Зачем родителям психолог?
Ребенок капризничает,
выпрашивая у мамы очередную игрушку. Использовав
многие аргументы и способы убеждения, не
возымевшие должного действия, мама сдалась.
Решив, что есть последний шанс спасти ситуацию,
она произнесла: «Не перестанешь — я тебя к
психологу отведу!» Это не анекдот, а невольно
услышанный мной разговор в метро. |
ФОРМИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
Не секрет, что при рождении детей и на
протяжении всего периода взаимодействия с ними
родителям требуются поддержка и помощь. При этом
важно, чтобы и родители, и психолог были готовы
решать сложные проблемы вместе. Это значит, что
надо формировать потребность в психологической
помощи, для чего каждый родитель должен
осознавать необходимость вмешательства в
ситуацию со стороны психолога, которому, в свою
очередь, нужно быть готовым к этим сложностям, а
также порой к неадекватному представлению о
специфике его работы и столкновению с иными
трудностями.
Во-первых, очень часто к психологам обращаются
родители, заявляющие о трудностях общения с
ребенком. Но не следует забывать, что в
большинстве случаев за трудностями общения
скрываются более глубокие личностные проблемы
клиента. Однако к работе на более глубоком
уровне, связанном с детскими и юношескими
дружбами и знакомствами, особенностями
родительской семьи и т.д., большинство школьных
психологов не подготовлены, но главное, что к
этому не подготовлены и клиенты, ожидающие от
психолога немедленной помощи и не
рассчитывающие на длительную, требующую больших
душевных и материальных затрат, психотерапию.
(Однако даже на самом поверхностном уровне с
помощью коррекции поведения или установок можно
в значительной степени способствовать решению
проблем клиента.)
Во-вторых, во время работы с родителями
психолог сталкивается с нежеланием самих
родителей меняться. Взрослые не хотят ничего
делать, считая, что если они не смогли повлиять на
своего ребенка, то теперь это дело психолога.
Родители полагают, что проблемы наличествуют у
ребенка, а не в семье, не у них, и потому не готовы
к участию в совместных коррекционных занятиях с
детьми или непосредственной работе с ними. В
очень непростое положение ставит родителей и
общество, чрезвычайно много требуя от них,
критикуя и обвиняя в несчастьях их детей.
Родителям довольно сложно сформировать
целостный и гармоничный образ себя как родителя
в таких условиях.
Отношение родителей к психологической помощи,
в частности к помощи школьного психолога, должно
формироваться продолжительное время и на
различных уровнях.
ПОВЫШАЕМ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ
Необходимо работать с самими родителями:
• привлекать их к активному участию в
учебно-воспитательном процессе в школе;
• создавать условия для изменения
собственных детско-родительских отношений;
• формировать потребность в конструктивном
взаимодействии с собственными детьми и
мотивацию на личностный рост, самоизменение.
Необходимо работать и с детьми, где для нас
важны два результата:
• реальные, видимые для родителей изменения в
развитии их детей и улучшение
детско-родительских отношений;
• формирование у детей мотивации на
получение психологической помощи в будущем,
когда они сами станут родителями.
Необходима совместная работа с детьми и их
родителями.
Есть и еще одна составляющая такой работы — с
кадрами, обеспечивающими оказание
психологической помощи:
• профессиональное сопровождение
студентов-психологов в вузах;
• повышение профессиональной компетентности
специалистов.
Большая значимость целенаправленного общения
сотрудников школы, в частности педагогов и
школьных психологов, с родителями заключается в
том, что, направляя по нужному руслу воздействие
родителей на детей, педагог и психолог влияют и
на перестройку внутрисемейных отношений,
способствуют совершенствованию личности самих
родителей. Тем самым они повышают уровень общей
культуры населения и, в частности, формируют
адекватное отношение к психологической помощи.
КОЛЛЕКТИВНО И ИНДИВИДУАЛЬНО
Если
говорить о взаимодействии с родителями
сотрудников школьной психологической службы, то
важно отметить, что такая работа осуществляется
в двух направлениях: с коллективом родителей и
индивидуально. На практике сложились наиболее
рациональные ее формы: общие и классные собрания
родителей, коллективные и индивидуальные
консультации, беседы, лекции, конференции,
посещение семей учащихся, оформление различных
по форме и содержанию текстовых материалов,
фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители
привлекаются к участию в организации
учебно-воспитательного процесса: руководство
кружками, выступления перед родителями и детьми,
участие во внеклассной и внешкольной работе,
хозяйственная помощь.
Беседа с родителями, с одной стороны, дает
возможность последним найти правильный подход к
детям, а с другой — способствует более
эффективной работе специалиста, ведь часто
разговор с родителями помогает найти правильный
подход к ученику, так как близкие хорошо знают
своего ребенка и могут многое подсказать.
Большие возможности дает работа с коллективом
родителей — это широкая педагогическая
информация, обмен опытом, создание в необходимых
случаях общественного мнения, привлечение
родителей к участию в жизни класса. Кроме того,
это способствует повышению педагогической
культуры родителей и более совершенному в связи
с этим выполнению ими обязанностей воспитателей
своих детей.
Основная форма работы с коллективом родителей
— родительское собрание (вместе с учителями,
школьными психологами, социальными педагогами),
которое проводится ежемесячно, а если возникает
необходимость, то и чаще. На таких собраниях
родителей систематически знакомят с целями и
задачами, содержанием, формами и методами
воспитания и обучения детей в семье и школе.
Возможны и другие формы взаимодействия с
родителями: оформление стендов, уголков для
родителей, создание психолого-педагогической
библиотеки, которой они могут пользоваться.
Также проводятся плановые и внеплановые
коллективные консультации, в которых могут
участвовать также юристы, работники детской
комнаты милиции и пр. Основной задачей
родительских конференций является обмен опытом
семейного воспитания.
ПРЕИМУЩЕСТВА...
Если говорить об оказании индивидуальной
психологической помощи родителям со стороны
психолога-консультанта, то важно остановиться на
различиях в консультировании родителей
совместно с детьми или только родителей,
особенно одного из них.
Обозначим некоторые преимущества совместной
работы с родителями.
1. Прежде всего беседа с родителями и детьми
более диагностична, позволяет сразу же увидеть
те трудности, на которые клиенты жалуются.
Особенности их взаимодействия во время
консультации вскрывают многое из того, о чем им
бывает трудно говорить, и помогают выделить
главное, что определяет характер отношений с
ребенком.
2. Работа с детьми и родителями позволяет в
ходе приема непосредственно апеллировать к
паттернам их отношений, проявляющимся в
особенностях взаимодействия между родителями во
время консультации. Обращение к происходящему
«здесь и теперь» более убедительно и эффективно,
чем анализ того, что происходит за пределами
кабинета.
3. Присутствие обоих родителей и их детей
позволяет с успехом использовать целый ряд
особых техник и приемов, способствующих более
успешному и эффективному ведению работы. Их
применение в присутствии только родителей или
лишь одного родителя либо в принципе невозможно,
либо весьма затруднено.
4. Приход всех членов семьи на консультацию
означает их более серьезную мотивацию к работе,
предполагает, что работа будет более длительной
и более углубленной. Также можно отметить, что
при одновременной работе с двумя родителями
можно в случае необходимости поддерживать
рабочую мотивацию одного из них «за счет»
другого.
5. Консультирование обоих родителей является
более эффективным, чем работа только с одним из
них. Ведь если оба родителя серьезно настроены на
изменение своих отношений с ребенком и стремятся
реализовать все то, что обсуждается и отмечается
во время встречи с психологом, то изменения в
отношениях между ними и в детско-родительских
отношениях наступают значительно быстрее и в
принципе могут быть более значительными и
стабильными, чем при работе с одним из родителей.
...И ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Но существуют и недостатки при взаимодействии
с обоими родителями и их детьми. Кратко
перечислим их.
1. Прежде всего, вести прием, в котором
участвуют трое или больше клиентов, обычно
труднее, особенно на первых этапах
консультативного процесса. Участники могут
перебивать друг друга, вступать в переговоры и
препираться, стремясь что-то объяснить или
доказать прежде всего друг другу, вступать в
коалиции против консультанта. Хотя возможна и
обратная реакция, когда присутствие других
участников консультационного процесса приводит
к тому, что один из них становится
неразговорчивым, каждый из них ждет, что нечто
важное будет сказано другим. И в том и в другом
случае от консультанта требуются особые навыки и
умения, чтобы переориентировать участников на
совместную работу, организовать и направить
процесс консультирования.
2. Работа с родителями и детьми в каком-то
смысле более уязвима. Нежелание одного из
участников двигаться дальше,
характерологические особенности одного из
родителей, препятствующие более углубленной
работе, могут серьезно помешать
консультированию. С одним родителем легче
взаимодействовать, под одного проще
подстроиться, выбрав тот темп работы, который в
большей степени соответствует клиенту.
В связи со всеми вышеобозначенными
преимуществами и сложностями работы в рамках
семейной консультации нам кажется желательным
использование групповых методов работы с детьми
и родителями.
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ
Как отмечает И.М. Марковская, групповые методы
психологической работы представлены и осмыслены
в различных теоретических концепциях. В
отечественной науке и практике взаимодействие
психолога с родителями в основном проводится в
рамках психологической консультации. Упоминание
же работы с родительскими группами можно найти
лишь в некоторых исследованиях (А.С.
Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще
всего такая работа не является самоцелью, а
проводится как дополнение к коррекционной
программе, проводимой с детьми, или становится
составной частью психологической коррекции. В
последнее время направление, использующее
групповые формы обучения и терапии родителей,
стало развиваться более активно.
Так, нами при содействии семейного
психотерапевта, кандидата психологических наук
А.О. Сергеева была разработана и проведена
программа тренинга по конструктивному
взаимодействию родителей с подростками. Ее целью
стало формирование внутренней позиции и
установки на партнерские взаимоотношения с
подростком через создание комфортной рабочей
атмосферы, знакомство с понятием «Этапы
жизненного цикла семьи», знакомство с различными
стилями семейного воспитания, диагностику
собственной семейной ситуации и т.д.
Родители, отзываясь о программе, подчеркивали,
что одним из результатов для них стало
укрепление веры в то, что тренинг — это
эффективно.
«ТВОЕ СОБЫТИЕ»
Если говорить о работе с подростками как
необходимом условии улучшения
детско-родительских отношений и формирования у
них мотивации на получение психологической
помощи в будущем, когда они сами станут
родителями, то хочется поделиться опытом
проведения авторской комплексной развивающей
тренинговой программы для подростков «Школа
общения «Твое событие» доктора психологических
наук, профессора Е.А. Левановой.
Ее основная цель — оказание поддержки
подросткам в социальной адаптации к современной
действительности, в выработке устойчивых
эффективных моделей социального поведения,
способствующих развитию гармоничной и успешной
личности. Проводится она уже почти 20 лет (ранее
называлась «Школа психопластики личности
подростка») как четырехступенчатая программа
для подростков 10–16 лет.
Каждая из ступеней имеет свою задачу. Одна
ступень — это пятидневная выездная
психологическая игра-шоу, где чередуются
индивидуальные и групповые формы работы. Общее
количество участников достигает 100 человек,
индивидуальная работа проходит в группах по 10–12
человек, объединенных по возрастному принципу и
схожести индивидуальных целей. Между ступенями
осуществляется психологическое сопровождение.
О вышеупомянутых программах можно говорить
много, но главное — понимать, что процесс
формирования адекватного отношения родителей к
психологической службе неизбежно должен
содержать минимум два огромных блока работы: с
самими родителями и с детьми. И уже сейчас
разрабатываются и успешно реализуются программы
для детей и родителей, способствующие
формированию адекватного отношения и тех, и
других к психологической помощи.
А это для нас с вами, уважаемые коллеги,
согласитесь, крайне важно!
Александра СОБОЛЕВА,
психолог
Литература
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия
родителей с детьми. — СПб., 2002. |