Мастерство или волшебство?
В Белоруссии — около девяти миллионов жителей
и четыре тысячи психологов, работающих в системе
образования (для примера, в России — 25 тысяч), и
белорусские коллеги являются нашими самыми
активными читателями и авторами. Те, кто
регулярно читает «Школьный психолог», не могли
не обратить внимание, что в числе постоянных
авторов газеты, да и среди победителей конкурсов
и лотерей, все чаще встречаются авторы из
Белоруссии.
Удивляет не только активность, но глубина и
проработанность присылаемых нам материалов. Мы в
редакции все чаще стали задумываться над этим
«белорусским феноменом». То ли такова
белорусская ментальность, то ли там психологов
готовят каким-то особым образом? А может быть,
играют роль хорошие условия труда?
Получить ответ на эти и многие другие вопросы
можно было, изучив проблему изнутри.
РАБОТА КАК ПРАЗДНИК
|
Зал уж полон...
|
Повод не заставил себя ждать: с 22 по 23
декабря в Минске проходил III Республиканский
фестиваль практической психологии.
Организаторами мероприятия выступили
Министерство образования Республики Беларусь и
минская Академия последипломного образования.
На фестиваль приехали около 300 человек со всей
республики, среди них педагоги-психологи школ,
гимназий, лицеев, дошкольных учреждений,
профессиональных училищ, различных
психологических центров. Основная цель ставшего
традиционным фестиваля — знакомство психологов
с актуальными направлениями развития
практической психологии образования.
В этом году «прообразом» фестиваля стала
модель Недели школьной психологии в «Орленке»:
так же как там, проходили мастер-классы, игровые
мастерские, дискуссионные клубы. Были и другие
знакомые атрибуты: психологические акции,
«гайд-парк», отзывы на «заборе» и, конечно же,
капустник со сихами и песнями.
А самое главное — настроение, отличавшееся
необыкновенным подъемом и воодушевлением
участников. Понять, чем фестиваль является для
его участников — праздником или серьезной
работой, сказать трудно. Скорее всего, эти два
жанра были объединены в одном мероприятии.
УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА...
Пользуясь любой возможностью, я пыталась
узнать как можно больше о жизни белорусских
коллег. И это мне удалось. Оказалось, что основным
источником знаний, вдохновения и поддержки для
них является отдел прикладной педагогической
психологии образования Академии
последипломного образования. Кроме того,
психологов опекает и министерство. По крайней
мере, дает им возможность спокойно работать и
всячески поощряет их творчество. Одно то, что
всем психологам обеспечили возможность приехать
на фестиваль, говорит о многом.
А системе повышения квалификации, которая
существует в академии, позавидовали бы
специалисты из большинства российских регионов.
Ведь белорусские психологи могут в любой момент
бесплатно пополнить свои знания и пообщаться с
самыми лучшими специалистами отдела прикладной
психологии — Е.А. Осиповой, Н.А. Сакович, Е.В.
Чуменко.
Именно с легкой руки Натальи Сакович в
Белоруссии возник настоящий «бум» арт-терапии.
Многие из тех, кто прошел обучение в академии, уже
сами учат других, но все равно первый импульс,
любовь и понимание возможностей различных
методов психологии они получили именно здесь.
Но я забегаю вперед, ведь подробный рассказ о
жизни психологов образования Белоруссии ожидает
читателей в следующем номере.
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Хотя психологи собрались на практический
фестиваль, на его открытии разговор шел о
состоянии и проблемах психологической службы.
Так же как российские коллеги, белорусские
психологи проживают этап осмысления своих целей,
задач и места в системе образования. Проблемы,
которые перечислила в своем выступлении
Е.А.Осипова (начальник отдела прикладной
педагогической психологии Академии
последипломного образования), очень близки
каждому российскому специалисту: текучесть
кадров, «профессиональное одиночество», низкая
заработная плата, плохое оборудование рабочих
мест, несформированность ожиданий
администрации. Елена Осипова сравнила
психологов системы образования с детьми
подросткового возраста, у которых наряду с
возможностями существует множество страхов,
которые они стараются скрывать от окружающих.
Подобные фестивали открывают возможность не
только научиться чему-то новому, но и попробовать
свои силы, получить поддержку, обратную связь.
|
В игре главное — азарт
|
Затем на трибуну поднялся настоящий
крестный отец большинства белорусских
психологов, А.Н.Сизанов (заведующий кафедрой
психологии и педагогического мастерства
Республиканского института высшей школы), долгие
годы работавший в Министерстве образования
республики. Поэтому он, как мне показалось, знает
в лицо каждого участника фестиваля. Александр
Николаевич не произносил красивых и
торжественных слов, а воспользовался
возможностью дать собравшимся практические
советы. «Слабым звеном» в подготовке
специалистов он считает неумение общаться с
аудиторией, проводить презентации, убедительно
отстаивать свою точку зрения. А именно эти умения
помогают психологу при проведении
просветительской работы завоевать авторитет у
педагогов, родителей и учителей.
Проблему с низкой заработной платой, считает
Сизанов, тоже можно решить. Каждый психолог может
стать специалистом в какой-то одной, близкой ему
области и использовать свои знания, занимаясь
частной практикой, оформившись предпринимателем
и арендовав для работы помещение в своей школе.
Мне кажется, что эти советы вполне подошли бы и
российским коллегам.
КТО ЕСТЬ КТО В «КАМЕЛОТЕ»
Главный редактор «Школьного психолога» И.В.
Вачков, которого здесь знают, рассказал о том, чем
озабочены российские психологи, как они пытаются
решить свои проблемы. Игорь Викторович обратил
внимание на то, как позиционируют себя психологи
в школе: «Многие воспринимают себя в роли
адвоката ребенка, а педагога считают лишь
носителем дидактогений», — с сожалением
констатировал он.
А декан психологического факультета Академии
последипломного образования В.А. Янчук
философски заметил, что психология уже прошла
описательный период своего развития и перешла в
период экзистенциальный. Поэтому следующий год
станет в академии годом понимающей психологии.
Собравшиеся хотя и со вниманием слушали
выступающих, но в глубине души ждали самого
главного: мастерских и мастер-классов. Под них
было отведено практически все время конференции.
Участникам пришлось нелегко: постоянно
приходилось выбирать из пяти параллельно
проходящих мероприятий. А так хотелось увидеть
все!
На этих мероприятиях (а их за время фестиваля
было проведено больше двадцати!) были
представлены все направления деятельности
психологов образования республики: работа с
профильными классами, модель работы в классах
интегрированного обучения, работа с детскими
страхами, трудными подростками, детьми из
кризисных семей, использование компьютерных
технологий в профориентации, работа с диадой
«ребенок—родитель» и многое другое.
Были представлены и инновационные методы:
«родительская комната» и «педагогическая
песочница» в дошкольном образовательном
учреждении, «веревочный тренинг». Без
преувеличения можно сказать: здесь российским
специалистам есть чему поучиться!
Завершающим аккордом стали игровые
мастер-классы. На них записывались заранее и
попасть на некоторые из них: «Кто есть кто в
«Камелоте» Н.А. Сакович, «Космический
манускрипт» О.С. Головневой, «Колючка» И.В.
Стишенок — было нелегко. Хорошо, что ведущие
являются нашими постоянными авторами и читатели
имеют возможность познакомиться с этими и
многими другими наработками на страницах газеты.
ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА БОРТОМ
Фестиваль прошел на одном дыхании: ведущие
демонстрировали свое мастерство с огромным
вдохновением, а участники старались не
пропустить каждую мелочь, пытливо изучая
тонкости мастерства. Не сомневаюсь, что многое из
увиденного будет положено в основу собственных
наработок и впереди у участников фестиваля много
профессиональных открытий и творческих находок!
По дороге из Минска в Москву меня не оставляло
смутное ощущение, что далеко не всё рассказали
мне белорусские коллеги. «За бортом» нашего
общения осталось самое главное — в их работе
есть что-то загадочное, не поддающееся
логическому анализу. Именно это дает возможность
этим хрупким и прекрасным созданиям по мановению
волшебной палочки превращаться в настоящих
чародеев, умело вовлекающих всех в колдовство
игры, сказки или таинственного путешествия...
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|