Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


РЕПОРТАЖ

Мастерство или волшебство?

В Белоруссии — около девяти миллионов жителей и четыре тысячи психологов, работающих в системе образования (для примера, в России — 25 тысяч), и белорусские коллеги являются нашими самыми активными читателями и авторами. Те, кто регулярно читает «Школьный психолог», не могли не обратить внимание, что в числе постоянных авторов газеты, да и среди победителей конкурсов и лотерей, все чаще встречаются авторы из Белоруссии.
Удивляет не только активность, но глубина и проработанность присылаемых нам материалов. Мы в редакции все чаще стали задумываться над этим «белорусским феноменом». То ли такова белорусская ментальность, то ли там психологов готовят каким-то особым образом? А может быть, играют роль хорошие условия труда?
Получить ответ на эти и многие другие вопросы можно было, изучив проблему изнутри.

РАБОТА КАК ПРАЗДНИК

Зал уж полон...
Зал уж полон...

Повод не заставил себя ждать: с 22 по 23 декабря в Минске проходил III Республиканский фестиваль практической психологии. Организаторами мероприятия выступили Министерство образования Республики Беларусь и минская Академия последипломного образования. На фестиваль приехали около 300 человек со всей республики, среди них педагоги-психологи школ, гимназий, лицеев, дошкольных учреждений, профессиональных училищ, различных психологических центров. Основная цель ставшего традиционным фестиваля — знакомство психологов с актуальными направлениями развития практической психологии образования.

В этом году «прообразом» фестиваля стала модель Недели школьной психологии в «Орленке»: так же как там, проходили мастер-классы, игровые мастерские, дискуссионные клубы. Были и другие знакомые атрибуты: психологические акции, «гайд-парк», отзывы на «заборе» и, конечно же, капустник со сихами и песнями.

А самое главное — настроение, отличавшееся необыкновенным подъемом и воодушевлением участников. Понять, чем фестиваль является для его участников — праздником или серьезной работой, сказать трудно. Скорее всего, эти два жанра были объединены в одном мероприятии.

УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА...

Пользуясь любой возможностью, я пыталась узнать как можно больше о жизни белорусских коллег. И это мне удалось. Оказалось, что основным источником знаний, вдохновения и поддержки для них является отдел прикладной педагогической психологии образования Академии последипломного образования. Кроме того, психологов опекает и министерство. По крайней мере, дает им возможность спокойно работать и всячески поощряет их творчество. Одно то, что всем психологам обеспечили возможность приехать на фестиваль, говорит о многом.

А системе повышения квалификации, которая существует в академии, позавидовали бы специалисты из большинства российских регионов. Ведь белорусские психологи могут в любой момент бесплатно пополнить свои знания и пообщаться с самыми лучшими специалистами отдела прикладной психологии — Е.А. Осиповой, Н.А. Сакович, Е.В. Чуменко.

Именно с легкой руки Натальи Сакович в Белоруссии возник настоящий «бум» арт-терапии. Многие из тех, кто прошел обучение в академии, уже сами учат других, но все равно первый импульс, любовь и понимание возможностей различных методов психологии они получили именно здесь.

Но я забегаю вперед, ведь подробный рассказ о жизни психологов образования Белоруссии ожидает читателей в следующем номере.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Хотя психологи собрались на практический фестиваль, на его открытии разговор шел о состоянии и проблемах психологической службы.

Так же как российские коллеги, белорусские психологи проживают этап осмысления своих целей, задач и места в системе образования. Проблемы, которые перечислила в своем выступлении Е.А.Осипова (начальник отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования), очень близки каждому российскому специалисту: текучесть кадров, «профессиональное одиночество», низкая заработная плата, плохое оборудование рабочих мест, несформированность ожиданий администрации. Елена Осипова сравнила психологов системы образования с детьми подросткового возраста, у которых наряду с возможностями существует множество страхов, которые они стараются скрывать от окружающих. Подобные фестивали открывают возможность не только научиться чему-то новому, но и попробовать свои силы, получить поддержку, обратную связь.

В игре главное — азарт
В игре главное — азарт

Затем на трибуну поднялся настоящий крестный отец большинства белорусских психологов, А.Н.Сизанов (заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы), долгие годы работавший в Министерстве образования республики. Поэтому он, как мне показалось, знает в лицо каждого участника фестиваля. Александр Николаевич не произносил красивых и торжественных слов, а воспользовался возможностью дать собравшимся практические советы. «Слабым звеном» в подготовке специалистов он считает неумение общаться с аудиторией, проводить презентации, убедительно отстаивать свою точку зрения. А именно эти умения помогают психологу при проведении просветительской работы завоевать авторитет у педагогов, родителей и учителей.

Проблему с низкой заработной платой, считает Сизанов, тоже можно решить. Каждый психолог может стать специалистом в какой-то одной, близкой ему области и использовать свои знания, занимаясь частной практикой, оформившись предпринимателем и арендовав для работы помещение в своей школе. Мне кажется, что эти советы вполне подошли бы и российским коллегам.

КТО ЕСТЬ КТО В «КАМЕЛОТЕ»

Главный редактор «Школьного психолога» И.В. Вачков, которого здесь знают, рассказал о том, чем озабочены российские психологи, как они пытаются решить свои проблемы. Игорь Викторович обратил внимание на то, как позиционируют себя психологи в школе: «Многие воспринимают себя в роли адвоката ребенка, а педагога считают лишь носителем дидактогений», — с сожалением констатировал он.

А декан психологического факультета Академии последипломного образования В.А. Янчук философски заметил, что психология уже прошла описательный период своего развития и перешла в период экзистенциальный. Поэтому следующий год станет в академии годом понимающей психологии.

Собравшиеся хотя и со вниманием слушали выступающих, но в глубине души ждали самого главного: мастерских и мастер-классов. Под них было отведено практически все время конференции. Участникам пришлось нелегко: постоянно приходилось выбирать из пяти параллельно проходящих мероприятий. А так хотелось увидеть все!

На этих мероприятиях (а их за время фестиваля было проведено больше двадцати!) были представлены все направления деятельности психологов образования республики: работа с профильными классами, модель работы в классах интегрированного обучения, работа с детскими страхами, трудными подростками, детьми из кризисных семей, использование компьютерных технологий в профориентации, работа с диадой «ребенок—родитель» и многое другое.

Были представлены и инновационные методы: «родительская комната» и «педагогическая песочница» в дошкольном образовательном учреждении, «веревочный тренинг». Без преувеличения можно сказать: здесь российским специалистам есть чему поучиться!

Завершающим аккордом стали игровые мастер-классы. На них записывались заранее и попасть на некоторые из них: «Кто есть кто в «Камелоте» Н.А. Сакович, «Космический манускрипт» О.С. Головневой, «Колючка» И.В. Стишенок — было нелегко. Хорошо, что ведущие являются нашими постоянными авторами и читатели имеют возможность познакомиться с этими и многими другими наработками на страницах газеты.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА БОРТОМ

Фестиваль прошел на одном дыхании: ведущие демонстрировали свое мастерство с огромным вдохновением, а участники старались не пропустить каждую мелочь, пытливо изучая тонкости мастерства. Не сомневаюсь, что многое из увиденного будет положено в основу собственных наработок и впереди у участников фестиваля много профессиональных открытий и творческих находок!

По дороге из Минска в Москву меня не оставляло смутное ощущение, что далеко не всё рассказали мне белорусские коллеги. «За бортом» нашего общения осталось самое главное — в их работе есть что-то загадочное, не поддающееся логическому анализу. Именно это дает возможность этим хрупким и прекрасным созданиям по мановению волшебной палочки превращаться в настоящих чародеев, умело вовлекающих всех в колдовство игры, сказки или таинственного путешествия...

Ольга РЕШЕТНИКОВА