на другие волнующие мое
поколение вопросы? Ведь он работает с молодежью,
знает ее проблемы и достоинства, занимается
психологической профилактикой наркомании... Он
достиг больших высот в своей профессии, а ведь
когда-то тоже был выпускником школы и стоял перед
трудным выбором: кем быть? каким быть? как этого
достичь?
— Виктор Алексеевич, что вам больше всего
нравится в вашей профессии?
— Вся профессиональная работа психолога,
особенно в нашей области, в клинической
психологии, посвящена самосовершенствованию.
Заниматься собою означает повышать свой
профессиональный уровень. Именно потому эта
профессия уникальна в плане возможностей. В ней,
особенно в области психотерапевтического
консультирования, личность специалиста должна
быть достаточно развитой, ибо оказание помощи
любому человеку строится не на знаниях
собственно и даже не на умениях, а именно на
личном опыте.
Если брать статистику (условную, конечно), то 10%
эффективности психотерапевтической работы
связано с технологиями, техникой; 40–50% — с
личностью терапевта, остальное — с самим
клиентом. Если занимаешься собой, тогда
интегрируется развитие трех «и» — инстинкта,
интеллекта и интуиции. Вот таковы
привлекательные стороны нашей профессии: ты
всегда находишься в динамике развития. Каждый
клиент приносит не только свою проблему, но и
решение проблемы, и ты учишься у него.
— Я слушал вашу запись «Встреча с целителем».
А как вы сами восстанавливаете силы,
справляетесь с тяжелой работой? Что вам помогает?
— У нас с собой нет книги жизни, но она
расписана по часам, а иногда и по минутам. Порой
нужно сделать столько, что самому страшно. Но я
живу по принципу: то, что мне интересно, я делаю, и
то, что я делаю, мне интересно. Откуда взять силы?
Есть масса источников. Один — это, конечно же,
обнять дерево покрепче и попросить: «Дерево, дай
мне энергию, иначе я умру!» И оно даст. Это шутка,
но вот с точки зрения мудрого Востока каждый
человек наделен достаточным количеством
энергии, чтобы решать ВСЕ проблемы в своей жизни.
Но беда заключается в том, что люди неграмотно
перераспределяют эту энергию. Она у них часто
уходит в «черную дыру». «Черная дыра» — это
чувство собственной значимости. И когда человек
тратит силы на то, чтобы доказать другим, что он
«крутой», то ему не хватает энергии «круто»
делать свое дело, заниматься своей профессией.
Есть такая картинка у доктора Пезешкиана —
«ромбик». У каждой вершины ромбика есть указание:
25% энергии человек должен тратить на работу,
учебу; 25% — на социальные контакты, семью,
родственников, общение с друзьями; 25% — на тело,
то есть спорт, секс, еду; 25% — на то, что я называю
«единичество», то есть на общение с самим собой.
Это когда ты задаешь себе вопросы: зачем ты
живешь, кому ты нужен, или вообще не задаешь, а
просто живешь. Это идеальная картинка,
показывающая, как должно распределяться
энергетическое обеспечение, но людям приходится
ломать этот ромбик и тратить на работу не 25%
энергии, а 60–70. Тогда контакты снижаются, к телу
ты никак не подходишь, потому что некогда, а уж
одному посидеть и подумать, зачем мне все это
надо, — вообще не получается. И происходит
деформация. Если я гармонично перераспределяю
энергию, тогда ее хватает на всё и на всех.
— Следующий вопрос касается студентов. Вы
много работаете с ними. Как вам кажется, каковы
основные проблемы студенческого сообщества?
— Большое количество нерешенных личных
проблем мешает студентам учиться. В связи с
отсутствием денег некоторые вынуждены работать
в разных местах, скажем, не самых приличных,
вплоть до стриптиз-клуба. Потому что надо на
что-то жить. Второе — проблемы, связанные с
любовью — с неразделенной, с разделенной. И
третье — конфликты с родителями, со
сверстниками. Главное же — что современное
студенчество не собирается включаться в
глубокие отношения. Вот эта культура, которую я
не люблю, она называется «клиповая культура»,
разовая. «Разовая» — эта метафора связана с
разовой посудой. Попользовался и выбросил. И
появляются разовая одежда, разовые компьютеры,
разовые телефончики... Все временное! И это
распространяется теперь на отношения: молодые
люди строят отношения «разово». На один раз. По
Интернету договорился встретиться на один раз,
чтобы не напрягаться, чтобы, не дай бог, не
влюбиться, не дай бог, не страдать. И люди
перестают переживать, престают испытывать
удовольствие, а только как бы размышляют об этом
удовольствии, наблюдают свою жизнь, а не живут в
ней. Да, это не относится ко всем, но большая
часть...
— А как насчет наркотиков? Ведь вы занимались
разработкой методов профилактики
наркозависимости. Наверное, вы можете назвать
много причин, которые приводят к употреблению
наркотиков и распространению наркомании.
— Причины, которые ведут к употреблению
наркотиков, связаны с психологией человека, с
низким уровнем жизненной компетентности.
Трудности, с которыми мы все сталкиваемся, для
подростков, например, часто становятся просто
неразрешимыми — проблемы отношений с
противоположным полом, с ровесниками, с
родителями, с самим собой. Часто подросток хотел
бы ответить на этот знаменитый вопрос «Кто я?», но
не может, и ему легче принять какую-то роль:
гомосексуалиста, наркомана. Он знает, как к ним
относятся, как себя вести, у него уже есть какя-то
определенность. И ему удобнее, легче жить в этой
роли. Огромное количество людей просто пытаются
полюбопытствовать. Кто-то создал миф: вот это
действует так хорошо, что обязательно надо
познать такой опыт. Это же как испытание, вызов
жизни, искушение — справлюсь я или нет? Если я
один раз попробую — ничего не будет. Если я два,
три, десять раз попробую — все равно в любой
момент могу отказаться... Это миф! То, на чем
ловятся. И потом начинается «нормальная
биография наркомана» — уже появляется
физическая зависимость, и отказаться невозможно.
Хотя человек все еще продолжает утверждать:
«Захочу — завтра брошу!» Но как только он завтра
бросает, у него послезавтра начинается ломка, и
он снова начинает употреблять. До этого они потом
доходят — до осознания того, что бросить
невозможно. Но бывает уже поздно.
— А как можно было бы это предотвратить?
— Наша миссия — заниматься всем этим делом в
области первичной профилактики. Не в
реабилитации, когда человек уже с диагнозом, а
именно в первичной. И вот здесь я как раз
пропагандирую то, что называется
неспецифической профилактикой. Она основана на
простых вещах — личностном росте ребенка или
взрослого. Зрелая личность, свободная личность,
имеющая выбор и несущая ответственность за свои
поступки, не будет подсаживаться ни на один
наркотик. Тут речь идет не о запугивании — мол,
если ты будешь употреблять, то заболеешь и
умрешь. Только на 5% населения это влияет, все
остальные нарушают это правило: запретный плод
сладок. Поэтому мы больше пропагандируем идею,
связанную с позитивной стороной жизни. Огромное
пространство этой жизни может быть заполнено
удовольствием. И почему бы не жить в удовольствие
без различных допингов? Идея первичной
профилактики связана с понятием «мудрость». Вот
задам я тебе задачку. Это как бы тест такой
психологический.
Я из корреспондента мигом превратился в
интервьюируемого, почти и не заметив. Это ли не
мастер-класс?!
— Вот история. Идет пьяный мужик по улице.
Смотрит — йог сидит, медитирует. Ну, у мужика
много проблем: жена изменяет, на работе мало
платят, ребенок — двоечник. Дай, думает, йогу
этому морду набью, чего он такой тихий сидит!
Подошел, только начал бить, как йог вскочил и
ответил как следует. Вот мужик этот пьяный, да еще
побитый, в жизни все плохо... Идет дальше по жизни.
Смотрит — другой йог сидит, тихий, спокойный.
Мужик подошел, бам-бам по морде. А йог сидит и
терпит. И так его бьют, и этак, а он все сидит и
терпит. Ну чего его бить, если не реагирует? Пошел
дальше пьяный мужик. Смотрит — третий йог сидит,
тихий, спокойный, никому не мешает. Он его тоже
решил побить, а тот увиливает как-то,
уворачивается, все никак мужик не может его
побить. Так вот вопрос: какую стратегию поведения
ты выбрал бы, будь ты одним их этих йогов? И это не
все стратегии поведения, а могут быть еще
какие-то. Так какую бы выбрал?
— Я бы уворачивался, как третий йог...
— Хм... Первый вариант называется «дообыденное
сознание», второй — «обыденное сознание»
(население России живет в этом до сих пор, в
незрелости своей «личности»: над ней издеваются,
а она терпит), третий, который выбрал ты —
«продвинутое сознание». Но в жизненной практике
есть четвертый йог. И этот четвертый йог
символизирует «мудрое сознание»: он никогда не
сидит на дороге, где ходят пьяные мужики.
Понимаешь, да? Зачем вообще пробовать?.. В этом
мудрость. Вот в чем смысл первичной профилактики
— вообще не допускать глупости в жизни, чтобы
потом не пришлось посвящать свою жизнь расплате
за ошибку.
— И последний вопрос. Что бы вы могли пожелать
молодым людям, которые хотели бы реализовать
свои творческие способности и стать настоящими
профессионалами?
Ну как тут не вспомнить слова Ленина: учиться,
учиться и учиться... И это самое главное. Нужно
иметь желание познавать, а еще — строго и четко
себе представлять, чего ты хочешь добиться в этой
жизни. В Библии сказано: «Представь себе ясно, что
ты хочешь, и все это предстанет пред тобою». Четко
обозначить направление, но относиться к нему
творчески. Мой девиз — живи живее!
Дмитрий СОЛОМИН,
учащийся 11-го «В» класса
Петергофской гимназии
императора Александра Второго
|