Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Зачем родителям психолог?

Ребенок капризничает, выпрашивая у мамы очередную игрушку. Использовав многие аргументы и способы убеждения, не возымевшие должного действия, мама сдалась. Решив, что есть последний шанс спасти ситуацию, она произнесла: «Не перестанешь — я тебя к психологу отведу!» Это не анекдот, а невольно услышанный мной разговор в метро.

ФОРМИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Не секрет, что при рождении детей и на протяжении всего периода взаимодействия с ними родителям требуются поддержка и помощь. При этом важно, чтобы и родители, и психолог были готовы решать сложные проблемы вместе. Это значит, что надо формировать потребность в психологической помощи, для чего каждый родитель должен осознавать необходимость вмешательства в ситуацию со стороны психолога, которому, в свою очередь, нужно быть готовым к этим сложностям, а также порой к неадекватному представлению о специфике его работы и столкновению с иными трудностями.

Во-первых, очень часто к психологам обращаются родители, заявляющие о трудностях общения с ребенком. Но не следует забывать, что в большинстве случаев за трудностями общения скрываются более глубокие личностные проблемы клиента. Однако к работе на более глубоком уровне, связанном с детскими и юношескими дружбами и знакомствами, особенностями родительской семьи и т.д., большинство школьных психологов не подготовлены, но главное, что к этому не подготовлены и клиенты, ожидающие от психолога немедленной помощи и не рассчитывающие на длительную, требующую больших душевных и материальных затрат, психотерапию. (Однако даже на самом поверхностном уровне с помощью коррекции поведения или установок можно в значительной степени способствовать решению проблем клиента.)

Во-вторых, во время работы с родителями психолог сталкивается с нежеланием самих родителей меняться. Взрослые не хотят ничего делать, считая, что если они не смогли повлиять на своего ребенка, то теперь это дело психолога. Родители полагают, что проблемы наличествуют у ребенка, а не в семье, не у них, и потому не готовы к участию в совместных коррекционных занятиях с детьми или непосредственной работе с ними. В очень непростое положение ставит родителей и общество, чрезвычайно много требуя от них, критикуя и обвиняя в несчастьях их детей. Родителям довольно сложно сформировать целостный и гармоничный образ себя как родителя в таких условиях.

Отношение родителей к психологической помощи, в частности к помощи школьного психолога, должно формироваться продолжительное время и на различных уровнях.

ПОВЫШАЕМ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ

Необходимо работать с самими родителями:

привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе в школе;

создавать условия для изменения собственных детско-родительских отношений;

формировать потребность в конструктивном взаимодействии с собственными детьми и мотивацию на личностный рост, самоизменение.

Необходимо работать и с детьми, где для нас важны два результата:

реальные, видимые для родителей изменения в развитии их детей и улучшение детско-родительских отношений;

формирование у детей мотивации на получение психологической помощи в будущем, когда они сами станут родителями.

Необходима совместная работа с детьми и их родителями.

Есть и еще одна составляющая такой работы — с кадрами, обеспечивающими оказание психологической помощи:

профессиональное сопровождение студентов-психологов в вузах;

повышение профессиональной компетентности специалистов.

Большая значимость целенаправленного общения сотрудников школы, в частности педагогов и школьных психологов, с родителями заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог и психолог влияют и на перестройку внутрисемейных отношений, способствуют совершенствованию личности самих родителей. Тем самым они повышают уровень общей культуры населения и, в частности, формируют адекватное отношение к психологической помощи.

КОЛЛЕКТИВНО И ИНДИВИДУАЛЬНО

Если говорить о взаимодействии с родителями сотрудников школьной психологической службы, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. На практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, участие во внеклассной и внешкольной работе, хозяйственная помощь.

Беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой — способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ученику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

Большие возможности дает работа с коллективом родителей — это широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Кроме того, это способствует повышению педагогической культуры родителей и более совершенному в связи с этим выполнению ими обязанностей воспитателей своих детей.

Основная форма работы с коллективом родителей — родительское собрание (вместе с учителями, школьными психологами, социальными педагогами), которое проводится ежемесячно, а если возникает необходимость, то и чаще. На таких собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе.

Возможны и другие формы взаимодействия с родителями: оформление стендов, уголков для родителей, создание психолого-педагогической библиотеки, которой они могут пользоваться. Также проводятся плановые и внеплановые коллективные консультации, в которых могут участвовать также юристы, работники детской комнаты милиции и пр. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания.

ПРЕИМУЩЕСТВА...

Если говорить об оказании индивидуальной психологической помощи родителям со стороны психолога-консультанта, то важно остановиться на различиях в консультировании родителей совместно с детьми или только родителей, особенно одного из них.

Обозначим некоторые преимущества совместной работы с родителями.

1. Прежде всего беседа с родителями и детьми более диагностична, позволяет сразу же увидеть те трудности, на которые клиенты жалуются. Особенности их взаимодействия во время консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и помогают выделить главное, что определяет характер отношений с ребенком.

2. Работа с детьми и родителями позволяет в ходе приема непосредственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющимся в особенностях взаимодействия между родителями во время консультации. Обращение к происходящему «здесь и теперь» более убедительно и эффективно, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета.

3. Присутствие обоих родителей и их детей позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, способствующих более успешному и эффективному ведению работы. Их применение в присутствии только родителей или лишь одного родителя либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход всех членов семьи на консультацию означает их более серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной. Также можно отметить, что при одновременной работе с двумя родителями можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них «за счет» другого.

5. Консультирование обоих родителей является более эффективным, чем работа только с одним из них. Ведь если оба родителя серьезно настроены на изменение своих отношений с ребенком и стремятся реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время встречи с психологом, то изменения в отношениях между ними и в детско-родительских отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из родителей.

...И ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Но существуют и недостатки при взаимодействии с обоими родителями и их детьми. Кратко перечислим их.

1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют трое или больше клиентов, обычно труднее, особенно на первых этапах консультативного процесса. Участники могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, вступать в коалиции против консультанта. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие других участников консультационного процесса приводит к тому, что один из них становится неразговорчивым, каждый из них ждет, что нечто важное будет сказано другим. И в том и в другом случае от консультанта требуются особые навыки и умения, чтобы переориентировать участников на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования.

2. Работа с родителями и детьми в каком-то смысле более уязвима. Нежелание одного из участников двигаться дальше, характерологические особенности одного из родителей, препятствующие более углубленной работе, могут серьезно помешать консультированию. С одним родителем легче взаимодействовать, под одного проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степени соответствует клиенту.

В связи со всеми вышеобозначенными преимуществами и сложностями работы в рамках семейной консультации нам кажется желательным использование групповых методов работы с детьми и родителями.

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ

Как отмечает И.М. Марковская, групповые методы психологической работы представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Упоминание же работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще всего такая работа не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или становится составной частью психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

Так, нами при содействии семейного психотерапевта, кандидата психологических наук А.О. Сергеева была разработана и проведена программа тренинга по конструктивному взаимодействию родителей с подростками. Ее целью стало формирование внутренней позиции и установки на партнерские взаимоотношения с подростком через создание комфортной рабочей атмосферы, знакомство с понятием «Этапы жизненного цикла семьи», знакомство с различными стилями семейного воспитания, диагностику собственной семейной ситуации и т.д.

Родители, отзываясь о программе, подчеркивали, что одним из результатов для них стало укрепление веры в то, что тренинг — это эффективно.

«ТВОЕ СОБЫТИЕ»

Если говорить о работе с подростками как необходимом условии улучшения детско-родительских отношений и формирования у них мотивации на получение психологической помощи в будущем, когда они сами станут родителями, то хочется поделиться опытом проведения авторской комплексной развивающей тренинговой программы для подростков «Школа общения «Твое событие» доктора психологических наук, профессора Е.А. Левановой.

Ее основная цель — оказание поддержки подросткам в социальной адаптации к современной действительности, в выработке устойчивых эффективных моделей социального поведения, способствующих развитию гармоничной и успешной личности. Проводится она уже почти 20 лет (ранее называлась «Школа психопластики личности подростка») как четырехступенчатая программа для подростков 10–16 лет.

Каждая из ступеней имеет свою задачу. Одна ступень — это пятидневная выездная психологическая игра-шоу, где чередуются индивидуальные и групповые формы работы. Общее количество участников достигает 100 человек, индивидуальная работа проходит в группах по 10–12 человек, объединенных по возрастному принципу и схожести индивидуальных целей. Между ступенями осуществляется психологическое сопровождение.

О вышеупомянутых программах можно говорить много, но главное — понимать, что процесс формирования адекватного отношения родителей к психологической службе неизбежно должен содержать минимум два огромных блока работы: с самими родителями и с детьми. И уже сейчас разрабатываются и успешно реализуются программы для детей и родителей, способствующие формированию адекватного отношения и тех, и других к психологической помощи.

А это для нас с вами, уважаемые коллеги, согласитесь, крайне важно!

Александра СОБОЛЕВА,
психолог
Литература

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2002.