Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


ИГРОТЕКА

Три главных испытания

Сценарий занятия для учеников 5-го класса

В традиционной культуре существовали достаточно разработанные ритуалы инициации, которые позволяли быстро изменить детский статус подростка на взрослый. В нашей культуре такие обряды отсутствуют, подростковый период растянут во времени. Нередко он сопровождается достаточно острыми кризисными проявлениями у подростков, приводящими к конфликтам со своим окружением. Мы полагаем, что современным подросткам необходимо через серию занятий дать понятие о трудностях, которые им необходимо преодолевать на пути к взрослению. Данное занятие является первым из этой серии. Его следует проводить в первом полугодии 5-го класса.

Цель: помочь учащимся осознать процесс начинающегося взросления.

Оборудование: индивидуальный лист испытаний и фишки для наклеивания на этот лист, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с чтения ведущим сказки.

На далекой планете Детство жили маленькие принц и принцесса. Было им там тепло и уютно. Все их любили, исполняли желания и просьбы. На желто-фиолетовых деревьях там громко чирикали обезьянополусы, а по полянам носились воробьезавры. Там было весело и беззаботно. Но вот пришло время, когда к ним подошел правитель той планеты Мудролюб и сказал:

— Вы уже выросли, принц и принцесса, вам пора собираться в дальний путь на планету Взросление. Я принес вам крылья. Примеряйте и давайте учиться летать.

— Но зачем нам улетать отсюда? — спросили дети. — Нам здесь очень хорошо. Мы не хотим взрослеть и становиться вечно занятыми и спешащими на работу, как эти скучные взрослые. Мы остаемся здесь. Кроме того, на других планетах листья только зеленые — скукота, и животные не умеют превращаться одно в другое. Мы остаемся здесь.

—Вы не можете здесь остаться, — покачал головой Мудролюб. — В вас созрело уже столько «могу делать сам», что они будут заставлять вас пробовать найти им применение. Вам захочется самим принимать решения, делать то, что хочется… Но вы быстро растете. И если промедлите, крылья уже не смогут выдержать вас и вы останетесь на планете детства навечно.

— Ладно, давай крылья. Примерим их, — сказали дети.

— Не все так просто, — опять покачал головой Мудролюб. — Чтобы преодолеть путь к планете Взросление, вам понадобятся все ваши силы, и главные из них — это сила воли, сила ума и сила добра.

— Ну, с силой воли и силой ума мы согласны, — это полезные штуки. Пригодятся всегда. А вот зачем сила добра? Она явно лишняя, — возразили принц и принцесса.

— Нет, это самая главная сила взрослых, — ответил Мудролюб. — Взрослые они на то и взрослые, что умеют помогать другим. Отдавать себя. А не только получать, как дети. И надо научиться заботиться о других, иначе не почувствуешь себя взрослым.

— Ну, уговорил. Будем искать в себе все три силы, — согласились ребята.

Однако легко сказать, труднее сделать. Вот сила воли — найдешь ее, схватишь, а она, как скользкий мячик, из рук выскакивает. И тогда начинаешь выкрикивать, других перебивать, на уроках учителя отвлекать, ребят. А когда домашнее задание делать начинаешь, так сила воли под парту прячется и никак не хочется доводить его до конца.

А сила ума, как нарочно, на математике зысыпает или на русском, когда думать надо. Хочется все бросить и поговорить с соседом.

А сила добра как раз на уроке отлично себя чувствует. Хочется всем помогать, а не с учебником, к примеру, работать. Но после звонка прячется куда-то в тайное место. И уже хочется не помогать, а побегать и покричать.

Трудно было искать эти силы принцу и принцессе, но уж очень им хотелось на остров Взросление. И как во всякой сказке, все-таки нашли они свои силы, трудности преодолели. И тогда как-то вечером очень странно посмотрели на них родители — с гордостью и радостью!

— Кажется, наши дети повзрослели, — сказали они. А ребята при этом засмущались и стали резко засовывать что-то в карманы. И взрослые не заметили, что из карманов торчали кусочки желто-фиолетовых листьев и маленькие слонообезьянчики, потому что ребята решили кусочки планеты детства захватить с собой в жизнь. А мы с вами заметили, но мы позволим им это. Не так ли?

После чтения сказки ведущий предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:

— Пришло ли для героя сказки время взрослеть? Если да, то почему?

— Действительно ли для взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны какие-то еще силы?

— Почему принц и принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты детства?

После дискуссии ведущий раздает учащимся листы испытаний и предлагает выполнить задания, в которых они могут испытать себя: есть ли у них сила воли, ума, добра. Объясняет, что за каждый момент проявления сил они будут получать фишки для вклеивания в свои листы.

Затем приглашает приступить к испытаниям.

Испытание силы воли

Учащимся предлагается поиграть в игру «Чьи ладошки?». Выбирается водящий. Он отворачивается от класса. Далее по указанию ведущего кто-то тихо подходит сзади и кладет на спину водящему ладошки. Ему необходимо угадать, кто это сделал.

Сила воли будет проявляться в том, что ребята не будут рваться на роль водящего или того, кто прикладывает ладошки, а будут ждать выбора ведущего.

Испытание силы ума

Каждому ученику раздается «психологический пример». Необходимо «решить» его, зачитать решение классу и обосновать.

Примеры могут быть такими:

Радость + доверие =
Страх + неуверенность в себе =
Выпячивание себя + радость =
Надежда + доброжелательность =
Нежность + дружелюбие =
Злость + страх =
Обида + недоверие =
Тревога + радость =
Тревога + страх =
Радость + интерес =
Сомнение + радость =
Беспокойство + злость =
Восхищение + интерес =

Испытание силы добра

Этому испытанию придается очень большое значение, поэтому учащимся даются два испытания. Во время первого ведущий называет имя одного из учеников и предлагает за 30 секунд написать как можно больше его хороших качеств.

Второе испытание — придумать подарок, который хотелось бы подарить соседу по парте. надо показать его так, чтобы тот догадался.

В заключение занятия учащиеся подсчитывают количество набранных фишек. Делается вывод о том, что у кого-то больше развита одна сила, у другого — другая. Но все готовы отправиться в путь к взрослости.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук