Tempora mutantur et nos mutamur in illis1.
Лотарь I, франкский император (IX в. н.э.)
Все прогрессы реакционны,
если рушится человек.
А. Вознесенский
ПРИСОЕДИНИМСЯ К МЕНЬШИНСТВУ
Аристотель утверждал, что
практика, по сути, есть действие, связанное с
размышлением об основаниях и целях собственной
жизни; что тот, кто не размышляет, зачем он что-то
делает, — не практик. Профессиональная практика
в этом смысле не исключение. Чтобы зряче
определять передовые рубежи профессиональной
деятельности, необходимо чувствовать дыхание
времени, его возможности и болевые точки.
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Еще недавно казавшийся неопределенно далеким
2000 год миновал. С наступлением нового
тысячелетия были связаны многие надуманные и
искусственно нагнетаемые волнения и страхи.
Коллапса не произошло, ход истории продолжается,
и мы начинаем осмысливать и обсуждать проблемы XXI
века — вызовы современности, адресованные как
каждому отдельному человеку, так и обществу (в
том числе — профессиональному сообществу
психологов) в целом.
Предложенная для обсуждения тема «Служба
практической психологии образования и вызовы
современности» привлекла внимание более
пятидесяти специалистов (по ходу работы число
участников возросло), которые разделились на
четыре «лаборатории» — педагоги-психологи из
мегаполисов, малых городов, сельских районов и
психологи с опытом научно-исследовательской
работы — и приступили к выработке
аргументированных позиций по ключевым вопросам
дискуссии2:
«Роза ветров»: как влияют «социальные ветры»
современности на ситуацию развития ребенка?
«Между нами говоря…»: нужно ли
педагогам-психологам распознавать вызовы
современности и как их учитывать в
профессиональной деятельности?
«Необходимое и достаточное»: о
профессионализме и приоритетах деятельности
практических психологов образования в
современном социокультурном контексте.
Не имея возможности передать все многообразие
мнений — рассудочных и страстных, серьезных и
ироничных — попробуем их обобщить.
СОСУЩЕСТВОВАНИЕ КУЛЬТУР
Аудитория признала постановку проблемы
уместной: многими людьми современность
воспринимается как некая промежуточная эпоха —
время перехода от старого мира к миру новому,
пока мало понятному и, возможно, опасному. Было
предложено различать противоречия неумолимо
усложняющейся жизни и явления, которые
представляют собой однозначную угрозу здоровью
и личностному развитию детей. В обоих случаях
необходим трезвый и взвешенный подход.
Человек по сути своей является духовной
задачей, он не появляется в мир в готовом,
завершенном виде, а призван обрести себя,
выстроить своей жизнью собственный человеческий
облик, научиться ценить и отстаивать проявленную
в себе человечность. Культура является
общественной формой и условием такого обретения,
служит основой преемственности поколений, столь
необходимой для достижения целей образования.
В традиционном человеческом обществе мирно
сосуществовали народная культура и культура высокая.
И та, и другая являлись «возделыванием» души и
облагораживанием натуры человека, взращиванием
в ней человеческих качеств и способностей.
Функционально — это воплощенная в нормах жизни
(обычаях, традициях, канонах, отношениях,
подходах к воспитанию) совокупность знаний и
умений, направленных на совершенствование
человека.
Культура — и в народном, и в высоком своем
варианте — так или иначе обращает человека от
повседневной суеты к необходимости соотнесения
своей жизни с абсолютными духовными ценностями,
ориентирует на идеалы Истины, Добра и Красоты,
помогает преодолевать собственный эгоцентризм,
находить силы и смысл саморазвития. Ее
невозможно употреблять, к ней можно только
приобщаться. Она сопряжена с передачей в
художественных формах образа героя со всей
сложностью и противоречивостью его отношений и
переживаний, ставя его (и меня, как
приобщающегося к культуре) перед необходимостью
нравственного выбора. Здесь нормой является
жизнелюбие и доброжелательное отношение к
другим людям, чистота помыслов и благородство
поступков, созидательный труд и устремленность к
источникам, питающим духовные силы человека.
Немалая часть противоречий современной жизни
обусловлена развитием средств массовой
коммуникации и коммерциализацией культуры.
Миллионы людей получили доступ к информации в
режиме реального времени, возможность
беспрепятственно общаться на больших
расстояниях, знакомиться с произведениями
подлинной литературы, искусства, достижениями
науки, разнообразно проводить свободное время.
Вместе с тем информационные технологии стали
использоваться в качестве инструмента
манипуляции общественным и индивидуальным
сознанием, механизма потопления в море
пустопорожней информации необходимых человеку
культурных основ.
СТАНДАРТ ОБЕЗЛИЧЕННОСТИ
С расширением сетей радио- и телевещания,
ростом ассортимента и тиражей глянцевых
журналов, дешевых «карманных» книг, аудио- и
видеопродукции, появлением и доступностью
Интернета, расцветом индустрии досуга и
развлечений происходит «колонизация»
современного общества массовой культурой. Не
случайно появился термин «параллельное
образование», который подразумевает широкий
спектр стихийных и целенаправленных воздействий
информационной среды.
Массовую культуру не стоит демонизировать,
равно как и недооценивать характер ее влияния на
сознание людей. Утверждая тождественность
материальных и духовных ценностей, в равной
степени рассматриваемых как продукты массового
потребления, разжигая свойственные человеческой
натуре пристрастия, подменяя традиционные
понятия веры, чести, долга и служения идеей
индивидуализма, приоритетом личного
преуспевания и достатка, массовая культура во
многом демонстрирует внекультурную суть,
превращается в средство эксплуатации и
ожесточения человека, потому что трудно устоять
перед искушениями, хочется больше комфорта,
новых зрелищ и развлечений, а за удовольствия
нужно платить.
Таким образом, она не способствует духовному
развитию, а скорее притормаживает его,
анестезирует и притупляет сознание, отвлекает от
созидательного процесса жизнетворчества. Здесь
стандартом становится обезличенность —
замкнутый на себе массовый человек,
мотивированный престижностью и рентабельностью,
мало озабоченный вопросами морали и смысла
жизни. Э. Фромм лаконично определил этот образ в
формуле: «Я есть то, чем я обладаю и что
потребляю». А В. Франкл первым обратил внимание
психологов на то, что подобная мотивация
вызывает ситуацию экзистенциального вакуума —
переживаний опустошения, нереализованности и
бесперспективности жизни, ведущих к проявлениям
депрессивности, агрессивности и общему снижению
жизнеспособности людей, вплоть до суицидального
поведения.
ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС
Там, где возникает экзистенциальный вакуум,
начинают разрастаться деструктивные проявления,
которые в своих организованных формах образуют
антикультурную среду. К явным формам антикультуры
можно отнести криминалитет, экстремизм,
сектантство, порноиндустрию, среду употребления
и сбыта наркотиков. С ней связаны уже не
косвенные, а прямые угрозы растления, деформации
и деградации человеческой натуры. Апеллируя к
теневым сторонам человеческой психики,
антикультура выполняет человекоразрушающую
функцию, отчуждает нравственные чувства и
добродетельные устремления, провоцирует
возникновение и распространение личностной
деструктивности. Ей сопутствует образ антигероя,
ориентация на одиозные убеждения и суррогатные
ценности: культ насилия, блуда, звериной стаи,
наркокайфа. И все это, как правило, преподносится
в очень привлекательном виде. Ценностная
дезориентированность, наивная самонадеянность и
приземленность интересов делают человека
удобной мишенью.
Клиническим психологам известно, что если
какая-либо деятельность неоправданно расширяет
свои «полномочия» в жизни человека, то это уже
зависимость. Особенно если она начинает
доминировать в ущерб социальным связям и
естественным потребностям. Помимо эпидемий
подросткового «пивного алкоголизма»,
токсикомании и наркомании в последние годы
проявились относительно новые формы
аддиктивного3 поведения:
интернет-зависимость и sms-зависимость,
кибермания и лудомания4
(патологическое влечение к компьютерным и
азартным играм), шопинг-зависимость, или
«магазинный невроз» (страсть к бессмысленным и
фактически ненужным покупкам по принципу «я
покупаю, значит, я существую»). Как результат — у
несовершеннолетних появляются новые мотивы для
преступлений или краж из родительского кошелька.
Какое это имеет отношение к практической
психологии образования? Давайте вспомним
центральный тезис культурно-исторического
подхода в психологии: культурная среда, в которую
человек погружен с первых дней своей жизни,
выступает ведущей формой его развития. Дискуссия
показала, что одним из безусловных вызовов
нашего времени является необходимость прямого и
профессионально обеспеченного решения проблемы
культивирования человеческого в человеке.
Среди всех форм профессиональной практики
именно образование призвано решать эту проблему
системно и по существу.
С ТЕЛЕФОНОМ ИНТЕРЕСНЕЙ?
В свое время В. Франкл так прокомментировал
проблему: «Несмотря на нашу веру в потенциал
человека, мы не должны закрывать глаза на то, что
человечные люди являются и, быть может, всегда
будут оставаться меньшинством. Но именно поэтому
каждый из нас чувствует вызов присоединиться к
этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще
хуже, если мы не будем делать все, что в наших
силах, чтобы улучшить их».
Слово «проблема» на древнегреческом языке
означало «предварительное обсуждение и путь
(проект) решения». В состоянии ли мы признать и
принять этот вызов, в отношении которого одной
только профессиональной грамотности
недостаточно? Способны при решении системных
профессиональных задач и оказании адресной
психологической помощи найти опору в базовых и
неотменимых ценностях человеческой культуры?
Готовы квалифицированно противостоять явлениям,
которых не было в профессиональном опыте наших
предшественников?
Дискуссионный клуб породил новые вопросы, на
которые нам предстоит отвечать уже в своей
практической работе.
* * *
Недавно в нашей психологической службе
произошел примечательный эпизод. На занятии у
психолога был шестилетний мальчик. Когда встреча
подходила к концу, он выразил желание
позаниматься еще. Коллега ответила, что мама,
наверно, уже заждалась. На что мальчик
воскликнул: «Да что вы! Ей с ее телефоном намного
интересней…»
1 Времена меняются, и мы меняемся
вместе с ними (лат.).
2 От лат. discussio – рассмотрение,
исследование, обсуждение.
3 Аддикция — патологическая
зависимость химического (табак, алкоголь,
наркотики) или нехимического (Интернет, шопинг,
азартные игры) генеза.
4 От лат. ludus – игра.
Александр ШУВАЛОВ,
руководитель
психологической службы ЦРТДиЮ
«Лефортово», г. Москва
www.lefort.ru
|