Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2006


МАСТЕРСКАЯ

ПРЕДЛАГАЕМ МОДЕЛЬ

В разговоре завуч одной из школ г. Минска посетовала, что не может найти хорошего психолога. Причем рынок труда переполнен психологами (их сейчас в республике готовит великое множество вузов), однако почти невозможно отыскать специалиста, который бы знал, что нужно школе, не вступал в открытое противостояние образовательной системе, не работал бы по принципу «врач на приеме». По ее словам, специалисты, приходящие наниматься на работу, часто с гордостью демонстрируют дипломы о специализации, например, по гештальту или экзистенциальной терапии, но никакого ощутимого влияния на учебно-воспитательный процесс их деятельность не оказывает. «Вот и сегодня, — сказала завуч, — психолог полдня провела в своем кабинете при закрытых дверях, якобы консультируя родителей. Еще она целый год ведет тренинг с шестью подростками, а толку?»

Елена Осипова
Елена Осипова

Подобное мнение о работе психологов высказывают многие директора и завучи, к тому же они и сами не вполне представляют, каково место психолога в школе, и поэтому требования администрации в разных школах разные.

Так же часто на занятиях курсов повышения квалификации психологи говорят о своей неудовлетворенности работой, загруженности, неопределенности ожиданий администрации от их работы. Преобладающие эмоции — злость, раздражение, усталость, но встречаются и спокойствие и радость оттого, «что делаю то, что хочу».

И администрация, и психологи школ отмечают, что существующая нормативная база не позволяет сформулировать адекватные функциональные обязанности, она включает слишком большой перечень задач, с которыми в полном объеме психолог справиться не может.

Кроме того, в последние годы в республике резко увеличилось количество территориальных социально-педагогических учреждений, социальных приютов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Психологи работают также в центрах внешкольной работы. Деятельность психологов различных учреждений образования в районах часто дублируется, отсутствует координация в планировании и организации работы, службы не информированы об особенностях деятельности друг друга. Например, «трудный» подросток может трижды выполнить один и тот же тест, выслушать похожие «добрые» советы.

Сегодня образование ждет от психолога активного включения в учебный воспитательный процесс. Занимаясь большим спектром специфических психологических видов деятельности, таких как индивидуальное психологическое консультирование, разного рода психодиагностические работы, педагог-психолог часто выпадает из общей схемы учебно-воспитательной деятельности школы. Кроме того, на эффективности работы психолога во многом сказывается уровень профессиональной подготовки. Психолог, прошедший переподготовку и получивший квалификацию практического психолога, в большинстве случаев не имеет профессиональных навыков и умений ведения коррекционной, индивидуальной психотерапевтической работы.

Мы предлагаем модель деятельности психолога с условным названием «Педагог-психолог — организатор психологической работы». Данная модель предназначается для школ с контингентом учащихся более 500 человек и основывается на том, что в школе основное влияние на процесс не только интеллектуального, но личностного и социального развития школьника оказывают учителя и сверстники. Таким образом, основными партнерами психолога в деятельности являются прежде всего классные руководители, учителя и классные ученические коллективы. Деятельность психолога разворачивается внутри педагогического коллектива и строится в соответствии с планом работы учреждения образования.

в рамках предлагаемой модели индивидуальная работа с учащимися будет носить ограниченный характер, прежде всего в виде экстренной помощи. Педагогу-психологу брать на себя роль психотерапевта, уделять много времени индивидуальному психологическому консультированию неэффективно и неэкономично.

Профилактическая, методическая и диспетчерская деятельность становятся важными направлениями работы. В районе должна выстроиться четкая структура оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Основные виды работ, указанные в должностных инструкциях, будут снабжены алгоритмами организации деятельности, едиными образцами документации, перечнем инструментов для психодиагностических минимумов.

Основная цель работы психолога в рамках данной модели — психологическое обеспечение функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы.

Основные направления работы педагога-психолога школы:

психолого-педагогическая диагностика;

аналитическая и прогностическая деятельность в учебном процессе;

психологическое обеспечение управления школой;

психологическая профилактика;

диспетчерская деятельность;

коррекционно-развивающая работа;

психолого-педагогическое консультирование;

методическая работа.

В коротком описании модели необходимо обратить внимание, что психолого-педагогическая диагностика носит ограниченный характер, предусматривается только два обязательных минимума: на начальном этапе обучения для выделения групп детей, требующих специального образовательного маршрута, и на этапе формирования профильных классов. Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач учреждения.

Диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам осуществляются и обрабатываются классными руководителями и интерпретируются совместно с психологом.

Цель аналитической и прогностической деятельности — психологическая поддержка учебного процесса на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий.

Психологическое обеспечение управленческих процессов в образовательном учреждении будет достигаться за счет участия психолога в разработке долгосрочных программ развития школы, осуществлении мониторинга социально-психологического климата в коллективах педагогов и классов, реализации здоровьесберегающих технологий в педколлективе и т.п.

Психопрофилактическая деятельность педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждения образования. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методобъединениях; включает в себя обучение педагогов проведению мероприятий, например, по адаптации учащихся, интерактивному взаимодействию учителя с учениками. С учащимися психолог взаимодействует на классных часах, с родителями — на родительских собраниях в интерактивной форме и др.

Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога.

Диспетчерская деятельность приобретает особое значение. Педагог-психолог, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет школьников на консультации или в коррекционные группы, работающие в территориальных центрах.

Коррекционно-развивающая работа. Основная коррекционно-развивающая работа психолога ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классе, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников: переход в среднюю школу, в профильные классы. Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

Школьников, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, психолог выделяет на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов, родителей, педагога-психолога, а также по результатам диагностических мероприятий. Задача педагога-психолога — направить школьников в коррекционные группы, работающие в территориальных социально-педагогических и психологических центрах. Педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя детей в группы, поддерживая связь с ведущими групп, собирая информацию (ведет учет, базу данных) и др.

Психолого-педагогическое консультирование. Консультирование в основном носит характер оказания помощи педагогам по психологическим аспектам профессиональной деятельности. Консультации для родителей организуются по специфических проблемам школьников (например: особенности взаимодействия с детьми-подростками; оказание помощи в подготовке домашних заданий и т.п.). Индивидуальное психологическое консультирование по личным проблемам и психотерапию педагог-психолог в рабочее время не ведет, кроме экстренных случаев.

Педагог-психолог может вести индивидуальное консультирование в свое личное время на хозрасчетной основе (что оформляется учебным заведением на общих основаниях).

Методическая работа включает сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе участие в составлении плана работы школы, в заседаниях предметных методических объединений, консультирование администрации и председателей методических объединений...

Кабинет педагога-психолога может стать методическим центром, в котором накапливаются психолого-педагогические технологии, методические рекомендации.

Педагог-психолог предоставляет возможность учителям использовать психологическую информацию, содействующую учебному процессу, организации урока, организации педагогического взаимодействия.

Методист или куратор является организатором, координатором психологической работы в районе, располагает базой данных о психологической и социальной службах района, города, о возможностях консультаций у медицинских специалистов и обеспечивает ею педагогов-психологов учреждений образования в начале учебного года. Он является координатором коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися: контролирует функционирование коррекционных групп.

Нам кажется, что данный подход к содержанию работы психолога позволит более четко определить роль и место психолога в образовательном пространстве школы, более полно включиться в задачи, стоящие перед педколлективом.

Елена ОСИПОВА,
Академия последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь