Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

  Интервью с Мастером

К размышлениям молодого человека о жизни и профессии

Ах, эти стрессы нашей жизни — пренеприятнейшая штука! Где мне, утомленному трудами одиннадцатикласснику, взять силы для решительного броска перед финишем школьного марафона? Напрягшись, перебираю в уме варианты. То, о чем предупреждает и что запрещает всеми любимый Минздрав, отпадает сразу, потому как — не дело это. Что же касается знаменитого потомственного мага Забудая Забудаева, о ком прочел намедни в рекламной газете, — ну того, кто и порчу снимет, и сглаз, и помещение энергетически вычистит, а заодно и кошелек... этот тоже не помощник.
Похоже, ничто мне не поможет... Ничто, кроме крепкого научного знания, ведь только в него я, вполне современный молодой человек, верю безоговорочно и беззаветно. Тогда вперед, на поиски источника сил и вдохновения, рожденного интеллектуальной мощью ученых!
И вот я с вполне объяснимым волнением еду на встречу с доктором психологических наук, заведующим кафедрой клинической психологии РГПУ имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, профессором Виктором Алексеевичем Ананьевым. Созданная им аудиопрограмма «Встреча с целителем», которую я многократно прослушал, ощутимо взбодрила и усталое тело, и перегруженный мозг. Что это? Как обычный CD-диск с записанным на нем текстом, звучащим под приятную музыку, смог пробудить и силы, и уверенность, и интерес? Произошло чудо? Тут же одергиваю себя — не чудо, а торжество психотехнологий! Наука нашла способ победить стресс. А может быть, этот умный человек знает ответы и на другие волнующие мое поколение вопросы? Ведь он работает с молодежью, знает ее проблемы и достоинства, занимается психологической профилактикой наркомании... Он достиг больших высот в своей профессии, а ведь когда-то тоже был выпускником школы и стоял перед трудным выбором: кем быть? каким быть? как этого достичь?

— Виктор Алексеевич, что вам больше всего нравится в вашей профессии?

— Вся профессиональная работа психолога, особенно в нашей области, в клинической психологии, посвящена самосовершенствованию. Заниматься собою означает повышать свой профессиональный уровень. Именно потому эта профессия уникальна в плане возможностей. В ней, особенно в области психотерапевтического консультирования, личность специалиста должна быть достаточно развитой, ибо оказание помощи любому человеку строится не на знаниях собственно и даже не на умениях, а именно на личном опыте.

Если брать статистику (условную, конечно), то 10% эффективности психотерапевтической работы связано с технологиями, техникой; 40–50% — с личностью терапевта, остальное — с самим клиентом. Если занимаешься собой, тогда интегрируется развитие трех «и» — инстинкта, интеллекта и интуиции. Вот таковы привлекательные стороны нашей профессии: ты всегда находишься в динамике развития. Каждый клиент приносит не только свою проблему, но и решение проблемы, и ты учишься у него.

— Я слушал вашу запись «Встреча с целителем». А как вы сами восстанавливаете силы, справляетесь с тяжелой работой? Что вам помогает?

— У нас с собой нет книги жизни, но она расписана по часам, а иногда и по минутам. Порой нужно сделать столько, что самому страшно. Но я живу по принципу: то, что мне интересно, я делаю, и то, что я делаю, мне интересно. Откуда взять силы? Есть масса источников. Один — это, конечно же, обнять дерево покрепче и попросить: «Дерево, дай мне энергию, иначе я умру!» И оно даст. Это шутка, но вот с точки зрения мудрого Востока каждый человек наделен достаточным количеством энергии, чтобы решать ВСЕ проблемы в своей жизни.

Но беда заключается в том, что люди неграмотно перераспределяют эту энергию. Она у них часто уходит в «черную дыру». «Черная дыра» — это чувство собственной значимости. И когда человек тратит силы на то, чтобы доказать другим, что он «крутой», то ему не хватает энергии «круто» делать свое дело, заниматься своей профессией.

Есть такая картинка у доктора Пезешкиана — «ромбик». У каждой вершины ромбика есть указание: 25% энергии человек должен тратить на работу, учебу; 25% — на социальные контакты, семью, родственников, общение с друзьями; 25% — на тело, то есть спорт, секс, еду; 25% — на то, что я называю «единичество», то есть на общение с самим собой. Это когда ты задаешь себе вопросы: зачем ты живешь, кому ты нужен, или вообще не задаешь, а просто живешь. Это идеальная картинка, показывающая, как должно распределяться энергетическое обеспечение, но людям приходится ломать этот ромбик и тратить на работу не 25% энергии, а 60–70. Тогда контакты снижаются, к телу ты никак не подходишь, потому что некогда, а уж одному посидеть и подумать, зачем мне все это надо, — вообще не получается. И происходит деформация. Если я гармонично перераспределяю энергию, тогда ее хватает на всё и на всех.

— Следующий вопрос касается студентов. Вы много работаете с ними. Как вам кажется, каковы основные проблемы студенческого сообщества?

— Большое количество нерешенных личных проблем мешает студентам учиться. В связи с отсутствием денег некоторые вынуждены работать в разных местах, скажем, не самых приличных, вплоть до стриптиз-клуба. Потому что надо на что-то жить. Второе — проблемы, связанные с любовью — с неразделенной, с разделенной. И третье — конфликты с родителями, со сверстниками. Главное же — что современное студенчество не собирается включаться в глубокие отношения. Вот эта культура, которую я не люблю, она называется «клиповая культура», разовая. «Разовая» — эта метафора связана с разовой посудой. Попользовался и выбросил. И появляются разовая одежда, разовые компьютеры, разовые телефончики... Все временное! И это распространяется теперь на отношения: молодые люди строят отношения «разово». На один раз. По Интернету договорился встретиться на один раз, чтобы не напрягаться, чтобы, не дай бог, не влюбиться, не дай бог, не страдать. И люди перестают переживать, престают испытывать удовольствие, а только как бы размышляют об этом удовольствии, наблюдают свою жизнь, а не живут в ней. Да, это не относится ко всем, но большая часть...

— А как насчет наркотиков? Ведь вы занимались разработкой методов профилактики наркозависимости. Наверное, вы можете назвать много причин, которые приводят к употреблению наркотиков и распространению наркомании.

— Причины, которые ведут к употреблению наркотиков, связаны с психологией человека, с низким уровнем жизненной компетентности. Трудности, с которыми мы все сталкиваемся, для подростков, например, часто становятся просто неразрешимыми — проблемы отношений с противоположным полом, с ровесниками, с родителями, с самим собой. Часто подросток хотел бы ответить на этот знаменитый вопрос «Кто я?», но не может, и ему легче принять какую-то роль: гомосексуалиста, наркомана. Он знает, как к ним относятся, как себя вести, у него уже есть какя-то определенность. И ему удобнее, легче жить в этой роли. Огромное количество людей просто пытаются полюбопытствовать. Кто-то создал миф: вот это действует так хорошо, что обязательно надо познать такой опыт. Это же как испытание, вызов жизни, искушение — справлюсь я или нет? Если я один раз попробую — ничего не будет. Если я два, три, десять раз попробую — все равно в любой момент могу отказаться... Это миф! То, на чем ловятся. И потом начинается «нормальная биография наркомана» — уже появляется физическая зависимость, и отказаться невозможно. Хотя человек все еще продолжает утверждать: «Захочу — завтра брошу!» Но как только он завтра бросает, у него послезавтра начинается ломка, и он снова начинает употреблять. До этого они потом доходят — до осознания того, что бросить невозможно. Но бывает уже поздно.

— А как можно было бы это предотвратить?

— Наша миссия — заниматься всем этим делом в области первичной профилактики. Не в реабилитации, когда человек уже с диагнозом, а именно в первичной. И вот здесь я как раз пропагандирую то, что называется неспецифической профилактикой. Она основана на простых вещах — личностном росте ребенка или взрослого. Зрелая личность, свободная личность, имеющая выбор и несущая ответственность за свои поступки, не будет подсаживаться ни на один наркотик. Тут речь идет не о запугивании — мол, если ты будешь употреблять, то заболеешь и умрешь. Только на 5% населения это влияет, все остальные нарушают это правило: запретный плод сладок. Поэтому мы больше пропагандируем идею, связанную с позитивной стороной жизни. Огромное пространство этой жизни может быть заполнено удовольствием. И почему бы не жить в удовольствие без различных допингов? Идея первичной профилактики связана с понятием «мудрость». Вот задам я тебе задачку. Это как бы тест такой психологический.

Я из корреспондента мигом превратился в интервьюируемого, почти и не заметив. Это ли не мастер-класс?!

— Вот история. Идет пьяный мужик по улице. Смотрит — йог сидит, медитирует. Ну, у мужика много проблем: жена изменяет, на работе мало платят, ребенок — двоечник. Дай, думает, йогу этому морду набью, чего он такой тихий сидит! Подошел, только начал бить, как йог вскочил и ответил как следует. Вот мужик этот пьяный, да еще побитый, в жизни все плохо... Идет дальше по жизни. Смотрит — другой йог сидит, тихий, спокойный. Мужик подошел, бам-бам по морде. А йог сидит и терпит. И так его бьют, и этак, а он все сидит и терпит. Ну чего его бить, если не реагирует? Пошел дальше пьяный мужик. Смотрит — третий йог сидит, тихий, спокойный, никому не мешает. Он его тоже решил побить, а тот увиливает как-то, уворачивается, все никак мужик не может его побить. Так вот вопрос: какую стратегию поведения ты выбрал бы, будь ты одним их этих йогов? И это не все стратегии поведения, а могут быть еще какие-то. Так какую бы выбрал?

— Я бы уворачивался, как третий йог...

— Хм... Первый вариант называется «дообыденное сознание», второй — «обыденное сознание» (население России живет в этом до сих пор, в незрелости своей «личности»: над ней издеваются, а она терпит), третий, который выбрал ты — «продвинутое сознание». Но в жизненной практике есть четвертый йог. И этот четвертый йог символизирует «мудрое сознание»: он никогда не сидит на дороге, где ходят пьяные мужики. Понимаешь, да? Зачем вообще пробовать?.. В этом мудрость. Вот в чем смысл первичной профилактики — вообще не допускать глупости в жизни, чтобы потом не пришлось посвящать свою жизнь расплате за ошибку.

— И последний вопрос. Что бы вы могли пожелать молодым людям, которые хотели бы реализовать свои творческие способности и стать настоящими профессионалами?

Ну как тут не вспомнить слова Ленина: учиться, учиться и учиться... И это самое главное. Нужно иметь желание познавать, а еще — строго и четко себе представлять, чего ты хочешь добиться в этой жизни. В Библии сказано: «Представь себе ясно, что ты хочешь, и все это предстанет пред тобою». Четко обозначить направление, но относиться к нему творчески. Мой девиз — живи живее!

Дмитрий СОЛОМИН,
учащийся 11-го «В» класса
Петергофской гимназии
императора Александра Второго