Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2006


ПРОЛОГ ДНЯ

ПСИХОЛОГ ОБРАЗОВАНИЯ: профессиональный рост
и личностная деформация

Современная психология образования активно эволюционирует, сегодня она запрашивает не просто специалистов в отдельных видах профессиональной деятельности, а проектировщиков собственной деятельности.

Многие из вас пришли в психологию образования, пожертвовав при этом своей первой профессией. Но нужно понимать, что, если путь выбран, останавливаться нельзя, надо развиваться вместе с той очень молодой наукой, которую вы сознательно, опрометчиво, романтически или очень прагматически предпочли прочим. Общее направление эволюции таково: во-первых, из практической психологии в образовании наша с вами профессия будет превращаться в психологию образования и, во-вторых, фокус нашего профессионального внимания будет смещаться от ребенка обучающегося к ребенку образующемуся. А это уже очень разные понятия.

Это по поводу профессионального роста и некоторых требований, которые предъявляет к специалисту сама профессия и современная ситуация в образовании.

Для того чтобы профессию хорошо изучить, чтобы профессия стала доступна для анализа, должны произойти две вещи. В культуре, в обществе должен сложиться стереотип профессии, образ психолога. И кроме того, должен возникнуть автостереотип — то есть представление психолога о самом себе.

Со стереотипом пока все очень расплывчато. Десять лет назад говорили: «психолог только психов лечит». Сейчас в общественном сознании, безусловно, меняется представление о нашей профессии, но окончательного изменения еще не произошло.

Автостереотип психолога пока не сложился, потому и некоторые попытки его исследования безуспешны. Мои дальнейшие рассуждения о профессиональных деформациях — это результат моих личных наблюдений. Это то, что, как мне кажется, есть. Хорошо, если на мастер-классах и мастерских вы подключитесь и тоже подумаете на эту тему.

Первое, на мой взгляд, очень серьезное профессиональное искажение, которому мы подвержены, — это клиент-подход к социальному окружению, особенно на определенном этапе профессионального развития. У психолога все — клиенты. Не просто люди с психологическими особенностями, что было бы понятно, но — с психологическими проблемами.

В школе через некоторое время клиентура становится тотальной. Это такой особый клинический взгляд, когда, глядя на людей, мы готовы сразу вычленять некоторые проблемы и предлагать рецепты… Клиент-подход способен сыграть с нами злую шутку. Помещая всех окружающих, в том числе и коллег, в список клиентов, мы лишаемся сотрудников, товарищей, то есть людей, с которыми могли бы вместе решать те проблемы, которые реально существуют. Это очень серьезно. Кроме того, мы вообще перестаем видеть норму, нормального ребенка. и в голове у нас что-то деформируется, к огромному сожалению. Очень хотелось бы, чтобы мы видели именно норму. Индивидуальность.

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники "ImplaCity". Клиника предлагает Вам такие услуги в области стоматологии , как имплантация зубов, костная пластика, удаление зуба любой сложности, безболезненное отбеливание зубов, ортодонтия, протезирование и лечение зубов. Узнать подробнее об услугах и ценах, посмотреть отзывы и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.implacity.ru/.

Второе искажение — это профессиональный снобизм. Он очень характерен для студентов-психологов. И чем изящнее называется учебное заведение, которое заканчивает этот студент, тем снобизма больше. Но, к сожалению, он сохраняется и у многих практикующих психологов, когда мы вдруг начинаем говорить о педагогах: «они там…» — и легко выдаем коллегам множество негативных характеристик. Лет 15–20 назад психологи вообще воспринимали себя как небожителей, в принципе не запятнанных ничем земным. Сейчас это уже не так, но снобизм, несомненно, присутствует. Люди его «считывают», и мы сразу теряем в авторитете.

Еще одно искажение — определенный, я бы его назвала медицинским, взгляд на проблему. Кто вырос в семье врачей, тот знает — очень часто врач на фразу: «у меня болит голова» — отвечает: «выпей таблетку». Для психолога тоже характерна такая связка: проблема — коррекция, проблема — психотерапия. Мы стремимся не понаблюдать, какую роль сейчас играет эта проблема в жизни человека, не помочь ему найти внешние ресурсы (я не про деньги говорю, хотя иногда и денег можно дать), а сразу залезть вглубь: посмотрим, что там внутри надо подкрутить-подвернуть, какие краники подрегулировать, чтобы оно полилось нормально или перестало литься, в зависимости от проблемы.

И последний момент. Часто мы обвиняем педагогов, что у них с годами стереотипизируется взгляд на ребенка. На самом деле у психологов происходит то же самое — мы начинаем навешивать ярлыки. Мы перестаем видеть реального человека с реальными индивидуальными особенностями его ситуации. Идет такое упрощение, моделизация и работа с моделью человека, а не с самим конкретным человеком.

Это те темы, которые мы сегодня будем обсуждать на наших мастер-классах и мастерских.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук