КАК УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ?
Изучение способов саморегуляции
эмоционального состояния
Для построения психологом
совместно с педагогом оптимальной программы по
преодолению ребенком эмоционального
дискомфорта, важно знать не только причины
эмоционального неблагополучия, но и индивидуальные
возможности и потенциальные способности ребенка
в преодолении негативного эмоционального
состояния.
Потребность
в оптимальной социальной адаптации в школе
приводит школьника к выработке индивидуальных
способов саморегуляции своего эмоционального
состояния. На вопрос: «Что ты делаешь, когда
хочешь успокоиться, улучшить свое настроение?» —
дети отвечают по-разному. Но все-таки ответы
можно свести к нескольким уровням эмоциональной
саморегуляции: от пассивного созерцания до
активного взаимодействия с окружающей средой,
обращения к другим за помощью и поддержкой.
Способы преодоления детьми эмоционального
дискомфорта изучались с помощью специально
разработанной анкеты, в основу которой была
положена идея В.В.Лебединского и соавторов о
различии в активности уровней базальной системы
эмоциональной регуляции, а также работы
А.О.Прохорова, Р.М.Грановской, И.М.Никольской о
способах саморегуляции школьниками
отрицательных психических состояний.
Несмотря на то что, по данным наших
исследований, большинство детей используют
различные стратегии для преодоления
эмоционального дискомфорта, часть детей
характеризуется предпочтением какого-либо
одного стиля поведения в тревожащей ситуации.
Взрослый, учитывая эти особенности ребенка,
может помочь ему в формировании и других
уровневых механизмов, ориентируясь на
организацию более целостного и гибкого
поведения ребенка.
Сопоставительная таблица
Уровни системы эмоциональной
регуляции
(В.В. Лебединский и др.) |
Способы
преодоления детьми
эмоционального дискомфорта |
1. Пассивные формы
психической адаптации |
Самовнушение, пассивная
разрядка: «остаюсь сам по себе», «стараюсь
расслабиться, оставаться спокойным» |
2. Выработка эмоциональных
стереотипов чувственного контакта с миром |
Двигательная активность:
«обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на
велосипеде»; «смотрю телевизор, слушаю музыку» |
3. Активная адаптация к
нестабильной ситуации |
Волевые действия; создание
аффективных образов: «рисую», «мечтаю,
представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия
тех, кто вызывает неприятные переживания» |
4. Эмоциональное
взаимодействие с другими людьм |
Общение: «прошу прощения или
говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу
помощи у других» |
ТЕСТ
на определение способов преодоления детьми
эмоционального дискомфорта
Инструкция. Каждый человек старается
справиться с плохим настроением или сильным
переживанием и для этого выбирает различные
способы поведения. Прочтите внимательно
перечисленные способы поведения и против
каждого обведите цифру справа. Если вы не
используете такое поведение, чтобы справиться
с волнением, тревогой, обидой и другими
неприятными эмоциями, то обведите цифру 1, если иногда
используете — 2, если используете часто, так
как это вам помогает, — 3.
1. Когда у меня дома плохое настроение, мне
становится легче, если:
1) пройдусь в одиночестве 1 2 3
2) активно подвигаюсь, послушаю музыку 1 2 3
3) сделаю что-то важное для себя, чтобы убедиться
в своей силе воле, настойчивости 1 2 3
4) расскажу кому-нибудь из близких о моих
переживаниях 1 2 3
5) схожу в гости 1 2 3
6) проучу обидчика или что-нибудь сломаю 1 2 3
7) съем что-нибудь вкусное 1 2 3
8) рассматриваю пейзаж, наблюдаю за животными 1 2
3
2. Когда у меня в школе плохое настроение, мне
становится легче, если:
1) отвлекусь, посмотрю в окно 1 2 3
2) вспомню что-то хорошее 1 2 3
3) помечтаю, что потом все будет хорошо 1 2 3
4) поделюсь с товарищем своими переживаниями 1 2 3
5) обращусь к учителю за поддержкой 1 2 3
6) стукну или обзову кого-нибудь 1 2 3
7) поиграю, побегаю на перемене 1 2 3
8) сам себя успокою, уговорю 1 2 3
Подсчитываются суммы баллов
в первой и во второй частях анкеты по следующим
пунктам:
1 и 8 — первый уровень эмоциональной
саморегуляции; отражает развитие пассивного
способа приспособления к внешней среде.
2 и 7 — второй уровень саморегуляции;
связан с удовлетворением потребностей в
приятных ощущениях.
3 и 6 — третий уровень саморегуляции;
связан с активной адаптацией к нестабильной
ситуации. При недостаточном развитии других
уровней саморегуляции, особенно четвертого, эта
активность может проявляться в агрессивном
поведении.
4 и 5 — четвертый уровень эмоциональной
регуляции; отражает степень взаимодействия с
другими людьми в тревожащей ситуации.
Психолог или учитель обращает внимание на то,
какие способы используются ребенком в школе и
вне школы для эмоциональной саморегуляции. Такая
работа помогает ребенку научиться пользоваться
различными способами совладающего поведения.
Алла ФОМИНОВА
|