Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Одаренный ребенок дома и в школе

А.И. Савенков
Екатеринбург:
У-Фактория, 2004

С автором данной книги читатели «Школьного психолога» хорошо знакомы: на страницах нашей газеты были представлены некоторые из последних работ А. Савенкова по детской одаренности. Очевидно, что книги одного автора, посвященные одной и той же проблеме, содержательно не могут не пересекаться, но при этом каждая из них имеет ярко выраженную специфику.
Данное издание в известном смысле универсально, так как в нем нашли отражение различные аспекты проблемы воспитания и обучения одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Во-первых, поднимаемая проблема анализируется как с теоретических, так и с практических позиций. В теоретической части книги речь идет о том, что такое детская одаренность и как она проявляется, каков вклад наследственности и окружающей среды в ее формирование и т.п. Автором приводится описание таких особенностей познавательного развития одаренных детей, как любознательность, сверхчувствительность к проблемам, высокий уровень развития логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам и др. Однако основное внимание автор уделяет практическим вопросам — в частности, представлены методики диагностики одаренности и даны рекомендации по составлению развивающих программ.
Во-вторых, развитие одаренности у детей, по мнению автора, возможно и в условиях школьного обучения, и в ходе занятий с ребенком дома. Именно поэтому данное издание предназначено как педагогам (и психологам), так и заинтересованным родителям, для которых разработана домашняя школа мышления. Выбранная автором манера изложения материала делает данное издание доступным для читателей, незнакомых с азами психологической науки. Эта книга, безусловно, может быть отнесена к разряду популярных, что позволяет уважительно относиться к автору, оказавшемуся в состоянии говорить понятно о серьезных психологических проблемах.
В-третьих, автор специально подчеркивает, что развитие одаренности происходит не только в ходе специальных занятий — физическая активность, игры, рисование, конструирование также весьма полезны во всех отношениях.
Вопрос о критериях детской одаренности до сих пор остается дискуссионным в психологии, и трудно не согласиться с автором, что вера в возможности ребенка — один из источников его настоящих и будущих успехов. Поэтому вместо того чтобы размышлять над вопросом о том, является или нет ребенок одаренным, значительно более продуктивными и для ребенка, и для его родителей видятся разнообразные совместные занятия. Тогда, скорее всего, результат не заставит себя долго ждать, и неплохо, если психологи дошкольных и школьных учреждений сумеют убедить родителей в необходимости любых занятий с собственным ребенком. Содержащиеся в книге конкретные советы и разработки в данном случае могут оказаться весьма кстати.

Вера ПРАВДИНА