Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2006


ПРОФЗАРЯДКА

САМОЕ ВАЖНОЕ

Есть такой способ обучения, подходящий и для взрослых, и для детей, — с погружением. «Объект обучения» погружается на достаточно продолжительное время в питательную для его разума и души среду, благодаря чему происходит насыщение разумным, добрым и вечным.

Есть также такой стиль общения — целебный, но редкий в нашей замутненной непониманием и манипуляцией жизни, называется диалог. Общающиеся субъекты радуются встрече друг с другом, с удовольствием раскрываются навстречу друг другу, делятся главным, учатся важному, благодаря чему общение лечит их, развивает и питает эмоциями, опытом и новыми идеями.

А еще живут на свете такие люди — психологи образования. У них странная и мало обустроенная профессия, но они ей очень верны и преданны. Они почитают для себя за правило учиться, расти и развиваться, постигая свою профессию, делая свою любимую работу.

Наконец, есть еще такое место — ВДЦ «Орленок» и его Золотой пляж, и его горы и его море, и самое главное — его люди, создавшие атмосферу настоящего праздника и настоящей работы, сливающихся в своих высоких образцах в нечто единое целое — в Событие, настоящую жизнь...

Возьмите все это, смешайте осторожно и бережно в равных пропорциях, приправьте ранней осенью у южного моря, и вы получите первое и весьма поверхностное представление о Неделе школьной психологии.

260 человек из 69 регионов России, Белоруссии и Украины погрузились на пять дней в густой, насыщенный раствор познания, общения, самораскрытия, творческого роста и душевного тепла. Как подвергнуть этот «раствор», эти переживания и проживания анализу, не повредив целостности, не испортив вкус? Мне, счастливой судьбой ставшей одним из создателей и организаторов Недели, это сделать очень трудно. Но, признаюсь, доверить кому-то другому еще труднее. Поэтому я попробую рассказать о том, что было самым важным для меня. А самого важного было много. Без попытки как-то ранжировать и упорядочить перечислю, а товарищи меня поправят, дополнят и обязательно поймут.

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ

Самым важным было то, что удалось удержать главную идею, ради которой создавалась и проектировалась первая Неделя школьной психологии. Суть идеи — в создании особой среды для эффективного общения и обмена опытом психологов-практиков, тех, кто своей работой каждый день выстраивает нашу молодую специальность — психологию образования. В предоставлении им возможности осознать свой опыт, поделиться им, обобщить и вывести на уровень метода, подхода, модели и даже, не побоюсь этого слова, психотехнической теории. Реализовать такую идею очень трудно. Нет организационных образцов: привычные конференции, круглые столы и научно-методические семинары не способны выполнять такие функции. По крайней мере, в сегодняшних своих типичных образцах.

Далее, очень мало теоретиков и исследователей, готовых разговаривать с практиками не на своем, а на их языке, языке практической деятельности, ее задач и проблем. Готовых не учить, а давать мастер-классы, не предлагать готовое теоретическое знание, а ставить проблемы. В конце концов, просто интересующихся школой и детским садом, знающих педагогику и современное образование.

Идею трудно реализовать еще и потому, что к ее воплощению не готовы сами психологи-практики. Не готовы перейти с уровня общения «большой человек» и «я, простой школьный психолог» на уровень профессионального диалога, интересного по содержанию и теоретику, и практику. Не готовы воспринимать текст, направленно идущий к ним со сцены или от доски, как часть чужого опыта, а не как истину в последней инстанции (если нравится) или теоретическую шелуху (если не нравится).

Неделе удалось воплотить идею, преодолев организационные и прочие трудности. Мы придумали много интересных и эффективных форм обучения, обмена опытом и общения. Достаточно посмотреть на названия прошедших мероприятий, чтобы убедиться в том, что это так: утренние монологи и мастер-классы, проблемные лекции и авторские мастерские, дискуссионные клубы и психологический «Гайд-парк», утренние акции и вечерние встречи «у камелька».

В СОСТОЯНИИ ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ ГОТОВНОСТИ

К нам на Неделю приехали люди, сумевшие под почетной мантией профессоров, академиков, докторов, кандидатов и просто известных на всю страну людей сохранить пытливость, реалистичность и критичность в оценке своих достижений, задор и здоровый кураж. В те редкие моменты, когда мне удавалось посмотреть со сцены на зал, вместивший в себя всех участников Недели, у меня захватывало дух и возникало ощущение нереальности происходящего: неужели правда все эти люди сейчас здесь, с нами?! Ирина Владимировна Дубровина и Виктор Иванович Слободчиков, Марьяна Михайловна Безруких и Александр Ильич Савенков, Людмила Дмитриевна Лебедева и Ольга Владимировна Хухлаева... Дорогие друзья, чьих имен я не назвала, но кому я много-много раз лично говорила и скажу еще огромное спасибо... Нам удалось поговорить в лучшем российском смысле этого слова. И представляется, что разговоры эти имели равную психологическую ценность и для наших уважаемых мэтров, и для тех, кто приехал участвовать в Неделе, учиться, заявлять свое, пока скромное, авторское «Я».

Участникам было сначала непросто. Многие приехали на курсы поглощать готовое знание, а попали... на Неделю психологии («Круто я в «Орленок» попал...» — пела одна из групп участников на капустнике во время закрытия Недели). Неделя действительно предоставляет возможность для обучения, но возможность особую и для обучения особого. Нужно выбирать — из пяти-шести равно интересных тем. Нужно учиться в процессе диалога и даже внутреннего спора с ведущим, потому что никто не вещает, а все делятся своим личным опытом. Нужно каждую минуту, каждое мгновение быть в состоянии учебной готовности, потому что все важно и все может пригодиться: метод, технология, учебное содержание, как знакомимся, как начинаем день, как его заканчиваем, как организуем любой, даже самый бытовой процесс.

По крайней мере, так Неделя была задумана и так воплощалась ее создателями.

С ЧУВСТВОМ ПОЛНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Еще самое важное — участники. Психологи образования — удивительные люди. С такими людьми, да не пережить трудные для профессии (как и для всего образования) времена?! Обязательно переживем и вырастем на этих трудностях, и поможем вырасти образованию.

Неделя дала этим людям мало времени для отдыха: ночь и два часа после обеда. И как вы думаете, уважаемые читатели, чем они занимались полночи и два часа своего законного пляжного времени? Правильно, они организовывали собственные кружки и клубы по обсуждению услышанного и не услышанного, прямо на пляже конспектировали мини-мастерские, переписывали друг у друга информацию с диска на диск, рисовали альтернативные «заборы» т.д. В общем, работали, что бы там ни думали про них в это время коллеги и начальники в далеких западных и восточных регионах нашей страны и ближнего зарубежья (как же, неплохая ведь командировка, в курортные места...). РАБОТАЛИ. Много и интересно, за что им всем низкий поклон и персональное спасибо каждому.

А уж какие песни мы услышали и мини-спектакли увидели на заключительном капустнике — про то писать не буду, поскольку так много смеялась и тешилась, как ребенок, что ничего по существу не запомнила, кроме чувства радости и полнейшего удовлетворения.

ТОЧКА РОСТА

И конечно, самое важное — это содержание нашей Недели. Мы пытаемся аккумулировать и распространять личный профессиональный опыт психологов образования, давать этому опыту методическое и методологическое обрамление и тем самым растить очень пока молодую психотехническую науку — практическую психологию образования. Было очень много открытий, много нового содержания, интереснейшие методические ходы и повороты теоретической мысли. Были и закономерные разочарования. Неделя — это не только и не столько живая методическая копилка или место профессиональной Встречи. Это, по замыслу ее создателей, одна из точек роста практической психологии образования. Мы надеемся, что когда-нибудь нас начнут слышать не только те, кто приезжает на саму Неделю, но и те, кто считает себя ответственным за развитие психологии образования на организационном, научном, правовом уровне. Слышать и прислушиваться. А мы постараемся, чтобы наш голос был конструктивным и честным, а мысли — умными и человечными.

Да, есть такой метод — погружение, и такой способ общения — диалог, и такие славные психологи образования, и волшебное место у Черного моря. А есть еще такое понятие — «наполненная усталость». (нет? теперь будет.) Не путать с «усталостью насыщения». Последняя требует отдыха и неспешного, желательно длительного переваривания. А «наполненная усталость» — действия, созидания, творческой активности и желания немедленно «с кем-нибудь всем этим поделиться».

Так вот, одним из результатов, к которому мы вели участников Недели (и большинство таки привели), было состояние «наполненной усталости». Именно об этом говорили люди, разъезжаясь на самолетах, поездах и автобусах в Сочи, Москву, Минск, Северодвинск, Красноярск, Усть-Коксу, Орск и многие другие города и веси. Может быть, это и есть САМОЕ ВАЖНОЕ?

Марина БИТЯНОВА