Возможности развития рефлексии у
детей
средствами психологической работы
Методологические основы
При рассмотрении вопросов развития человека мы
основываемся на концепциях антропологической
психологии и развивающего образования, в которых
данное понятие (развитие) представлено как
естественный, спонтанный, и одновременно
искусственный, регулируемый, процесс.
Саморазвитие понимается нами как
потребность в самосовершенствовании,
самодвижении, в построении себя как личности и
как центральное звено в системе развивающего
образования.
Одним из важнейших условий саморазвития
человека, наряду с целеполаганием и
планированием результатов своего поведения,
является рефлексия. Рефлексия — это способность
мысленно приостановить течение жизни, выйти за
ее пределы, занять некую позицию вне ее.
Осознавая свои реальные достижения и недостатки,
человек стремится к самосовершенствованию
посредством деятельности, общения с другими
людьми. Таким образом, рефлексия является
неотъемлемой частью движущих сил саморазвития,
среди которых:
• осознание несовпадения «Я» ИДЕАЛЬНОГО и
«Я» РЕАЛЬНОГО;
• борьба мотивов;
• преодоление недостатков через организацию
поведения;
• внутренние противоречия, возникающие в жизни
человека, между целями (задачами) и существующими
для их достижения средствами (их выбор); между
стремлениями и возможностями для их
удовлетворения, между тенденциями к
изменчивости и к стереотипии, между старым и
новым и т.п.
В образовательном процессе можно выделить три
сферы существования рефлексии: мышление,
коммуникация и самосознание. Если в первых двух
сферах понятен механизм развития рефлексии у
детей — формирование в специально созданной
среде, то в сфере «самосознание» это механизм
«взращивания», так как взрослый лишь
обеспечивает условия для порождения процессов
рефлексии.
Мы учитываем это и в психологической работе в
школе, понимая, что в своем стремлении к
самовоспитанию ребенок выступает как субъект
собственного развития. Важно помнить, что основу
саморазвития составляет активность ученика
(«кто я?, «какой я?», «что я могу сам?», «каковы мои
цели?»), а помощь взрослого имеет второстепенное
значение. Очень важно при психологическом
сопровождении процессов саморазвития
определить границы дозволенного и «зоны риска».
Мы считаем, что ребенка нельзя заставить
заниматься своим личностным развитием, можно
лишь создать условия для разворачивания вовне,
на пространстве жизнедеятельности, потенциала
его внутреннего мира. В создании условий для
саморазвития ребенка, в предоставлении
возможностей для его активной самореализации в
творческой деятельности мы видим задачу
школьного психолога.
Таким образом, целью нашей работы в школе
является создание условий для формирования у
детей способности:
• осознавать себя носителем знаний, чувств,
воли, отношений;
• производить осознанный выбор, основанный на
системе ценностей;
• вырабатывать активную творческую позицию по
отношению к самому себе и собственной жизни.
Средства, приемы и методы,
способствующие развитию рефлексии у детей
Рассмотрим психолого-педагогические
особенности наиболее часто используемых нами
средств, приемов и методов. Среди них — рабочие
тетради, индивидуальный дневник самонаблюдения,
бланки.
1. Рабочая тетрадь
Рабочие тетради могут быть самых разнообразных
видов — от готовых, изданных типографским
способом, до обычной школьной тетради или
альбома. Но каждый вариант имеет ряд
особенностей, которые необходимо учитывать
психологу при работе с детьми. Рассмотрим два
принципиально различных варианта рабочей
тетради по психологии.
I вариант — тиражируемые авторские тетради
для психологических занятий
Изданные авторские рабочие тетради по
психологии имеют ряд преимуществ: они
методически целостны, последовательны и
отражают логику автора в развитии тех или иных
качеств ребенка. Такие тетради значительно
сокращают время психологу для подготовки к
занятию. Авторские тетради могут быть рассчитаны
на несколько лет, тем самым соблюдается
преемственность в развитии навыков и
способностей. Наличие такой тетради у ребенка
требует регулярной работы с ней, это диктует
определенную технологию проведения
психологического занятия (психологические
занятия по рабочим тетрадям чаще всего имеют
«жанр урока»).
Дети, пролистывая тетрадь с начала и до конца,
могут ответить для себя на важный вопрос: «Что же
с нами будут делать на уроке психологии?» Кто-то
попробует забежать вперед и сделать задания
заранее, чтобы выглядеть более успешно в школе.
Некоторые «протестируют» родителей и, возможно,
будут довольны тем, что у взрослых не все так
гладко получилось.
Такая открытость и регламентированность
содержания занятия является как положительной,
так и отрицательной стороной данного приема. К
слабым сторонам этого приема можно отнести
следующие:
• структурированные по рабочей тетради
занятия порой бывают оторваны от жизни в классе,
не затрагивают актуальных проблем ребенка,
детской группы;
• объем материала рассчитан на
«среднестатистического» ученика, темп работы по
такой тетради не всегда соответствует темпу
конкретной группы детей;
• автор тетради может доминировать над «живым»
педагогом-психологом, не позволяя тому проявить
свою позицию.
II вариант — рабочая папка
Рабочая папка лишена перечисленных выше
недостатков. Папка накапливается в ходе занятий
и создает некую интригу: «А что же будет дальше?»
Содержимое папки может варьироваться в
зависимости от того, что на данный момент
актуально в жизни учащихся. Положительным
является и то, что сами дети могут быть
соавторами уникального продукта совместной
деятельности взрослого и ребенка. В рабочей
папке больше места для творчества как ребенка,
так и педагога-психолога.
Однако при такой работе необходимо учитывать
следующее:
• педагогу-психологу будет непросто сохранить
первоначальный замысел, целостную
запланированную программу, продуманную на
длительный период работы с детьми;
• создание рабочей папки требует больших
временных затрат для подготовки и копирования
материала, особенно это будет ощущаться в
классах, где количество детей более 10 человек;
• материалы из такой рабочей папки нельзя
использовать в полном объеме для работы с детьми
других классов, необходимы корректировка и новые
идеи;
• создание папки требует достаточного уровня
профессионализма и опыта работы с детьми.
Одним из выходов является то, что рабочая папка
при профессиональном подборе содержания может
быть комбинированной, то есть включать как блоки
из авторских тетрадей по психологии, так и
материалы, учитывающие состояние детей данного
класса в данный момент.
2. Индивидуальный дневник самонаблюдения
ребенка
Индивидуальный дневник ребенка построен по
подобию рабочей папки. Он заводится в том случае,
когда ребенок занимается с психологом
индивидуально. Такие занятия должны быть
постоянными и регулярными. Дневник всегда
находится у ребенка, он выполняет в нем задания
психолога, заносит туда свои наблюдения,
записывает вопросы, рисует, с ним ребенок
приходит на индивидуальные занятия к психологу.
Удобно оформить дневник в виде папки с файлами.
На занятиях и дома ребенок работает на листах А4,
которые впоследствии помещаются в файлы.
Желательно писать в дневнике разноцветными
ручками, фломастерами, использовать маркеры.
Записи должны быть привлекательными для самого
ребенка. Одно из важных условий ведения дневника
— заполнение его крупными печатными буквами. Это
необходимо сделать по ряду причин: печатный
текст воспринимается под любым углом зрения,
информация будет читаться даже в перевернутом
виде; записывая для себя что-то важное печатными
буквами, ребенок будет делать это значительно
медленнее, не автоматически, вдумываясь в
написанные слова. Для актуализации поставленных
задач папка просматривается вместе с ребенком
перед каждым занятием.
Папка имеет обязательные составные блоки:
1) именной;
2) задачный;
3) информационный;
4) диагностический;
5) рабочий;
6) рефлексивный;
7) проектировочный.
Именной блок
Это оформление титульного листа дневника
(фамилия, имя, возраст, дата рождения, класс) и
первой страницы, где возможен автопортрет
ребенка, рисунок-ассоциация, изображение того,
что нравится ребенку. Этот блок может содержать
информацию о психологе (фамилия, имя, отчество,
время работы, номер кабинета) и о родственниках
ребенка. Цель этого блока — знакомство с
ребенком, возможное определение его ресурса и
ценностей.
Задачный блок
Цель этого блока — постановка самим ребенком
тех задач, которые он хочет решить вместе с
психологом. Это необходимо сделать даже в том
случае, когда психолог получил конкретный запрос
на работу с ребенком. Задача психолога на данном
этапе — помочь ребенку осознать актуальную
задачу и переформулировать ее так, чтобы сделать
понятной ребенку. Желательно, чтобы ребенок
озвучил и какую-либо свою, не идущую от взрослых
задачу. Если задач несколько, можно предложить их
ранжировать (варианты — ранжирование по
важности и срочности решения). Задачи необходимо
оформить интересно и красочно на первых листах
дневника сразу после именного блока.
Последующие информационный, диагностический и
рабочий блоки не закреплены в дневнике ребенка в
какой-либо последовательности. Эти
подразделения важны, прежде всего, для самого
психолога как некие формы взаимодействия с
ребенком. А то, как и когда будет идти эта работа,
специалист решает сам.
Информационный блок
Его цель — образовательная, то есть знакомство
ребенка с психологическими знаниями о человеке.
Задача психолога — подготовить в зависимости от
возраста ребенка содержание, объем научной
информации и степень ее сложности. Психолог
может или заранее приготовить листы с написанной
информацией, или непосредственно на занятии
оформить вместе с ребенком «шпаргалку» по
психологии.
Диагностический блок
Цель — изучение и познание ребенком своих
возможностей совместно с психологом. Отличие
этого блока от обычной психологической
диагностики в том, что ход и результаты
диагностики достаточно открыты для ребенка. В
данном случае задачей психолога является подбор
таких методик, которые были бы понятны самому
ребенку, просты в исполнении, легки в подсчетах и
доступны в анализе результатов. Хорошо для этих
целей подходят методики, изучающие
познавательные функции человека;
профориентационные опросники; методики,
изучающие темперамент человека. Методики,
имеющие проективный характер и затрагивающие
глубинные процессы, для такой работы не подходят.
Необходимо помнить, что ребенок может
неправильно понять результаты такой
диагностики. Самостоятельная диагностика и
трактовка профессиональных тестов могут
повредить ребенку.
Рабочий блок
Цель этого блока — способствовать появлению у
ребенка желания самостоятельно работать над
собой. Задача психолога — продумать и предложить
ребенку такое «домашнее задание», которое
стимулировало бы его к самопознанию и
саморазвитию. Нужно учитывать, что
психологические упражнения не должны отнимать у
ребенка много времени на выполнение и оформление
в дневнике наблюдения. На первых этапах
совместной работы с ребенком такие задания могут
носить творческий, эмоциональный характер; в
дальнейшем можно вводить задания, требующие
волевых усилий и самоконтроля.
Рефлексивный и проектировочный блоки могут
завершать работу с ребенком в целом (например, в
конце учебного года) и могут иметь место на этапе
решения одной из поставленных задач.
Рефлексивный блок
Цель этого блока — осознание ребенком
произошедших в нем изменений, оценка этих
изменений, принятие (или нет) новых способов
решения поставленных перед ним задач, осознание
изменений в окружающем мире. Задача психолога —
предъявление ребенку фактов изменения (или нет) в
нем самом и вокруг него, помощь в вербализации
изменений, фиксации нового опыта. Психолог
должен избегать таких вопросов, на которые
ребенок может ответить только «да» или «нет».
Педагог-психолог вместе с ребенком,
просматривая всю папку, делает акцент на
поставленных в начале задачах, отмечает наиболее
яркие моменты, трудности. Психолог помогает в
формулировании «Я-высказывания», не предлагая
своего представления об изменениях ребенка. На
этапе рефлексии необходимо оформить лист
достижений необычно, красочно.
Проектировочный блок
Цель — постановка ребенком новых задач
развития. Задача психолога состоит в том, чтобы, с
одной стороны, помочь ребенку взглянуть в
будущее и самоопределиться в направлении своего
развития, с другой — показать, каким способом
ребенок достиг поставленной задачи,
продемонстрировать этапы в достижении цели. Эти
этапы таковы:
цель — задача — решение задачи — рефлексия —
новая цель.
При проектировании необходимо избегать
формального подхода к постановке новых целей, не
подгонять ребенка, если он не готов осознать
новую задачу, дать время на формирование нового
этапа развития.
3. Бланки
Бланки, как и рабочие тетради, имеют различную
форму и содержание, в зависимости от возраста
детей и тех целей, которые ставит психолог на
занятии. В основу бланка могут быть положены
следующие приемы:
• метод неоконченного предложения,
• опросник,
• таблица.
Бланки могут быть использованы психологом,
во-первых – для акцентирования конкретных задач,
вопросов, качеств, способностей или состояний;
во-вторых – для фиксации актуального уровня
развития ребенка. Обязательным условием
заполнения бланков является указание временных
параметров.
Конкретные примеры (из опыта работы)
«Письмо самому себе» (основной прием —
метод неоконченных предложений). Дети заполняют
бланк, составленный в виде письма, адресованного
самому себе. Текст такого письма составляет сам
психолог, подбирая такие предложения, которые
будут работать на решение определенной задачи
развития данной группы детей. Заполненные бланки
запечатываются в конверты, которые собирает
психолог. Детям объявляется время получения
письма (в конце четверти, года, в начале
следующего года). В назначенное время ребята
получают письма. Обсуждение изменений,
произошедших с детьми за данный период, может
стать основой психологического занятия.
На занятиях со старшеклассниками по подготовке
к экзаменам используется бланк анализа
коммуникативных способностей, выполненный в
виде таблицы. В данном случае учащиеся являются
экспертами коротких сообщений своих
одноклассников. Выступающие получают
заполненный учеником-экспертом бланк и
анализируют недочеты в своих ответах (см. табл.).
Накопление бланков позволяет подросткам
проанализировать динамику развития своих
коммуникативных способностей.
Характеристики
выступления |
Надо поработать над... |
Есть
недочеты в... |
В целом хорошо |
Очень
понравилось |
Начало:
Привлекло ли оно внимание? Рассчитано ли на
данную аудиторию? |
|
|
|
|
Основная часть:
Объяснены ли ключевые моменты? |
|
|
|
|
Вывод:
Сделан ли вывод? |
|
|
|
|
Риторика
выступающего:
Уверенность. Громкий голос. Мимика. Четкая
речь. Жесты. Слова-паразиты. Поза |
|
|
|
|
Работа с такой таблицей активизирует
процесс рефлексии как у «докладчика», так и у
«эксперта». «Эксперт» анализируя чужое
выступление, работает и над своими
коммуникативными способностями, корректирует
свой доклад, зная критерии оценки.
Анализ выступления учащегося
Бланк опросника используется нами при
социологических опросах. Данные бланки могут
быть как именными, так и анонимными, однако
указание класса или возраста респондентов мы
стараемся фиксировать всегда. Количество
вопросов на бланке не должно быть большим, так
как чем быстрее будут обработаны результаты, тем
большее психологическое воздействие окажут
результаты соцопроса. Быстрое оглашение
результатов создает единое информационное поле,
которое охватывает все школьное сообщество.
Каждому участнику соцопроса приходится дважды
обдумывать актуальные вопросы (в первый раз –
заполняя бланк; во второй раз – знакомясь с
результатами), у каждого есть возможность
сопоставить свое мнение с мнением школьного
сообщества.
Татьяна ГРИШКОВА,
Татьяна МЕРКУЛОВА,
педагоги-психологи
Пироговской школы,
г. Москва
Список литературы
1. Битянова М.Р. Практикум по
психологическим играм с детьми и подростками. —
СПб., Издательство «Пирожкова», 2001.
2. Битянова М.Р. Психологические уроки как
форма развивающей работы (лекция 6) // Школьный
психолог, № 44, 2004.
3. Битянова М.Р. и др. Профессия — школьник
(рабочая тетрадь). — М.: Генезис, 2000.
4. Вачков И.В. Психологическая азбука
(рабочая тетрадь для 1-го класса). — М.: МегаТрон,
1998.
5. Колесникова И.А. Педагогическая
реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. —
СПб.: Детство-Пресс, 2001.
6. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.
Копытина. — СПб.: Питер, 2000.
7. Слободчиков В.И. Очерки психологии
образования (вып. 2). — Биробиджан, 2003 (электронная
версия).
8. Холодова О. Юным умникам и умницам:
задания на развитие творческих способностей
(рабочая тетрадь), часть 1–2. — М.: РОСТкнига, 2004.
9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. —
Томск: Пеленг, 1993.
10. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в
гештальт-терапии. — СПб.: Издательство
«Пирожкова», 2001.
11. Щуркова Н.Е. и др. Культура современного
урока. — М.: Российское педагогическое агентство,
1997. |