ТРИ ПОГРУЖЕНИЯ
Креативные технологии в подростковом тренинге
Подростковый возраст — это
возраст поиска и обретения себя, возраст
вопросов, на которые предстоит найти ответ: «кто
я?», «откуда пришел?» и «куда я иду?». В процессе
поиска ответов возникает немало трудностей. Если
у подростка формируется установка: «Я не
нравлюсь, я неспособен, я ничего не значу», это
способствует изменению личности в отрицательную
сторону. Такой подросток становится «трудным».
На основе отрицательных самопредставлений
строится негативное поведение.
История
самостановления – это история героя, так часто
встречающаяся в мифах и сказках. Каждый
подросток становится на путь «героя», проходя
через испытания, преодолевая трудности, делая
тот или иной выбор. Используя героическую сказку
или миф в коррекционной работе с подростками, мы
помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в
состоянии пройти множество путей, сделать
множество выборов, получить множество различных
результатов. Идентифицируя себя с героем мифа
или сказки, он получает такую возможность. Он
может выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь
на опыт других героев.
Психологу, работающему с подростками, просто
необходимо разбираться в современной
подростковой субкультуре: знать литературу,
которую они читают, музыку, которую они слушают,
идеалы, которым они поклоняются. Это знание
поможет специалисту быть «в теме», завоевать
авторитет в подростковой группе и сделать
занятия актуальными и интересными для
подростков.
Режим работы, примерные темы и упражнения
Тематическая группа предполагает работу над
определенной темой. Режим работы: 1 раз в неделю
по 1,5–2 часа. Работа над темой предполагает от 5 до
12 встреч (занятий, сессий). Тема определяется
психологом, и ее разработка должна быть
направлена на решение конкретных задач. Так,
задачами занятия по теме «Лабиринты «Я» будут:
рефлексия Я-схем подростка; развитие
самоинтереса; повышение самооценки;
реабилитация Я-концепции подростка;
формирование мотивации на саморазвитие и
самореализацию и др. Для проработки темы могут
использоваться различные упражнения: «Коллаж»,
«Герб и символ», «Маски», «Метафорический
автопортрет», «Любимая сказка», игра
«Королевский двор» и др.
Хорошо вводить элементы драма-терапии,
танцевально-двигательной терапии, песочной и
музыкальной терапии.
Примерные темы для подростковой тематической
группы: «Жизнь в зависимости», «1001 профессия»,
«Отцы и дети», «Разные грани любви», «Жизнь и
смерть», «Человек и закон», «Музыкомания», «Принц
и нищий», «За гранью». Хорошо, если темы связаны с
годовым планом школы, основными школьными
задачами и являются логической частью всего
учебно-воспитательного процесса.
Схема обсуждения
Так как для подростка (и не только) важно
осознавание, каждую работу необходимо обсуждать
как на группе, так и при индивидуальной встрече.
Обсуждение рисунка, сказки или другого продукта
деятельности подростка проводится по следующей
схеме, в основу которой положены рекомендации J.
Bowers:
1. Подросток должен рассказать о своей
работе так, как он этого хочет, основное правило
— идти за подростком, а не тащить его за собой!
2. Просить подростка комментировать те или
иные части своей работы, прояснить их значение,
описать определенные формы, персонажи.
Соблюдение этого пункта поможет избежать
преждевременных выводов относительно
содержания работы.
3. Предложить подростку описать работу от
первого лица и, возможно, сделать это с каждым из
элементов (персонажей). Подросток может
построить диалоги между отдельными частями
работы, независимо от того, являются ли эти части
персонажами, геометрическими формами или
объектами. Комментарии подростка могут касаться
внешних или внутренних свойств предмета. Если
подросток вылепил из теста или пластилина
какого-то героя, следует спросить его, из какой
истории или сказки этот герой, на кого он похож,
какой это персонаж — добрый или злой и т.д.
4. Если подросток не знает, что означает та
или иная часть его работы, арт-терапевт может
дать объяснение, однако следует спросить у
ребенка, насколько это объяснение
представляется ему верным. Верность
интерпретации проверяется как по вербальным, так
и по невербальным реакциям подростка.
5. Побуждайте подростка фокусировать
внимание на цветах, которые он использовал в
своей работе. О чем они говорят ему? Даже если он
не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете,
он может что-то осознать. Необходимо учитывать,
что цвета, могут использоваться по-разному:
отражать свойства объектов или отношение автора
к этим объектам.
6. Старайтесь фиксировать особенности
интонации, положение тела, выражение лица, ритм
дыхания подростка.
7. Эти наблюдения важно использовать в
ситуации сильного напряжения для переключения
на другую тему.
8. Помогайте подростку осознать связь между
его высказываниями о работе или ее частях и его
жизненной ситуацией, осторожно задавая ему
вопросы о том, что в его жизни происходит и как
это может отражать его работа.
9. Обратите особое внимание на
отсутствующие части изображения и пустые
пространства на рисунке, часто повторяющиеся в
сказках или драматизациях сюжеты, повторяющиеся
ассоциации и т.п. Необязательно, что отсутствие
той или иной части или повторение одного и того
же сюжета должно иметь символическую нагрузку.
Важно, как объясняет это сам подросток.
10. Иногда следует принять изображение
буквально, иногда следует искать нечто
противоположное изображенному, в особенности
если есть основания для такого предположения.
Если изображение (персонажи, маски) не
соответствует реальному образу — это может быть
изображение подростка с сильным Эго, уверенного
в себе, либо нереалистический (идеальный) образ Я
подростка со слабым Эго.
11. Попросите подростка рассказать о том, что
он чувствовал в процессе создания работы
(сочинения сказки, проигрывания роли), до ее
начала, а также после ее завершения. Необходимо
спрашивать о самочувствии подростка в разные
периоды работы, таким образом можно избежать
многих защитных реакций.
12. Предоставьте подростку возможность
работать в удобном для него темпе и с сознанием
того, что он будет изображать нечто, что может
изобразить, и отражать те состояния, к
исследованию которых он готов. Хорошо, чтобы
подросток почувствовал, что он сам контролирует
процесс и его результаты.
13. Стремитесь выделять в работах подростка
наиболее устойчивые темы и образы. Со временем он
сам будет готов увидеть в своих работах единые
смысловые линии.
Для профессионального дайвинга в подростковый
тренинг вам понадобятся: здоровый авантюризм;
профессиональный интерес и желание «грести
ластами»; знание особенностей не только
психологии подростка, но и его мира вообще (дабы
не быть съеденным).
ПОГРУЖЕНИЕ 1
Поиск ресурса, или Затонувшие сокровища
Цель: работа с личностным потенциалом
подростка.
Визуализация «Затонувшие сокровища»
Задача: актуализация личностного потенциала.
Необходимые материалы: магнитофон,
аудиозапись звуков моря, акварель, гуашь,
пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и т.п.
Ход работы
Подросткам предлагается занять удобное
положение, закрыть глаза, расслабиться. Под звуки
моря представить морское дно, на котором
находятся затонувшие сокровища. Побродить по дну
и рассмотреть их. Взять с собой то, что
понравилось больше всего, привлекло внимание.
Используя изобразительные материалы,
нарисовать то, что взяли с собой.
Придумать фантастическую историю о том, как
сокровища оказались на дне.
Рассказать о путешествии, представить рисунок
и историю.
Домашнее задание: придумать три варианта
продолжения фантастической истории о сокровищах
(три варианта возвращения сокровищ хозяину и др.).
Раб кольца
Задача: формирование экзистенциальных
умений.
Необходимые материалы: кольцо, подвешенное
на веревочке, коллекция аудиозаписей (включая
современную подростковую музыку), магнитофон.
Ход работы
«Среди сокровищ оказалось волшебное кольцо.
Тот, кто его наденет, становится его рабом. Кольцо
подавляет человека, делая его агрессивным,
жестоким, недоверчивым, одиноким и безрассудным.
Часто кольцо перемещает своего раба в
параллельный мир, мир зла и теней. У каждого из
вас есть возможность надеть это кольцо на себя,
почувствовать его влияние».
Подобрать музыку к своему состоянию, когда
кольцо овладевает разумом и волей.
Придумать как можно больше способов
противостоять кольцу, не стать его рабом.
Обсуждение.
Наследство
Задачи: актуализация и переживание чувств,
связанных с родом; актуализация самоинтереса;
интеграция представлений о себе.
Необходимые материалы: бумага (формат А3),
изобразительные материалы.
Ход работы
Лист бумаги делится на 4 равные части. Нижняя
правая часть — дедушки и бабушки, нижняя левая
часть — отец, верхняя левая — мать, верхняя
правая — Я.
Используя изобразительные средства, начиная с
нижней правой части нарисовать в каждой части
символы, цвета или конкретные образы, связанные с
тем, что досталось по наследству от бабушки, мамы,
папы и др. В верхней правой части изображается то,
что Я хотел(а) передать в наследство своим детям.
Под наследством понимается: черты характера,
внешность, умения, ценности, значимые для рода
предметы и т.п.
Обсуждение.
Ребятам из неполных семей части, относящиеся к
отсутствующим родственникам, можно заполнить
либо по расспросам матери (отца), либо по
результатам визуализации «Мой отец», «Моя мать»
и т.п. Важна заполненность каждой части
«наследства».
ПОГРУЖЕНИЕ 2
Заполнение пустоты, или
Формирование жемчужины из песчинки
Цель: работа с самосознанием подростка.
Жемчужина
Задача: актуализация самоосознавания.
Ход работы
Придумать фантастическую (сказочную) историю
про песчинку, которая попала в
раковину-жемчужницу и превратилась в жемчужину.
Ответить на вопросы:
Как песчинка попала в раковину?
Что чувствовала песчинка, находясь в раковине?
Как происходило превращение?
Что чувствовала раковина?
Чем твоя жемчужина отличается от других, в чем
ее ценность? И т.п.
Обсуждение.
Метафорический автопортрет
Задачи: развитие интереса к себе, осознание
различных ролей и развитие гибкого ролевого
поведения, формирование эго-идентичности,
развитие креативности.
Необходимые материалы: бумага, краски,
карандаши, фломастеры, журналы, ножницы, клей,
цветная бумага.
Ход работы
Необходимо представить себя в виде
какого-нибудь предмета или животного, которым
подросток хотел бы себя видеть. Можно нарисовать
с одной стороны листа предмет, а с другой —
животное либо растение. После создания образа
необходимо рассказать о нем от первого лица либо
придумать историю (сказку): кто он, как его зовут,
что он любит и что не любит и т.д.
Далее разрабатывается и разыгрывается
сценарий, в котором бы присутствовали все эти
герои.
Маски
Задачи: развитие самоинтереса, осознание
многогранности своего Я и принятие различных его
сторон, повышение самооценки.
Необходимые материалы: бумага, краски,
фломастеры, карандаши, восковые мелки, ножницы,
журналы, газеты, цветная бумага.
Ход работы
Подросткам предлагается сделать маску. Темы
работы над масками могут быть разными: «Маска для
родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень»
и др. Главное, чтобы маска отражала внутренний
мир, характеризовала героя. Перед началом работы
следует рассказать о том, что есть маска для
человека, для чего в разных культурах
применяются маски.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица
подростка, определяется место для глаз и рта,
затем с использованием красок, карандашей,
журналов и др. маска наполняется содержанием. В
своей творческой работе дети остаются
свободными от каких-либо правил. Подросток сам
должен придумать маску и воплотить на бумаге.
Следующий этап: маску необходимо вырезать,
надеть на лицо. Затем маска «оживает», и ей
предоставляется время для выступления. Далее
группа делится на пары, и внутри каждой пары
происходит обмен масками. Надев на себя маску
партнера, подросток повторяет те слова, которые
сказала маска. «Хозяин» маски должен сказать о
том, что он чувствует, когда видит свою маску и
слышит свои слова. Затем те же действия совершает
второй партнер.
Автопортрет
Задачи: психодиагностика, развитие интереса
к себе, повышение самооценки, развитие
позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и
самоуправления.
Необходимые материалы: бумага, обои, ватман,
краски, кисти, стаканчик для воды, журналы,
ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки,
цветная бумага, фольга, пластилин, соленое тесто
или глина, ветошь для вытирания рук.
Ход работы
Подросткам предлагается, используя различные
материалы, создать свой автопортрет. Существует
несколько вариантов такой работы:
— обвести свою фигуру на ватмане или куске
обоев, затем дорисовать автопортрет. Можно
использовать для заполнения фигуры разные
материалы, придумать оригинальную одежду,
отражающую внутренний мир подростка, отобразить
в рамках силуэта свои ощущения в разных частях
тела.
— Нарисовать шарж на себя с преувеличением тех
черт, которые не нравятся в себе. Рекомендуется
сделать изображение в полный рост, используя при
этом различные материалы.
— вылепить из соленого теста, пластилина или
глины свой автопортрет, фигуру или маску. Перед
работой над маской подросткам предлагается
закрыть глаза и медленно исследовать руками свое
лицо, стараясь запомнить его особенности, а затем
приступить к лепке. Можно усложнить это
упражнение. Для этого подросткам предлагается
вылепить свой автопортрет с закрытыми глазами.
— изготовить изображающую подростка
марионетку.
Грани моего Я
Задачи: осознание характеристик своего Я, их
интеграция; повышение самооценки; снятие
напряжения, связанного с неприятием отдельных
черт своей личности.
Необходимые материалы: карандаши,
фломастеры, мелки, краски, кисти, стаканчик для
воды, журналы, ножницы, клей, бумага.
Ход работы
Подростку предлагается лист бумаги, в центре
которого он должен написать свое имя либо
приклеить свою фотографию. Разрешается
нарисовать свой портрет. Вокруг себя необходимо
разместить образы, воспроизводящие разные грани
личности. С помощью карандашей разных цветов
определяются зоны своего Я: духовный,
интеллектуальный, физический и иные аспекты
личности. В этих зонах размещаются
соответствующие образы. Другой вариант —
изображение граней своего Я в виде сообщества
различных персонажей. Когда работа закончена,
нужно презентовать ее, рассказав о каждом образе.
Следующий шаг — проведение выставки работ.
Психологу следует обратить особое внимание на
расположение образов, их размер, цветовую гамму и
другие особенности.
Фотомарафон
Задачи: реконструкция проблемного поля,
формирование экзистенциальных умений,
самовыражение.
Необходимые материалы: фотокамера,
фотопленка.
Ход работы
Определение темы фотомарафона и получение
домашнего задания.
Печатание фотографий, размещение их в альбоме и
поиск метафор к каждой фотографии.
Выставка с обсуждением.
Темы фотомарафона: «1001 путь в будущее»,
«Противостояние», «Свет и тень», «Люди и маски»,
«Авитаминоз», «Альтернатива» и др.
ПОГРУЖЕНИЕ 3
Укрепление границ, или В поисках Нептуна
Цель: работа с временной, культурной,
телесной и социальной идентичностями подростка.
Встреча с Нептуном
Задача: содействие осознанию своих границ.
Необходимые материалы: маска или фигурка
Нептуна.
Ход работы
«Мы все путешественники, попавшие на своем
корабле в шторм. Нам предстоит встретиться с
Нептуном, богом морей и океанов, хранителем
глубин и эмоций, возмутителем спокойствия и
великим магом. Он будет делать все, чтобы увести
вас от реальности и оставить на дне. Он будет
задавать свои коварные вопросы. Ваша задача —
ответить на них так, чтобы показать свою силу,
уверенность, независимость».
Маска или фигурка Нептуна предлагает ответить
на вопросы (они могут быть написаны на карточках):
Что такое время и как им управлять?
Что для тебя является по-настоящему ценным?
Чем ты отличаешься от других людей, в чем твоя
уникальность?
Есть ли кто-то на земле, кто ждет тебя и
нуждается в тебе?
Для чего ты пришел в этот мир? И т.п.
Обсуждение.
Прошлое, настоящее, будущее
Задачи: интеграция опыта; снятие
психоэмоционального напряжения, связанного с
событиями прошлого, настоящего; построение
жизненной перспективы.
Необходимые материалы: карандаши,
фломастеры, мелки, краски, кисти, стаканчик для
воды, журналы, ножницы, клей, бумага.
Ход работы
Подростки получают задание создать три рисунка
или композиции, иллюстрирующие их прошлое,
настоящее и будущее. Возможны различные варианты
выполнения этого задания:
– составление коллажей по этой тематике с
использованием журналов, газет, своих фотографий
и других материалов;
– в каждой из картин изобразить людей,
занимающих важное место для ребенка в прошлом,
настоящем, будущем;
– при изображении будущего представить его в
виде перекрестка с тремя путями: направо
пойдешь... прямо пойдешь... налево пойдешь...
Следующий шаг — презентация своих работ с
подробным описанием каждого образа. Из этих
работ можно затем сделать выставку.
Платон определял для человека три наиболее
важных вопроса, на которые человек должен
получить ответ в своей жизни. Первый вопрос: «Кто
я?» — это аспект настоящего. Второй вопрос:
«Откуда я пришел?» — это аспект прошлого. Третий
вопрос: «Куда я иду?» — это аспект будущего. В
процессе работы у подростков происходит
структурирование и интеграция представлений,
проектируется будущее. Данная технология
представляет интерес и в плане диагностики.
Проанализировав работы подростков и их
интерпретации, можно получить достаточно
материала о прошлом опыте, настоящей ситуации и
представлениях о будущем.
Окружающая среда
Задачи: осознание своих телесных границ,
причинно-следственных связей человека и среды,
социальная идентификация, развитие
вариативности мышления.
Необходимые материалы: журналы, фотографии,
ножницы, клей, белая бумага, цветная бумага,
фольга, краски, кисти, баночка для воды,
карандаши, фломастеры, мелки.
Ход работы
Подросткам предлагаются журналы, из которых
необходимо выбрать понравившуюся фигуру
человека и вырезать ее. Эта фигура приклеивается
на лист бумаги и вокруг нее создается окружающая
среда (предметное пространство или пейзаж). Затем
проводится выставка и обсуждение.
Герб и символ
Задачи: интеграция «Я-схем», повышение
самооценки, формирование культурной
идентичности, развитие креативности.
Необходимые материалы: бумага, картон,
ножницы, клей, цветная бумага, фольга, краски,
карандаши, журналы, пластилин, соленое тесто.
Ход работы
Участникам предлагается из бумаги, пластилина
или соленого теста изготовить символ или герб,
отражающий как можно полнее свойства его
личности. Ведущему следует привести примеры
известных в истории гербов и символов,
рассказать о смысле включенных в гербы образов.
После выполнения этого задания необходимо
провести обсуждение. Каждый подросток
представляет свой герб или символ,
расшифровывает образы, включенные в него. Можно
сделать выставку гербов и символов.
Сон героя
Задачи: формирование временной и социальной
идентичности.
Ход работы
«Мы долго путешествовали и устали. Сядьте
поудобнее и закройте глаза. Сделайте три
глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из
вас уснул, устроившись на отдых под большим
раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон.
Каждый видит самого себя через пять лет... (15 сек.)
Обратите внимание, как вы выглядите через пять
лет...
Где вы живете...
Что вы делаете... (15 сек.)
Представьте, что вы очень довольны своей
жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем
работаете? Кто находится рядом с вами? (15 сек.)
Теперь сделайте три глубоких выдоха.
Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все
свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь
запомнить все, что увидели о самом себе.
Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и
запишите, какими вы будете через пять лет: где
будете жить и работать, кто будет рядом, как
достигли этого?» (10 мин.)
Когда листочки заполнены образами будущего,
подростки вновь занимают свои места в кругу, где
проводится обсуждение:
– Довольны ли вы увиденным образом будущего?
– Что понравилось больше всего?
– Было ли что-то, что не понравилось?
– Что хотели бы изменить в своем образе
будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?
Наталья САКОВИЧ,
Академия последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь
|