Открытие детского мира
Упражнения для учителей,
социальных педагогов, школьных психологов
Идея
Один из парадоксов современной отечественной
педагогики: в теории — всесокрушающая победа
личностно-ориентированного образования и
воспитания и незначительное распространение их
на практике.
Педагоги объясняют этот факт просто: на
индивидуально-личностный подход к ребенку у них
нет рабочего времени. Дамоклов меч учебных
программ и воспитательных мероприятий
по-прежнему висит над учителями, съедая все
личностно-ориентированные устремления. Однако
такое объяснение весьма поверхностно. В школьных
ситуациях, когда время и возможности для
индивидуально-личностной работы у педагога
появляются (классное руководство, кружковая
работа, учебные курсы по выбору школьников),
ничего кардинально не меняется.
Наш
шестилетний опыт инновационного
консультирования деятельности классных
воспитателей показал: позиция интереса к работе
с индивидуальными целями и проблемами
школьников возникает не более чем у 50% таких
педагогов.
Распространенная идея школьных руководителей,
методистов, преподавателей повышения
квалификации, объясняющих этот феномен, такова:
кому дано, кому не дано. Мнение же тех, кто
работает с педагогами в активных формах
(руководителей тренингов, организаторов
проблемных деловых игр), более оптимистично. Они
ставят и пытаются решать задачу формирования
личностно-ориентированной профессиональной
позиции через изменение профессионального
самосознания педагогов. На этом пути, как
известно, есть весьма эффективные средства и
успешный опыт.
Но нельзя ли запустить более косвенный
механизм: развитие интереса педагога к
индивидуальному, субъективному миру ребенка, к
его жизненному опыту без акцентировки на
развитие профессионального самосознания?
Возможно, такое движение изменит педагогическую
ориентацию — появится интерес к работе с
«детским миром», включая стремление помогать в
индивидуально-личностном развитии.
Идея имеет шанс на проникновение в
педагогическую жизнь, если она
технологизирована. Упражнения на «открытие
детского мира», о которых рассказывается ниже,
придуманы автором и опробованы в серии занятий с
учителями, социальными педагогами, школьными
психологами.
УПРАЖНЕНИЯ
«Невидимка»
Начинается это упражнение на одном из занятий,
продолжается как домашнее задание и обсуждается
на последующем занятии. Опишем его ход в форме
инструкции для участников занятий.
1. Выберите из вашего класса двоих-троих
учеников, про которых вы очень мало или почти
ничего не знаете, своеобразных «невидимок».
Запишите их фамилии.
2. Возьмите из этих учеников одного, на примере
которого вы хотели бы попробовать провести
упражнение — сделать ученика «видимым».
3. Дайте ему письменную характеристику,
потратив на это задание не больше 5 минут.
4. Зачитайте характеристику. (После прочтения
фиксируете факт трудности описания таких
учеников и бедности своего словаря.)
5. Домашнее задание: в течение двух недель
попытайтесь «раскрыть невидимку», узнать о нем
как можно больше, используя только наблюдение
(за исключением тех случаев, когда школьник сам
инициирует разговор).
6. На втором занятии расскажите о ходе и
результатах выполнения домашнего задания.
7. После рассказов проводится
структурированное обсуждение.
Вопросы:
Что вы узнали о «невидимке»? Оказалось ли это
знание неожиданным или ожидаемым? Каковы были
трудности наблюдения? А можно ли доверять
полученным данным?
Все высказывания фиксируются на доске.
Обобщение, подведение итогов не проводится. В
заключение экспериментатор в метафорической
форме высказывает свое принятие ответов
педагогов, подчеркивая, что это не более как его
видение того, что он услышал на занятии.
«Переоткрой звезду»
1. Выберите из вашего класса двоих-троих
учеников из тех, кого вы знаете лучше всего:
своеобразных, ярких, «видимых звезд». Запишите их
фамилии.
2. Возьмите из записанных учеников одного, на
примере которого вы хотели бы попробовать
сделать упражнение.
3. Оцените ваше знание того, как этот ученик
относится к учению, к классу, к друзьям, к вещам, к
вам, к самому себе. Используйте при этом
следующую систему оценок: + (знаю точно), +– (вроде
бы знаю), –+ (знаю, но это не точно), – (определенно
не знаю).
4. Проверьте какие-нибудь из этих оценок,
наблюдая за учеником в течение двух недель.
5. Измените, если в этом есть необходимость, свои
оценки.
Обсуждение выполненного задания на следующем
занятии строится так же, как в задании
«Невидимка».
«Детский мир учения»
1. Вступительное слово ведущего о «вокруг
учебном» детском мире, который не имеет прямого
учебного значения: любимых — нелюбимых учебных
принадлежностях, привлекательных —
непривлекательных местах в классной комнате,
особенностях детского языка, связанного с
учением (своеобразного учебного сленга), об
учебных приметах, привычках и пр.
2. Генерирование в режиме мозгового штурма идей,
фактов, составляющих «детский мир учения».
(Занятие в микрогруппах, объединяющих педагогов,
работающих с близкими по возрасту классами.)
3. Доклады микрогрупп и дискуссия «Надо ли с
этим миром работать?». Обнаружение
недостаточности знаний мира детства.
4. Домашнее задание: проверка «образа детского
мира учения» через наблюдение в своем классе.
5. Обсуждение на следующем занятии хода и
результатов выполнения домашнего задания.
«Детский мир общения»
Упражнение строится по такой же схеме, как и
«Детский мир учения».
1. Краткое вступительное слово ведущего о
пространстве свободного школьного общения
детей: о его содержании, месте, времени, сленге,
ролевой структуре.
2. Генерирование в режиме мозгового штурма идей,
фактов, составляющих «детский мир общения»
определенного возраста. (Занятие в микрогруппах,
объединяющих педагогов, работающих с близкими по
возрасту классами.)
3. Доклады микрогрупп и дискуссия «Надо ли с
этим миром работать?». Обнаружение
недостаточности знаний «мира детского общения».
4. Домашнее задание: проверка «образа детского
мира общения» через наблюдение в своем классе.
5. Обсуждение на следующем занятии хода и
результатов выполнения домашнего задания.
Это упражнение открывает такой богатый
феномен, что справиться с ним за одно занятие
трудно. Стоит проводить его в два этапа: на первом
обратить внимание на содержание свободного
общения школьников и ролевой структуры общения,
а на втором – на языковые особенности общения
(групповые языковые нормы, место детского и
подросткового сленга в общении, прозвища, стиль
обращения друг к другу и т.п.).
Разные ситуации
1. Выберите и запишите фамилии нескольких
учеников, проявления которых в разных ситуациях
вы хотели бы сравнить. Это могут быть и школьники,
которые участвовали в прежних упражнениях:
«невидимки», «звезды» и пр.
2. Понаблюдайте за поведением, проявлениями
выбранных «героев» в различных внеучебных
ситуациях (например, новогодний праздник,
перемены, после окончания уроков, в последний
день четверти, до начала уроков). Сравните
результаты ваших наблюдений с проявлениями этих
школьников в учебных ситуациях. Если обнаружатся
различия, подумайте над их причинами.
3. В обсуждении на следующем занятии делается
акцент на ситуативных и устойчивых проявлениях
школьников.
«Учитель глазами учеников»
1. Вступительное слово ведущего с примерами
несовпадения того, как школьники воспринимают
учителя и как учитель представляет себе это
восприятие. Фиксация этого явления как возможной
темы анализа.
2. Общий мозговой штурм: «Какие у педагога есть
возможности, способы узнать действительное
отношение к нему школьников?»
3. Домашнее задание (необязательное1): выбрать
двух учеников — одного с предполагаемым
положительным отношением к педагогу, а второго с
отрицательным или недоверием к воспитателю.
Написать короткие эссе о себе как бы глазами этих
школьников.
4. Обсуждение выполнения задания на следующем
занятии.
Вопросы для обсуждения:
Было ли задание трудным? Было ли оно для вас
необычным? Захотелось ли проверить сочиненный
взгляд? Как это сделать в рамках этических норм?
(Косвенный характер задаваемых вопросов, не
затрагивающих содержания эссе, является
существенным для работы с таким упражнением.)
«Новичок»
Это упражнение может быть заключительным в
цикле занятий о «детском мире», но может
проводиться отдельно.
В варианте итогового занятия участники
объединяются в пары с учетом приоритетного для
их работы возраста детей и разрабатывают проекты
«Новичок в классе» (в кружке, в клубе, в группе).
Содержание проектов — версии о специфике «мира
общения» новичка, его «мира учения», восприятия
учителей, стремления к «видимости» или
«невидимости».
Готовые проекты обсуждаются с точки зрения их
реалистичности. Лейтмотив обсуждения —
обнаружение сложности и разнообразия ситуации с
новичком.
Занятие завершается составлением в режиме
мозгового штурма списка приемов, способов
узнавания новичка и анализом, в каких случаях и
когда сработают те или иные приемы.
1 Упражнение может затронуть
глубинные психологические проблемы педагогов,
поэтому в ситуации группового (не
психотерапевтического) занятия его нельзя
проводить как обязательное.
Сергей ПОЛЯКОВ,
доктор педагогических наук,
г. Ульяновск
E-mail: sdpolyakov@mail.ru
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина товаров для детей Milam.ru. В магазине представлен широчайших спектр детских товаров – от аптечек для новорожденных, мебели и колясок для них, средств ухода за малышами, товаров для обеспечения безопасности, развивающих игрушек и прочего, до школьных портфелей для уже подросших детей. Все, что вам пригодится для ребенка. Накопительные скидки, сертифицированные товары, доставка по Санкт-Петербургу и всей России.
|