Одаренный ребенок дома и в школе
|
А.И. Савенков
Екатеринбург:
У-Фактория, 2004
|
С автором данной книги
читатели «Школьного психолога» хорошо знакомы:
на страницах нашей газеты были представлены
некоторые из последних работ А. Савенкова по
детской одаренности. Очевидно, что книги одного
автора, посвященные одной и той же проблеме,
содержательно не могут не пересекаться, но при
этом каждая из них имеет ярко выраженную
специфику.
Данное издание в известном смысле универсально,
так как в нем нашли отражение различные аспекты
проблемы воспитания и обучения одаренных детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Во-первых, поднимаемая проблема анализируется
как с теоретических, так и с практических
позиций. В теоретической части книги речь идет о
том, что такое детская одаренность и как она
проявляется, каков вклад наследственности и
окружающей среды в ее формирование и т.п. Автором
приводится описание таких особенностей
познавательного развития одаренных детей, как
любознательность, сверхчувствительность к
проблемам, высокий уровень развития логического
мышления, повышенный интерес к дивергентным
задачам и др. Однако основное внимание автор
уделяет практическим вопросам — в частности,
представлены методики диагностики одаренности и
даны рекомендации по составлению развивающих
программ.
Во-вторых, развитие одаренности у детей, по
мнению автора, возможно и в условиях школьного
обучения, и в ходе занятий с ребенком дома. Именно
поэтому данное издание предназначено как
педагогам (и психологам), так и заинтересованным
родителям, для которых разработана домашняя
школа мышления. Выбранная автором манера
изложения материала делает данное издание
доступным для читателей, незнакомых с азами
психологической науки. Эта книга, безусловно,
может быть отнесена к разряду популярных, что
позволяет уважительно относиться к автору,
оказавшемуся в состоянии говорить понятно о
серьезных психологических проблемах.
В-третьих, автор специально подчеркивает, что
развитие одаренности происходит не только в ходе
специальных занятий — физическая активность,
игры, рисование, конструирование также весьма
полезны во всех отношениях.
Вопрос о критериях детской одаренности до сих
пор остается дискуссионным в психологии, и
трудно не согласиться с автором, что вера в
возможности ребенка — один из источников его
настоящих и будущих успехов. Поэтому вместо того
чтобы размышлять над вопросом о том, является или
нет ребенок одаренным, значительно более
продуктивными и для ребенка, и для его родителей
видятся разнообразные совместные занятия. Тогда,
скорее всего, результат не заставит себя долго
ждать, и неплохо, если психологи дошкольных и
школьных учреждений сумеют убедить родителей в
необходимости любых занятий с собственным
ребенком. Содержащиеся в книге конкретные советы
и разработки в данном случае могут оказаться
весьма кстати.
Вера ПРАВДИНА
|