Три главных испытания
Сценарий занятия для учеников 5-го класса
В
традиционной культуре существовали достаточно
разработанные ритуалы инициации, которые
позволяли быстро изменить детский статус
подростка на взрослый. В нашей культуре такие
обряды отсутствуют, подростковый период
растянут во времени. Нередко он сопровождается
достаточно острыми кризисными проявлениями у
подростков, приводящими к конфликтам со своим
окружением. Мы полагаем, что современным
подросткам необходимо через серию занятий дать
понятие о трудностях, которые им необходимо
преодолевать на пути к взрослению. Данное
занятие является первым из этой серии. Его
следует проводить в первом полугодии 5-го класса.
Цель: помочь учащимся осознать процесс
начинающегося взросления.
Оборудование: индивидуальный лист
испытаний и фишки для наклеивания на этот лист,
клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с чтения ведущим сказки.
На далекой планете Детство жили маленькие
принц и принцесса. Было им там тепло и уютно. Все
их любили, исполняли желания и просьбы. На
желто-фиолетовых деревьях там громко чирикали
обезьянополусы, а по полянам носились
воробьезавры. Там было весело и беззаботно. Но
вот пришло время, когда к ним подошел правитель
той планеты Мудролюб и сказал:
— Вы уже выросли, принц и принцесса, вам пора
собираться в дальний путь на планету Взросление.
Я принес вам крылья. Примеряйте и давайте учиться
летать.
— Но зачем нам улетать отсюда? — спросили дети.
— Нам здесь очень хорошо. Мы не хотим взрослеть и
становиться вечно занятыми и спешащими на
работу, как эти скучные взрослые. Мы остаемся
здесь. Кроме того, на других планетах листья
только зеленые — скукота, и животные не умеют
превращаться одно в другое. Мы остаемся здесь.
—Вы не можете здесь остаться, — покачал
головой Мудролюб. — В вас созрело уже столько
«могу делать сам», что они будут заставлять вас
пробовать найти им применение. Вам захочется
самим принимать решения, делать то, что хочется…
Но вы быстро растете. И если промедлите, крылья
уже не смогут выдержать вас и вы останетесь на
планете детства навечно.
— Ладно, давай крылья. Примерим их, — сказали
дети.
— Не все так просто, — опять покачал головой
Мудролюб. — Чтобы преодолеть путь к планете
Взросление, вам понадобятся все ваши силы, и
главные из них — это сила воли, сила ума и сила
добра.
— Ну, с силой воли и силой ума мы согласны, — это
полезные штуки. Пригодятся всегда. А вот зачем
сила добра? Она явно лишняя, — возразили принц и
принцесса.
— Нет, это самая главная сила взрослых, —
ответил Мудролюб. — Взрослые они на то и
взрослые, что умеют помогать другим. Отдавать
себя. А не только получать, как дети. И надо
научиться заботиться о других, иначе не
почувствуешь себя взрослым.
— Ну, уговорил. Будем искать в себе все три силы,
— согласились ребята.
Однако легко сказать, труднее сделать. Вот сила
воли — найдешь ее, схватишь, а она, как скользкий
мячик, из рук выскакивает. И тогда начинаешь
выкрикивать, других перебивать, на уроках
учителя отвлекать, ребят. А когда домашнее
задание делать начинаешь, так сила воли под парту
прячется и никак не хочется доводить его до
конца.
А сила ума, как нарочно, на математике зысыпает
или на русском, когда думать надо. Хочется все
бросить и поговорить с соседом.
А сила добра как раз на уроке отлично себя
чувствует. Хочется всем помогать, а не с
учебником, к примеру, работать. Но после звонка
прячется куда-то в тайное место. И уже хочется не
помогать, а побегать и покричать.
Трудно было искать эти силы принцу и принцессе,
но уж очень им хотелось на остров Взросление. И
как во всякой сказке, все-таки нашли они свои
силы, трудности преодолели. И тогда как-то
вечером очень странно посмотрели на них родители
— с гордостью и радостью!
— Кажется, наши дети повзрослели, — сказали
они. А ребята при этом засмущались и стали резко
засовывать что-то в карманы. И взрослые не
заметили, что из карманов торчали кусочки
желто-фиолетовых листьев и маленькие
слонообезьянчики, потому что ребята решили
кусочки планеты детства захватить с собой в
жизнь. А мы с вами заметили, но мы позволим им это.
Не так ли?
После чтения сказки ведущий предлагает
учащимся обсудить следующие вопросы:
— Пришло ли для героя сказки время взрослеть?
Если да, то почему?
— Действительно ли для взросления необходимы
сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны
какие-то еще силы?
— Почему принц и принцесса захватили с собой во
взрослость кусочки планеты детства?
После дискуссии ведущий раздает учащимся листы
испытаний и предлагает выполнить задания, в
которых они могут испытать себя: есть ли у них
сила воли, ума, добра. Объясняет, что за каждый
момент проявления сил они будут получать фишки
для вклеивания в свои листы.
Затем приглашает приступить к испытаниям.
Испытание силы воли
Учащимся предлагается поиграть в игру «Чьи
ладошки?». Выбирается водящий. Он отворачивается
от класса. Далее по указанию ведущего кто-то тихо
подходит сзади и кладет на спину водящему
ладошки. Ему необходимо угадать, кто это сделал.
Сила воли будет проявляться в том, что ребята не
будут рваться на роль водящего или того, кто
прикладывает ладошки, а будут ждать выбора
ведущего.
Испытание силы ума
Каждому ученику раздается «психологический
пример». Необходимо «решить» его, зачитать
решение классу и обосновать.
Примеры могут быть такими:
Радость + доверие =
Страх + неуверенность в себе =
Выпячивание себя + радость =
Надежда + доброжелательность =
Нежность + дружелюбие =
Злость + страх =
Обида + недоверие =
Тревога + радость =
Тревога + страх =
Радость + интерес =
Сомнение + радость =
Беспокойство + злость =
Восхищение + интерес =
Испытание силы добра
Этому испытанию придается очень большое
значение, поэтому учащимся даются два испытания.
Во время первого ведущий называет имя одного из
учеников и предлагает за 30 секунд написать как
можно больше его хороших качеств.
Второе испытание — придумать подарок, который
хотелось бы подарить соседу по парте. надо
показать его так, чтобы тот догадался.
В заключение занятия учащиеся подсчитывают
количество набранных фишек. Делается вывод о том,
что у кого-то больше развита одна сила, у другого
— другая. Но все готовы отправиться в путь к
взрослости.
Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук
|