Дневник второгодника
3 октября
|
Надежда
Болсуновская
|
Ночь… Вокзальные часы отмеряют время
нашего прибытия в Туапсе — 2.30. Наконец-то почти
добрались! Позади остались четыре дня пути,
тысячи километров, четыре часовых пояса, сотни
населенных пунктов.
Потрясающее чувство освобождения от оков
поезда и приятное предвкушение чего-то
необычного… Очень скоро я увижу людей, с
которыми познакомилась на первой Всероссийской
неделе школьной психологии, и в течение года нас
связывало пусть и виртуальное, но общение.
Ночь, но как тепло! После сибирских морозов даже
не верится, что в октябре может быть такая погода.
Вместе с командой красноярских психологов мы
садимся в такси и едем по ночному Туапсе. Но
мыслями я уже в «Орленке» — месте, ставшем
своеобразной точкой отсчета моего
профессионального роста.
Вот и приехали. Уже шестой час утра: начинается
«орлятская» жизнь. Сегодня у нас свободный день:
до открытия Недели еще целые сутки и есть
возможность просто насладиться красотами
Черноморского побережья и общением с
коллегами-психологами. Пляж, ракушки, море,
квадроциклы, теплый песок, отличная погода —
этими словами можно описать впечатления от
первой половины дня. Побольше бы таких минуток
отдыха и блаженства!
Вторая половина дня ознаменована приятными
встречами и хлопотами. Наконец-то я увидела тех, с
кем мы были вместе на первой Неделе: Татьяна
Беглова, Валерия Шварц, Марианна Татарникова,
Людмила Мардер, Ольга Головнева.
4 октября
Пожелаем второй Неделе удачи и счастливого
творческого пути. Ведь она особенная: прибыло в
четыре раза больше народа, чем в прошлый раз.
День выдался суматошный: регистрация,
заселение в домики на самом берегу моря. Работа
началась с отрядного сбора: своеобразного
тренинга командообразования и психологических
инициаций.
Живя в отрядных домиках, все мы будто окунулись
в детство. У нас есть вожатые — модераторы
отряда. Это новинка второй Недели. С первых минут
надо активно включаться в бурную лагерную жизнь.
Сейчас даже писать некогда: надо готовить
отрядное выступление для открытия.
…Уже поздняя ночь, я только пришла. Впечатления
от церемонии открытия очень сильные: было много
теплых слов и приветствий. Каждый отряд
показывал домашнее задание: нужно было раскрыть
свое понимание термина «Восхождение» (именно так
называется эта Неделя). Понравились все
выступления. Особо запомнилось: яркий танец с
газетами, символическое перерезание ленточки
(это право доверили Галине Агафоновой),
карабинчики (это нам всем подарили, чтобы
восхождение было более легким и продуктивным) и
трогательная общая песня.
Но церемонией открытия день первый только
начинался. Меня ждали радостные и долгожданные
встречи со старыми знакомыми и вечерняя
«свечка». Как в настоящем пионерском лагере, мы
каждый вечер подводили итоги прошедшего дня и
планировали будущий.
Свечка кончилась после 23.00, но спать совсем не
хотелось… И я отправилась на прогулку по ночному
«Орленку» вместе с Женей Лепешевой из Кемерово.
5 октября
Покоя нет с самого раннего утра! Сначала
занятия йогой, потом зарядка на улице с
элементами танцевальной терапии. А для желающих
— утреннее купание…
Дальше — первый день работы. Начался он с
утренней акции — «Интервью». Теперь на весь день
хватит дел. Надо взять интервью и оформить его до
вечера. Я интервьюирую Татьяну Молоканову —
психолога ВДЦ «Орленок». Что бы такое спросить?
Включила весь креатив… Вышло неплохо, на мой
взгляд. И Татьяне понравилось!
Программа дня насыщена до предела. Самое
сложное — проблема выбора. Одновременно
проходят мастер-классы М. Семаго, М. Безруких, Т.
Клюевой, Г. Резапкиной, А. Савенкова: хочется
всего и сразу. Я пошла к М. Безруких и не пожалела:
высокопрофессиональный мастер-класс, очень
полезный для педагогов и психологов. Мы
обсуждали, что надо и чего не надо делать при
обучении ребенка письму и чтению. Хорошо было бы
показать его нашим завучам начальной школы и
сотрудникам министерства образования: детей уже
достали проверкой техники чтения! Приеду —
обязательно завучу покажу: не зря записывала все
на видео.
Вторая половина дня запомнилась мастерской И.
Телегиной и круглым столом А. Шувалова
«Психологическая служба и вызовы
современности». На нем и мэтры, и «простые
смертные» искали ответы на вопрос: зачем нужен
психолог современной школе? Назывались разные
варианты. Дискуссия дала приток свежих сил и идей
для будущего.
На вечерней «свечке» делились впечатлениями.
Очень не хватало неформального общения с мэтрами
— как на прошлой Неделе… И сказки на ночь от
Игоря Вачкова… Но все равно все здорово! Дарю
улыбку прожитому дню.
Завтра у меня мастерская, поэтому надо
подготовиться: очень хочется получить обратную
связь от мэтров относительно того, что я делаю.
6 октября
Хотя тематика дня и была «кризисной» (говорили
про кризисные ситуации), но день прошел на ура!
Очень интересный монолог Екатерины
Бурмистровой и презентация рисунков детей,
пострадавших в результате теракта в Беслане.
Такие трогательные детские работы… Мы тоже
могли внести свой вклад: написать отзывы и
проголосовать за понравившиеся работы. Хорошо бы
эту выставку провести в Государственной думе или
в правительстве: может они наконец-то задумаются?
Настоящим украшением Недели стал мастер-класс
М. Битяновой. Она представила авторскую модель
работы психолога на этапе перехода школьников в
среднее звено: содержательно, емко, технологично
и очень доступно! Все бы мастер-классы такими
были!
Нам дали уникальные технологии, которые можно
использовать в работе с детьми: детский
консилиум, игровой консилиум,
детско-родительские игры и т.д. После этого даже
как-то неловко проводить свою мастерскую:
тематика в чем-то перекликалась. Но все у меня
прошло достаточно удачно: было много
положительных отзывов от коллег, желание
получить мою программу. Особенно приятно было
слышать мнение тех, кто в течение года работал по
моей программе!
Вечером посетила круглый стол Екатерины
Бурмистровой «Психолог как инструмент помощи:
поиск собственных ресурсов». На нем обсуждался
вечный вопрос: «Должен ли психолог пропускать
через себя проблемы клиента?» Хотя мнения
высказывались самые различные, но окончательно
все «точки над и» расставил Александр Шадура. В
ответ на слова о том, что психолог должен
«быстренько впустить и выпустить проблему»,
Александр заметил: «Представьте, что вы
пропустили через себя ежика…» — и напомнил
слова К. Роджерса о том, что психолог надевает на
себя рубашку клиента, но не его кожу.
Ситуация с ежиком стала одним из «хитов» Недели
психологии. Кстати, Александр Шадура пришел к нам
на отрядную «свечку» и мы вместе пели под гитару.
Вновь дарю прожитому дню улыбку!
7 октября
Привет,
дневничок, вновь я доверяю тебе свои размышления
и тайны. Сегодня мы говорили о личностном
развитии ребенка, и не только о нем. Весь день
играли в «Тайного друга»: тебе дают фамилию и
номер домика твоего друга и ты ему должен тайно
уделять внимание. Мне понравилось! Я сама
получила много подарков от своего друга:
шоколадку, открытку, батарейки для диктофона. Я,
правда, теряюсь в догадках: кто же это был? Тайный
друг, отзовись!!!
День открывал своим утренним монологом В.
Слободчиков. Я давно мечтала познакомиться с
этим человеком, хорошо знаю его только по книгам.
Его подход к детям очень близок мне. И вот моя
мечта исполнилась: я ловила каждое слово.
После этого был запоминающийся мастер-класс
двух Татьян: Гришковой и Меркуловой. Я люблю
мероприятия, на которых можно попробовать на
себе много новых техник. Психологическая игра
«Война и мир», упражнение «Дерево» прочно вошли в
мою память. Но особенно понравилось упражнение
«Тесто».
Обед… Особое время: пора рефлексии и обмена
опытом. Затем философско-маринистские прогулки и
вновь работа.
На этот раз нас ждали большие психологические
игры. Нет, нам не преподносили теорию игр: мы их
проживали. Опять был непростой выбор. Я
остановилась на «Звездных перекрестках» М.
Битяновой и Т. Бегловой. И не пожалела: интересно
было посмотреть на себя в игровой ситуации. Эта
работа помогла мне в выявлении ценностных
ориентаций и устремлений, а также некоторых
личностных особенностей.
Впереди нас ждал Всероссийский
семинар-совещание «Организация и содержание
деятельности психолога образовательного
учреждения и ППМС-центра на современном этапе
развития российского образования». На нем
обсуждалось новое Положение о службе
практической психологии образования РФ. Об этом,
дневничок, можно говорить и писать долго.
Если честно, то я была немного удивлена тем, что
многие психологи не понимают, что мы должны
работать на миссию образования в целом и
образовательного учреждения в частности, быть
частью системы образования, а не бесцельно
делать свое дело, пусть даже правильно. Обидно…
Но все равно было полезно во всем этом
поучаствовать и даже внести свой вклад в
разработку положения. Мы с Женей Лепешевой до
двух ночи думали над положением и выдали
собственную классификацию направлений ее
деятельности. И ее одобрили! Лестно и приятно.
Вот такой выдался день: напряженный и очень
важный. День, дарю тебе улыбку и убегаю спать…
8 октября
Дневничок, многое хочется тебе рассказать! Но
обо всем по порядку. Первая половина дня у
каждого строилась по-разному. Кто-то отправился
на ВОСХОЖДЕНИЕ в горы, кто-то — на прогулку на
яхте, а кто-то — на начавшийся накануне
Всероссийский семинар-совещание. Ты, дневничок,
конечно, догадался, где я была…
Надо сказать, второй день семинара был намного
конструктивнее, чем первый. Во многом это заслуга
Марины Битяновой, которая присоединилась к
дискуссии и привнесла системность в вопрос о
месте психолога в системе образования.
Несколько ценных замечаний. Тезис 1: «Психолог
работает на миссию образования», тезис 2:
«Психологу не нужно двойное подчинение, он
должен подчиняться только директору школы»,
тезис 3: «Даже если психолог в школе один, он все
равно часть большой службы практической
психологии образования РФ», тезис 4: «Психологи в
школе должны работать на двух уровнях: системы и
субъекта. В рамках системы мы занимаемся
экспертизой, проектированием, мониторингом, а в
рамках работы с субъектами реализуем привычные
направления своей деятельности». Таковы были
основные результаты дискуссии. Интересно, что
получится в итоге нашей работы?
После обеда нас ждали проблемные лекции. Я
выбрала лекцию В. Слободчикова. Он буквально
открыл мне глаза на развитие субъектности, дал
некоторые ориентиры. Ведь наша гимназия работает
в данном направлении, поэтому нужна информация
из первых рук.
После ужина было интереснейшее неформальное
мероприятие: вечер вопросов и ответов. В течение
дня мы задавали вопросы мэтрам, и вот наконец
настал «момент истины». Мэтрам пришлось
нелегко… «Кто вы, ежик или лев?» — это один из
самых простых вопросов, на которые им надо было
отвечать. Хотя был и серьезный разговор. В
частности, вновь подняли вопрос о рабочем
времени психолога образования.
Конец дня был замечательным. К нам на «свечку»
пришла Марина Битянова. Мы вместе подводили
первые итоги недели, делились впечатлениями,
открытиями.
Но на этом «прятности» дня не закончились. Мы с
Татьяной Молокановой (новым руководителем
психологической службы ВДЦ «Орленок»)
договорились о сотрудничестве: проведении на
базе кадрового центра «Орленка» курсов
повышения квалификации для психологов по моей
программе «ИКТ — компетенции психолога
образования». Я просто счастлива!
А еще мы с девочками из комнаты (Женя Лепешова,
Елена Олейникова) решили выпускать газету «Точка
ПСИ. Альтернатива», где решили разместить все
курьезы, афоризмы, юмор Недели, а также
определили ее «героев». На Неделе было много
интересных высказываний. Например: «В холле
висит дерево, а на нем висят много хороших людей».
С нетерпением жду завтрашнего дня: не терпится
увидеть обратную связь.
9 октября
Вот и подошла к концу Неделя… Обидно, хоть
плачь. Хотя, если задуматься: все только
начинается, но уже в новом формате, за пределами
«Орленка».
Последний день был по-настоящему суматошным.
Вначале я посетила интереснейший мастер-класс А.
Шадуры, посвященный супервизии психологов
образования. Нам очень не хватает возможности
проходить ее! Надо попробовать проводить эту
работу виртуально: в рамках Сетевого
методического объединения психологов
образования.
Мы все же вывесили послание от «Точки ПСИ.
Альтернативы», которое вызвало огромный интерес.
Всем понравилось, хотя осталось загадкой: кто бы
мог это сделать? Надеюсь, мы никого не обидели…
А еще я совсем забыла сказать, что я во всей этой
суете успела провести мастерскую по
информационным технологиям: продемонстрировала
ряд возможностей использования информационных
технологий в работе психолога образования. На
мой взгляд, все прошло удачно.
На начало итоговой «свечки» я не успела: попала
только на вручение свидетельств повышения
квалификации участникам группы и на обратную
связь. Интересно было узнать мнения о себе и
достаточно трудно давать обратную связь
некоторым членам группы: не всех удалось хорошо
узнать.
Также, дневничок, мы репетировали наш номер на
церемонию закрытия: написанную мною песню.
Времени было очень мало, а мелодия песни — не из
простых.
Церемония закрытия. О ней можно говорить очень
долго: там было продемонстрировано и сказано
много всего хорошего и приятного! Каждый отряд
показал свой номер. Все такие молодцы! Но
особенно порадовали нас мэтры своим экспромтом!
Задание, которое дали им ведущие, было полной
неожиданностью для них, но справились они
блестяще. Это надо было видеть — словами такое не
передашь.
В конце я провела церемонию награждения
победителей Второй дистанционной олимпиады
психологов образования РФ, а также наших дорогих
экспертов и партнеров.
Закончилась Неделя трогательным прощанием. На
мой взгляд, это высшая и главная точка Недели!
Свечки в руках участников — красиво и
символично!
После церемонии хотелось чего-то
неформального, но, увы… Из-за этого осталась
некая недосказанность, но мы в частном порядке ее
устранили, собравшись нашей компанией.
Вот так прошел последний день нашей Недели
школьной психологии! Что еще написать? Неделя
дает заряд энергии и креатива на весь год. Она —
стимул к личностному, профессиональному
развитию и реализации новых инициатив. Кстати,
мой проект Сетевого методического объединения
психологов образования как раз появился после
первой Недели психологии. Интересно, что
принесет всем нам вторая?
Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
психолог гимназии № 13,
г. Красноярск
www.som.fio.ru
|