ПСИХОЛОГ ОБРАЗОВАНИЯ:
профессиональный рост
и личностная деформация
Современная психология
образования активно эволюционирует, сегодня она
запрашивает не просто специалистов в отдельных
видах профессиональной деятельности, а
проектировщиков собственной деятельности.
Многие из вас пришли в психологию образования,
пожертвовав при этом своей первой профессией. Но
нужно понимать, что, если путь выбран,
останавливаться нельзя, надо развиваться вместе
с той очень молодой наукой, которую вы
сознательно, опрометчиво, романтически или очень
прагматически предпочли прочим. Общее
направление эволюции таково: во-первых, из
практической психологии в образовании наша с
вами профессия будет превращаться в психологию
образования и, во-вторых, фокус нашего
профессионального внимания будет смещаться от
ребенка обучающегося к ребенку
образующемуся. А это уже очень разные понятия.
Это по поводу профессионального роста и
некоторых требований, которые предъявляет к
специалисту сама профессия и современная
ситуация в образовании.
Для того чтобы профессию хорошо изучить, чтобы
профессия стала доступна для анализа, должны
произойти две вещи. В культуре, в обществе должен
сложиться стереотип профессии, образ психолога.
И кроме того, должен возникнуть автостереотип
— то есть представление психолога о самом себе.
Со стереотипом пока все очень расплывчато.
Десять лет назад говорили: «психолог только
психов лечит». Сейчас в общественном сознании,
безусловно, меняется представление о нашей
профессии, но окончательного изменения еще не
произошло.
Автостереотип психолога пока не сложился,
потому и некоторые попытки его исследования
безуспешны. Мои дальнейшие рассуждения о
профессиональных деформациях — это результат
моих личных наблюдений. Это то, что, как мне
кажется, есть. Хорошо, если на мастер-классах и
мастерских вы подключитесь и тоже подумаете на
эту тему.
Первое, на мой взгляд, очень серьезное
профессиональное искажение, которому мы
подвержены, — это клиент-подход к социальному
окружению, особенно на определенном этапе
профессионального развития. У психолога все —
клиенты. Не просто люди с психологическими
особенностями, что было бы понятно, но — с
психологическими проблемами.
В школе через некоторое время клиентура
становится тотальной. Это такой особый
клинический взгляд, когда, глядя на людей, мы
готовы сразу вычленять некоторые проблемы и
предлагать рецепты… Клиент-подход способен
сыграть с нами злую шутку. Помещая всех
окружающих, в том числе и коллег, в список
клиентов, мы лишаемся сотрудников, товарищей, то
есть людей, с которыми могли бы вместе решать те
проблемы, которые реально существуют. Это очень
серьезно. Кроме того, мы вообще перестаем видеть
норму, нормального ребенка. и в голове у нас
что-то деформируется, к огромному сожалению.
Очень хотелось бы, чтобы мы видели именно норму.
Индивидуальность.
Статья опубликована при поддержке
стоматологической клиники "ImplaCity". Клиника
предлагает Вам такие услуги в области стоматологии
, как имплантация зубов, костная пластика,
удаление зуба любой сложности, безболезненное
отбеливание зубов, ортодонтия, протезирование и
лечение зубов. Узнать подробнее об услугах и
ценах, посмотреть отзывы и контакты Вы сможете
на сайте, который располагается по адресу:
http://www.implacity.ru/.
Второе искажение — это профессиональный
снобизм. Он очень характерен для
студентов-психологов. И чем изящнее называется
учебное заведение, которое заканчивает этот
студент, тем снобизма больше. Но, к сожалению, он
сохраняется и у многих практикующих психологов,
когда мы вдруг начинаем говорить о педагогах:
«они там…» — и легко выдаем коллегам множество
негативных характеристик. Лет 15–20 назад
психологи вообще воспринимали себя как
небожителей, в принципе не запятнанных ничем
земным. Сейчас это уже не так, но снобизм,
несомненно, присутствует. Люди его «считывают», и
мы сразу теряем в авторитете.
Еще одно искажение — определенный, я бы его
назвала медицинским, взгляд на проблему. Кто
вырос в семье врачей, тот знает — очень часто
врач на фразу: «у меня болит голова» — отвечает:
«выпей таблетку». Для психолога тоже характерна
такая связка: проблема — коррекция, проблема —
психотерапия. Мы стремимся не понаблюдать, какую
роль сейчас играет эта проблема в жизни человека,
не помочь ему найти внешние ресурсы (я не про
деньги говорю, хотя иногда и денег можно дать), а
сразу залезть вглубь: посмотрим, что там внутри
надо подкрутить-подвернуть, какие краники
подрегулировать, чтобы оно полилось нормально
или перестало литься, в зависимости от проблемы.
И последний момент. Часто мы обвиняем
педагогов, что у них с годами стереотипизируется
взгляд на ребенка. На самом деле у психологов
происходит то же самое — мы начинаем
навешивать ярлыки. Мы перестаем видеть
реального человека с реальными индивидуальными
особенностями его ситуации. Идет такое
упрощение, моделизация и работа с моделью
человека, а не с самим конкретным человеком.
Это те темы, которые мы сегодня будем обсуждать
на наших мастер-классах и мастерских.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|