Знаю по опыту, что даже обилие информации о профессиях и о самом себе не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору им его профессии. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренне детерминированный процесс. Значит, это не та информация или она как-то не так выстроена, не так подается... Данная программа предлагает такой подход к проблеме профориентации, который, как мне кажется, может способствовать осознанному самоопределению учащегося. Программа предназначена для учащихся 9-го, предпрофильного класса (в нашем варианте она является заключительной частью цикла уроков психологии в 5–9-м классах). На основе опыта, анализа эффективности традиционных подходов к профориентации, а также на основе понимания сути процесса самоопределения мы вывели четыре основных положения, на которых должна строиться программа, чтобы запустить активный процесс самоопределения подростков. (В описании каждого положения показано его отличие от традиционного подхода к профориентации, а также кратко изложено, как это положение реализуется на практике.) 1. Профессиональное самоопределение — частный случай личностного Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека в целом, на стиль его жизни. Но еще важнее — принципиально сместить акценты. Мы должны сначала решить для себя: а как же мы хотим жить? А только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. Чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит пройти длинный путь — осознать и понять себя, свои особенности, желания, уяснить, не приходят ли эти желания в противоречие с реальностью, поставить цели. Только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным. Реализация этого положения на практике заключается в особой организации программы, когда основной на уроке является тема из блока «личность», а темы, связанные с профессией, лишь каждый раз примыкают к основной как частный случай. Пример Тема «Кто управляет моей жизнью» включает в себя: — работу с текстом (песня «Пассажир и машинист»): введение в тему, проблематизация; — упражнение «Моя жизнь»: подростки обращаются к своему опыту и оценивают, насколько они управляют событиями своей жизни; — работу с результатами теста УСК: еще один взгляд на собственный локус контроля; — работу в малых группах: мозговой штурм на тему «Список профессий для «машинистов» и «пассажиров»; — рефлексивную работу по теме. 2. В основе самоопределения — понимание себя как индивидуальности Традиционный алгоритм выбора профессии «хочу-могу-надо» редко оказывается работающим. Потому так редки удачные случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным. Обычно есть некий конфликт этих трех сфер, разрешимый разными путями. Да, я не могу быть политиком, потому что мне не хватает уверенности, но ведь я, если захочу, могу развить в себе это качество (опять-таки редки случаи абсолютно непреодолимых ограничений). Да, рынок труда перенасыщен юристами, но я, если захочу, могу стать классным профессионалом и все равно найду себе работу. Данная схема выбора не является работающей техникой самоопределения потому, что не иерархично устроена: «хочу», «могу» и «надо» подаются в ней на одном уровне. На наш взгляд, и это видно даже из приведенных выше примеров, подструктура «хочу» должна занять более высокое положение, подчиняя себе остальные. И особенное внимание мы уделяем в данной программе работе как раз со сферой «хочу» (если понимать ее широко) — с теми из подструктур личности, которые называют «опорным скелетом личности». Это ценностно-смысловая сфера личности, а также механизмы, развитие которых позволяет подростку переходить от внешней детерминации своей деятельности к самодетерминации — понятиям «ответственность», «свобода», «выбор». Благодаря развитию этих механизмов, на основе осознания (и построения) собственных смыслов, человек способен управлять своим характером, способностями и пр. Так мы можем избежать одной из частых проблем подростка в выборе профессии, когда его особенности позволяют выбирать из очень широкого круга профессий. «Опорный скелет личности» позволяет находить опору и в выборе профессионального пути при всем множестве альтернатив. Реализация этого положения задает последовательность изучения тем — от низшего к высшему уровню в структуре личности на протяжении целостного курса: 5-й класс — познавательные процессы, индивидуальный стиль учебной деятельности, 6-й класс — эмоционально-волевая сфера, 7-й класс — характер, 8-й класс — социальные характеристики, 9-й класс — ценностно-смысловая сфера. А данная программа включает в себя такие темы, как «Кто управляет моей жизнью?», «Мои ценности», «Свобода и ответственность». При этом ценностно-смысловые характеристики показываются в программе как «верхушка» личности. Пример Упражнение «Кластер успешности». Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается задание — нарисовать некую схему, из которой было бы видно, что такое успешность, чем она задается, от чего зависит. Особо отмечается, что желательно задать в схеме некую иерархию. После 15–20-минутного обсуждения каждая группа представляет свою схему. Организуется общее обсуждение темы. (Обычно обсуждение приводит к выводу о том, что есть много разных качеств, помогающих достигать успеха, но все они ничто без стремления к успеху.) После этого упражнения в программе идет работа с результатами теста «Мотивация достижения успеха и избегания неудач». 3. Необходим гибкий и глубокий подход к информированию о профессиях Очень часто старшеклассники стоят перед выбором из двух очень разных профессий, например, дизайнера и экономиста. Довольно сложно бывает сделать такой выбор. Но стоит начать разбираться глубже, и в большинстве случаев оказывается, что здесь возможен своеобразный компромисс. Например, в профессии дизайнера привлекает возможность творчества, тогда как экономика представляется областью, где «сплошные цифры». Выход прост — развеять иллюзию об экономике, дав информацию обо всем спектре специальностей внутри этой области, многие из которых требуют творческого подхода. Как ни странно, большинство подобных выборов разрешается довольно просто и без потерь, если проанализировать ситуацию достаточно глубоко. Кроме традиционной типологии по объекту труда («Человек-человек», «Ч-П», «Ч-ХО», «Ч-Т»), важно давать учащимся и другие, вводить как можно больше критериев классификации профессий, давать возможность видеть каждую профессию с разных углов зрения, а внутри каждой профессии — множество специальностей, предполагающих совершенно разные типы деятельности. Важно и объективное представление о профессиях — чтобы учащиеся различали «обертку» профессии и ее теневую сторону. Реализация этого положения состоит во включении в программу творческих заданий на создание собственных классификаций профессий, в предоставлении учащимся подробной информации о профессиях, в том числе для самостоятельного ознакомления, бесед о типичных мифах о профессиях и типичных ловушках профессионального выбора. Пример Упражнение «Консультанты» 1. Учащиеся подписывают свои листы и пускают их по кругу. Предлагается каждому в группе написать в каждом листе одну или несколько профессий, которые бы подошли этому человеку. При этом уточняется, что нужно назвать как можно более узкую специальность, а также выдуманные профессии. Возле каждой профессии предлагается коротко обосновать, почему предложена именно она. Заполненные листки возвращаются владельцам. 2. Каждый учащийся анализирует информацию, полученную от одноклассников, обобщает «советы». Предлагается обратить внимание не столько на сами профессии, сколько на обоснования. 3. Общее обсуждение. Упражнение позволяет подростку расширить круг возможного профессионального выбора, обычно в обсуждении удается выйти на мысль о том, как много, оказывается, есть сфер, где можно применить собственные личностные ресурсы. 4. Активное осуществление сделанных выборов Выбор профессии, выбор жизненного пути тем и отличается от мечты или фантазии, что должен осуществляться. Осознав ситуацию («кто я, какой я, что я умею и не умею, что для меня важно в жизни?» и т.д — по всем уровням в структуре личности), осознав расхождение этой ситуации с идеальной, с «хочу», подросток должен сделать выбор. Строить свою жизнь в соответствии с целью либо плыть по течению. Когда выбор сделан, цель поставлена, нужно наметить шаги к ее решению и, собственно, начать их осуществлять. Например, подросток может поставить себе задачу «научиться разрешать конфликты». Далее он может наметить пути решения этой задачи: например, принять участие в тренинге разрешения конфликтов, почитать литературу, участвовать в разрешении конфликтов в классе и т.д. Только такая цепочка приведет к тому, что выбор подростка реально начнет осуществляться, а не останется в рамках рассуждений на уроке психологии.
Реализация этого положения на практике. Одной из задач в рамках курса является целенаправленная работа с подростками по «переводу проблемы в задачу» и отысканию путей ее решения. Причем работа в рамках урока может стать лишь одним из таких путей (в программу отдельным блоком включены тренинги различных навыков, которые сами подростки называют необходимыми для их будущего). Но мы берем на себя в рамках программы еще и диспетчерскую функцию — планирование маршрутов и контроль изменений. Программа не замкнута на себе, она имеет непосредственный выход в «большую жизнь», только там и проверяется ее эффективность — стал ли подросток хоть в чем-то жить иначе. Евгения ЛЕПЕШЕВА,
|