Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психолог в школе

Факты, комментарии, рекомендации

М.А. Степанова
М.: ТЦ Сфера, 2005

Эта книга — дневник опытного и думающего школьного психолога. Автор не просто делится своими размышлениями о современном положении дел в психологии образования, ставит живые и наболевшие вопросы, но и приглашает читателей к диалогу. И на это искреннее приглашение так же искренне хочется откликнуться.
А диапазон вопросов, затронутых в этом небольшом по объему издании, действительно огромен — это то, с чем школьный психолог сталкивается ежедневно. Если попытаться их систематизировать, то можно выделить четыре крупных блока.
Первый блок — это вопросы, касающиеся профессионализма школьного психолога. Здесь автор говорит о научном обосновании профессиональной деятельности психолога в школе, о связи теоретической и практической психологии, часто необоснованно игнорируемой. Рассматриваются классические труды отечественных психологов, приводятся конкретные примеры их использования в решении профессиональных задач. Например, автор достаточно подробно рассматривает теорию П.Я.Гальперина о типах учения и возможностях ее приложения к анализу построения учебного предмета.
Второй блок — это размышления о месте и роли психолога в современной школе, об основных задачах и направлениях работы, о его правах и обязанностях.
Третий блок посвящен тому, что может сделать психолог в различных ситуациях обучения, работая с различными группами детей. Сюда можно отнести вопросы, касающиеся деятельности психолога в ситуациях перехода детей на следующие ступени обучения, возможностей психолога при работе с одаренными детьми, вопросов профориентации старшеклассников, проблем мотивации, школьной тревожности и многих других.
И четвертый блок — это проблемы взаимодействия психолога с учителями и родителями.
Психолог в школе занимается сразу многими вещами: он диагностирует, развивает, консультирует, корректирует, просвещает — все это очень нужно и важно. Но хочется, процитировав автора, спросить: «а когда же мы думаем?»
Не надейтесь найти в книге целостную модель работы психологической службы в школе — автор лишь предлагает читателю вместе поразмышлять о нашей работе, подчеркивая, что опыт каждого психолога в каждой конкретной школе уникален.
Как важную особенность книги хочется подчеркнуть ее откровенность. Автор открыто говорит о положении дел в психологии образования, «минуя парадный подъезд отчетов о проделанной работе».
Мы очень любим искать причины собственных неудач в других — обвинять администрацию школы, консервативных учителей, которые не могут сформулировать адекватный запрос, а автор попытался сместить локус контроля на себя и разобраться, а что же мы, школьные психологи, можем сделать, чтобы ситуация в психологии образования менялась в лучшую сторону?
И еще хочется сказать о «психологичности» издания, в том смысле, что она не даст однозначных советов, не ответит вам на избитый вопрос «Что делать?», но как тонкий и опытный психолог подтолкнет вас к размышлениям и поможет сформулировать свою профессиональную точку зрения.

Александра ТЕПЛИЦКАЯ