САМОЕ ВАЖНОЕ
Есть такой способ обучения,
подходящий и для взрослых, и для детей, — с
погружением. «Объект обучения» погружается на
достаточно продолжительное время в питательную
для его разума и души среду, благодаря чему
происходит насыщение разумным, добрым и вечным.
Есть также такой стиль общения — целебный, но
редкий в нашей замутненной непониманием и
манипуляцией жизни, называется диалог.
Общающиеся субъекты радуются встрече друг с
другом, с удовольствием раскрываются навстречу
друг другу, делятся главным, учатся важному,
благодаря чему общение лечит их, развивает и
питает эмоциями, опытом и новыми идеями.
А
еще живут на свете такие люди — психологи
образования. У них странная и мало
обустроенная профессия, но они ей очень верны и
преданны. Они почитают для себя за правило
учиться, расти и развиваться, постигая свою
профессию, делая свою любимую работу.
Наконец, есть еще такое место — ВДЦ «Орленок»
и его Золотой пляж, и его горы и его море, и самое
главное — его люди, создавшие атмосферу
настоящего праздника и настоящей работы,
сливающихся в своих высоких образцах в нечто
единое целое — в Событие, настоящую жизнь...
Возьмите все это, смешайте осторожно и бережно
в равных пропорциях, приправьте ранней осенью у
южного моря, и вы получите первое и весьма
поверхностное представление о Неделе школьной
психологии.
260 человек из 69 регионов России, Белоруссии и
Украины погрузились на пять дней в густой,
насыщенный раствор познания, общения,
самораскрытия, творческого роста и душевного
тепла. Как подвергнуть этот «раствор», эти
переживания и проживания анализу, не повредив
целостности, не испортив вкус? Мне, счастливой
судьбой ставшей одним из создателей и
организаторов Недели, это сделать очень трудно.
Но, признаюсь, доверить кому-то другому еще
труднее. Поэтому я попробую рассказать о том, что
было самым важным для меня. А самого важного было
много. Без попытки как-то ранжировать и
упорядочить перечислю, а товарищи меня поправят,
дополнят и обязательно поймут.
СОЗДАНИЕ СРЕДЫ
Самым важным было то, что удалось удержать
главную идею, ради которой создавалась и
проектировалась первая Неделя школьной
психологии. Суть идеи — в создании особой среды
для эффективного общения и обмена опытом
психологов-практиков, тех, кто своей работой
каждый день выстраивает нашу молодую
специальность — психологию образования. В
предоставлении им возможности осознать свой
опыт, поделиться им, обобщить и вывести на
уровень метода, подхода, модели и даже, не побоюсь
этого слова, психотехнической теории.
Реализовать такую идею очень трудно. Нет
организационных образцов: привычные
конференции, круглые столы и научно-методические
семинары не способны выполнять такие функции. По
крайней мере, в сегодняшних своих типичных
образцах.
Далее, очень мало теоретиков и исследователей,
готовых разговаривать с практиками не на своем, а
на их языке, языке практической деятельности, ее
задач и проблем. Готовых не учить, а давать
мастер-классы, не предлагать готовое
теоретическое знание, а ставить проблемы. В конце
концов, просто интересующихся школой и детским
садом, знающих педагогику и современное
образование.
Идею трудно реализовать еще и потому, что к ее
воплощению не готовы сами психологи-практики. Не
готовы перейти с уровня общения «большой
человек» и «я, простой школьный психолог» на
уровень профессионального диалога, интересного
по содержанию и теоретику, и практику. Не готовы
воспринимать текст, направленно идущий к ним со
сцены или от доски, как часть чужого опыта, а не
как истину в последней инстанции (если нравится)
или теоретическую шелуху (если не нравится).
Неделе удалось воплотить идею, преодолев
организационные и прочие трудности. Мы придумали
много интересных и эффективных форм обучения,
обмена опытом и общения. Достаточно посмотреть
на названия прошедших мероприятий, чтобы
убедиться в том, что это так: утренние монологи и
мастер-классы, проблемные лекции и авторские
мастерские, дискуссионные клубы и
психологический «Гайд-парк», утренние акции и
вечерние встречи «у камелька».
В СОСТОЯНИИ ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ ГОТОВНОСТИ
К нам на Неделю приехали люди, сумевшие под
почетной мантией профессоров, академиков,
докторов, кандидатов и просто известных на всю
страну людей сохранить пытливость,
реалистичность и критичность в оценке своих
достижений, задор и здоровый кураж. В те редкие
моменты, когда мне удавалось посмотреть со сцены
на зал, вместивший в себя всех участников Недели,
у меня захватывало дух и возникало ощущение
нереальности происходящего: неужели правда все
эти люди сейчас здесь, с нами?! Ирина Владимировна
Дубровина и Виктор Иванович Слободчиков, Марьяна
Михайловна Безруких и Александр Ильич Савенков,
Людмила Дмитриевна Лебедева и Ольга
Владимировна Хухлаева... Дорогие друзья, чьих
имен я не назвала, но кому я много-много раз лично
говорила и скажу еще огромное спасибо... Нам
удалось поговорить в лучшем российском
смысле этого слова. И представляется, что
разговоры эти имели равную психологическую
ценность и для наших уважаемых мэтров, и для тех,
кто приехал участвовать в Неделе, учиться,
заявлять свое, пока скромное, авторское «Я».
Участникам было сначала непросто. Многие
приехали на курсы поглощать готовое знание, а
попали... на Неделю психологии («Круто я в
«Орленок» попал...» — пела одна из групп
участников на капустнике во время закрытия
Недели). Неделя действительно предоставляет
возможность для обучения, но возможность особую
и для обучения особого. Нужно выбирать — из
пяти-шести равно интересных тем. Нужно учиться в
процессе диалога и даже внутреннего спора с
ведущим, потому что никто не вещает, а все делятся
своим личным опытом. Нужно каждую минуту, каждое
мгновение быть в состоянии учебной готовности,
потому что все важно и все может пригодиться:
метод, технология, учебное содержание, как
знакомимся, как начинаем день, как его
заканчиваем, как организуем любой, даже самый
бытовой процесс.
По крайней мере, так Неделя была задумана и так
воплощалась ее создателями.
С ЧУВСТВОМ ПОЛНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Еще самое важное — участники. Психологи
образования — удивительные люди. С такими
людьми, да не пережить трудные для профессии (как
и для всего образования) времена?! Обязательно
переживем и вырастем на этих трудностях, и
поможем вырасти образованию.
Неделя дала этим людям мало времени для отдыха:
ночь и два часа после обеда. И как вы думаете,
уважаемые читатели, чем они занимались полночи и
два часа своего законного пляжного времени?
Правильно, они организовывали собственные
кружки и клубы по обсуждению услышанного и не
услышанного, прямо на пляже конспектировали
мини-мастерские, переписывали друг у друга
информацию с диска на диск, рисовали
альтернативные «заборы» т.д. В общем, работали,
что бы там ни думали про них в это время коллеги и
начальники в далеких западных и восточных
регионах нашей страны и ближнего зарубежья (как
же, неплохая ведь командировка, в курортные
места...). РАБОТАЛИ. Много и интересно, за что им
всем низкий поклон и персональное спасибо
каждому.
А уж какие песни мы услышали и мини-спектакли
увидели на заключительном капустнике — про то
писать не буду, поскольку так много смеялась и
тешилась, как ребенок, что ничего по существу не
запомнила, кроме чувства радости и полнейшего
удовлетворения.
ТОЧКА РОСТА
И конечно, самое важное — это содержание нашей
Недели. Мы пытаемся аккумулировать и
распространять личный профессиональный опыт
психологов образования, давать этому опыту
методическое и методологическое обрамление и
тем самым растить очень пока молодую
психотехническую науку — практическую
психологию образования. Было очень много
открытий, много нового содержания, интереснейшие
методические ходы и повороты теоретической
мысли. Были и закономерные разочарования. Неделя
— это не только и не столько живая методическая
копилка или место профессиональной Встречи. Это,
по замыслу ее создателей, одна из точек роста
практической психологии образования. Мы
надеемся, что когда-нибудь нас начнут слышать не
только те, кто приезжает на саму Неделю, но и те,
кто считает себя ответственным за развитие
психологии образования на организационном,
научном, правовом уровне. Слышать и
прислушиваться. А мы постараемся, чтобы наш голос
был конструктивным и честным, а мысли — умными и
человечными.
Да, есть такой метод — погружение, и такой
способ общения — диалог, и такие славные
психологи образования, и волшебное место у
Черного моря. А есть еще такое понятие —
«наполненная усталость». (нет? теперь будет.) Не
путать с «усталостью насыщения». Последняя
требует отдыха и неспешного, желательно
длительного переваривания. А «наполненная
усталость» — действия, созидания, творческой
активности и желания немедленно «с кем-нибудь
всем этим поделиться».
Так вот, одним из результатов, к которому мы
вели участников Недели (и большинство таки
привели), было состояние «наполненной
усталости». Именно об этом говорили люди,
разъезжаясь на самолетах, поездах и автобусах в
Сочи, Москву, Минск, Северодвинск, Красноярск,
Усть-Коксу, Орск и многие другие города и веси.
Может быть, это и есть САМОЕ ВАЖНОЕ?
Марина БИТЯНОВА
|