Психолог в школе
Факты, комментарии, рекомендации
|
М.А. Степанова
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
Эта книга — дневник
опытного и думающего школьного психолога. Автор
не просто делится своими размышлениями о
современном положении дел в психологии
образования, ставит живые и наболевшие вопросы,
но и приглашает читателей к диалогу. И на это
искреннее приглашение так же искренне хочется
откликнуться.
А диапазон вопросов, затронутых в этом небольшом
по объему издании, действительно огромен — это
то, с чем школьный психолог сталкивается
ежедневно. Если попытаться их систематизировать,
то можно выделить четыре крупных блока.
Первый блок — это вопросы, касающиеся
профессионализма школьного психолога. Здесь
автор говорит о научном обосновании
профессиональной деятельности психолога в
школе, о связи теоретической и практической
психологии, часто необоснованно игнорируемой.
Рассматриваются классические труды
отечественных психологов, приводятся конкретные
примеры их использования в решении
профессиональных задач. Например, автор
достаточно подробно рассматривает теорию
П.Я.Гальперина о типах учения и возможностях ее
приложения к анализу построения учебного
предмета.
Второй блок — это размышления о месте и роли
психолога в современной школе, об основных
задачах и направлениях работы, о его правах и
обязанностях.
Третий блок посвящен тому, что может сделать
психолог в различных ситуациях обучения, работая
с различными группами детей. Сюда можно отнести
вопросы, касающиеся деятельности психолога в
ситуациях перехода детей на следующие ступени
обучения, возможностей психолога при работе с
одаренными детьми, вопросов профориентации
старшеклассников, проблем мотивации, школьной
тревожности и многих других.
И четвертый блок — это проблемы взаимодействия
психолога с учителями и родителями.
Психолог в школе занимается сразу многими
вещами: он диагностирует, развивает,
консультирует, корректирует, просвещает — все
это очень нужно и важно. Но хочется, процитировав
автора, спросить: «а когда же мы думаем?»
Не надейтесь найти в книге целостную модель
работы психологической службы в школе — автор
лишь предлагает читателю вместе поразмышлять о
нашей работе, подчеркивая, что опыт каждого
психолога в каждой конкретной школе уникален.
Как важную особенность книги хочется
подчеркнуть ее откровенность. Автор открыто
говорит о положении дел в психологии
образования, «минуя парадный подъезд отчетов о
проделанной работе».
Мы очень любим искать причины собственных неудач
в других — обвинять администрацию школы,
консервативных учителей, которые не могут
сформулировать адекватный запрос, а автор
попытался сместить локус контроля на себя и
разобраться, а что же мы, школьные психологи,
можем сделать, чтобы ситуация в психологии
образования менялась в лучшую сторону?
И еще хочется сказать о «психологичности»
издания, в том смысле, что она не даст однозначных
советов, не ответит вам на избитый вопрос «Что
делать?», но как тонкий и опытный психолог
подтолкнет вас к размышлениям и поможет
сформулировать свою профессиональную точку
зрения.
Александра ТЕПЛИЦКАЯ
|