ПРЕДЛАГАЕМ МОДЕЛЬ
В разговоре завуч одной из школ
г. Минска посетовала, что не может найти хорошего
психолога. Причем рынок труда переполнен
психологами (их сейчас в республике готовит
великое множество вузов), однако почти
невозможно отыскать специалиста, который бы
знал, что нужно школе, не вступал в открытое
противостояние образовательной системе, не
работал бы по принципу «врач на приеме». По ее
словам, специалисты, приходящие наниматься на
работу, часто с гордостью демонстрируют дипломы
о специализации, например, по гештальту или
экзистенциальной терапии, но никакого ощутимого
влияния на учебно-воспитательный процесс их
деятельность не оказывает. «Вот и сегодня, —
сказала завуч, — психолог полдня провела в своем
кабинете при закрытых дверях, якобы консультируя
родителей. Еще она целый год ведет тренинг с
шестью подростками, а толку?»
|
Елена Осипова
|
Подобное мнение о работе психологов
высказывают многие директора и завучи, к тому же
они и сами не вполне представляют, каково место
психолога в школе, и поэтому требования
администрации в разных школах разные.
Так же часто на занятиях курсов повышения
квалификации психологи говорят о своей
неудовлетворенности работой, загруженности,
неопределенности ожиданий администрации от их
работы. Преобладающие эмоции — злость,
раздражение, усталость, но встречаются и
спокойствие и радость оттого, «что делаю то, что
хочу».
И администрация, и психологи школ отмечают, что
существующая нормативная база не позволяет
сформулировать адекватные функциональные
обязанности, она включает слишком большой
перечень задач, с которыми в полном объеме
психолог справиться не может.
Кроме того, в последние годы в республике резко
увеличилось количество территориальных
социально-педагогических учреждений, социальных
приютов, центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации. Психологи работают
также в центрах внешкольной работы. Деятельность
психологов различных учреждений образования в
районах часто дублируется, отсутствует
координация в планировании и организации работы,
службы не информированы об особенностях
деятельности друг друга. Например, «трудный»
подросток может трижды выполнить один и тот же
тест, выслушать похожие «добрые» советы.
Сегодня образование ждет от психолога
активного включения в учебный воспитательный
процесс. Занимаясь большим спектром
специфических психологических видов
деятельности, таких как индивидуальное
психологическое консультирование, разного рода
психодиагностические работы, педагог-психолог
часто выпадает из общей схемы
учебно-воспитательной деятельности школы. Кроме
того, на эффективности работы психолога во
многом сказывается уровень профессиональной
подготовки. Психолог, прошедший переподготовку и
получивший квалификацию практического
психолога, в большинстве случаев не имеет
профессиональных навыков и умений ведения
коррекционной, индивидуальной
психотерапевтической работы.
Мы предлагаем модель деятельности психолога с
условным названием «Педагог-психолог —
организатор психологической работы». Данная
модель предназначается для школ с контингентом
учащихся более 500 человек и основывается на
том, что в школе основное влияние на процесс не
только интеллектуального, но личностного и
социального развития школьника оказывают
учителя и сверстники. Таким образом, основными
партнерами психолога в деятельности являются
прежде всего классные руководители, учителя и
классные ученические коллективы. Деятельность
психолога разворачивается внутри
педагогического коллектива и строится в
соответствии с планом работы учреждения
образования.
в рамках предлагаемой модели индивидуальная
работа с учащимися будет носить ограниченный
характер, прежде всего в виде экстренной помощи.
Педагогу-психологу брать на себя роль
психотерапевта, уделять много времени
индивидуальному психологическому
консультированию неэффективно и неэкономично.
Профилактическая, методическая и
диспетчерская деятельность становятся важными
направлениями работы. В районе должна
выстроиться четкая структура оказания
психологической помощи всем участникам
учебно-воспитательного процесса.
Основные виды работ, указанные в должностных
инструкциях, будут снабжены алгоритмами
организации деятельности, едиными образцами
документации, перечнем инструментов для
психодиагностических минимумов.
Основная цель работы психолога в рамках данной
модели — психологическое обеспечение
функционирования школьной образовательной
среды в соответствии с программой развития
школы.
Основные направления работы
педагога-психолога школы:
• психолого-педагогическая диагностика;
• аналитическая и прогностическая
деятельность в учебном процессе;
• психологическое обеспечение управления
школой;
• психологическая профилактика;
• диспетчерская деятельность;
• коррекционно-развивающая работа;
• психолого-педагогическое
консультирование;
• методическая работа.
В коротком описании модели необходимо обратить
внимание, что психолого-педагогическая
диагностика носит ограниченный характер,
предусматривается только два обязательных
минимума: на начальном этапе обучения для
выделения групп детей, требующих специального
образовательного маршрута, и на этапе
формирования профильных классов. Другие
диагностические мероприятия могут
осуществляться согласно плану работы учреждения
с целью обеспечения выполнения основных задач
учреждения.
Диагностика социально-психологического
климата классных коллективов, анкетирование
учащихся и родителей по отдельным проблемам
осуществляются и обрабатываются классными
руководителями и интерпретируются совместно с
психологом.
Цель аналитической и прогностической
деятельности — психологическая поддержка
учебного процесса на основании данных
мониторинга, наблюдений за психофизиологическим
и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов,
за эффективностью учебно-воспитательных
мероприятий.
Психологическое обеспечение управленческих
процессов в образовательном учреждении будет
достигаться за счет участия психолога в
разработке долгосрочных программ развития
школы, осуществлении мониторинга
социально-психологического климата в
коллективах педагогов и классов, реализации
здоровьесберегающих технологий в педколлективе
и т.п.
Психопрофилактическая деятельность
педагога-психолога строится в соответствии с
планами работы учреждения образования.
Осуществляется в интерактивной форме на
педсоветах и методобъединениях; включает в себя
обучение педагогов проведению мероприятий,
например, по адаптации учащихся, интерактивному
взаимодействию учителя с учениками. С учащимися
психолог взаимодействует на классных часах, с
родителями — на родительских собраниях в
интерактивной форме и др.
Еженедельное просветительское мероприятие
должно стать нормой для педагога-психолога.
Диспетчерская деятельность приобретает
особое значение. Педагог-психолог, располагая
сведениями об учреждениях, организациях и
специалистах, оказывающих специальные
медицинские, психологические,
психотерапевтические услуги, направляет
школьников на консультации или в коррекционные
группы, работающие в территориальных центрах.
Коррекционно-развивающая работа. Основная
коррекционно-развивающая работа психолога
ориентирована на коррекцию межличностных
отношений в классе, содействие преодолению
дезадаптивных периодов в жизни школьников:
переход в среднюю школу, в профильные классы.
Психолог организует коррекционно-развивающую
работу в виде факультативов, кружков, клубов, в
рамках часов школьного компонента.
Школьников, нуждающихся в специальной
коррекционной поддержке, психолог выделяет на
основании собственных наблюдений, наблюдений
классных руководителей, педагогов, родителей,
педагога-психолога, а также по результатам
диагностических мероприятий. Задача
педагога-психолога — направить школьников в
коррекционные группы, работающие в
территориальных социально-педагогических и
психологических центрах. Педагог-психолог
выполняет диспетчерскую функцию, направляя
детей в группы, поддерживая связь с ведущими
групп, собирая информацию (ведет учет, базу
данных) и др.
Психолого-педагогическое консультирование.
Консультирование в основном носит характер
оказания помощи педагогам по психологическим
аспектам профессиональной деятельности.
Консультации для родителей организуются по
специфических проблемам школьников (например:
особенности взаимодействия с
детьми-подростками; оказание помощи в подготовке
домашних заданий и т.п.). Индивидуальное
психологическое консультирование по личным
проблемам и психотерапию педагог-психолог в
рабочее время не ведет, кроме экстренных случаев.
Педагог-психолог может вести индивидуальное
консультирование в свое личное время на
хозрасчетной основе (что оформляется учебным
заведением на общих основаниях).
Методическая работа включает
сотрудничество с завучами школы по проблемам
реализации поставленных перед учреждением
образования задач, в том числе участие в
составлении плана работы школы, в заседаниях
предметных методических объединений,
консультирование администрации и председателей
методических объединений...
Кабинет педагога-психолога может стать
методическим центром, в котором накапливаются
психолого-педагогические технологии,
методические рекомендации.
Педагог-психолог предоставляет возможность
учителям использовать психологическую
информацию, содействующую учебному процессу,
организации урока, организации педагогического
взаимодействия.
Методист или куратор является организатором,
координатором психологической работы в районе,
располагает базой данных о психологической и
социальной службах района, города, о
возможностях консультаций у медицинских
специалистов и обеспечивает ею
педагогов-психологов учреждений образования в
начале учебного года. Он является координатором
коррекционно-развивающей работы в районе с
учащимися: контролирует функционирование
коррекционных групп.
Нам кажется, что данный подход к содержанию
работы психолога позволит более четко
определить роль и место психолога в
образовательном пространстве школы, более полно
включиться в задачи, стоящие перед
педколлективом.
Елена ОСИПОВА,
Академия последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь
|