Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Парадокс выбора

Барри Шварц
М.: Добрая книга, 2005

В отличие от многих коллег, наивно считающих последним словом в науке калифорнийские причуды сорокалетней давности (а то и венские – давности столетней), читатели «Школьного психолога» с помощью рубрики «Психология новой эры» имеют возможность познакомиться с действительно современными тенденциями и достижениями, составляющими содержание психологии наших дней.
Многим, наверное, запомнился очерк «Муки выбора» (№ 23, 2004), посвященный парадоксальной теории американского психолога Барри Шварца. Очерк основывался на книге Шварца «Парадокс выбора», стремительно ворвавшейся в списки всемирных бестселлеров, но в ту пору еще дожидавшейся перевода на русский язык. К чести отечественных издателей следует отметить их завидную оперативность – ожидание оказалось недолгим. Всего год спустя после выхода оригинала российский читатель имеет возможность ознакомиться с его переводом (еще один поклон издателям – переводом весьма качественным и хорошо читаемым, что в наших краях выступает скорее исключением, чем правилом). Перед нами блестящее исследование, подкрепленное данными ярких и поучительных экспериментов, одного из аспектов мироощущения современного человека – постановки жизненных целей и выбора из широчайшего многообразия возможностей.
Проблема эта, согласитесь, жизненно важна для любого человека. А уж для психолога – особенно, причем не в последнюю очередь для школьного психолога, которому профессиональный долг предписывает всячески способствовать становлению подлинно здоровых, уравновешенных, здравомыслящих личностей. В наши дни, когда формирующаяся личность молодого человека постоянно подвергается агрессивному напору разного рода корыстных манипуляторов, эта задача приобретает особую значимость и актуальность. Новая книга американского психолога служит хорошим ориентиром в поиске правильных целей и истинных ценностей.
Пересказывать содержание книги было бы излишне, достаточно просто отослать читателя к нашей публикации, в которой изложены ключевые идеи Б. Шварца. Это, правда, заставляет заподозрить, что в почти трехсотстраничной книге эти идеи основательно разбавлены малозначительными подробностями. И это подозрение небеспочвенно – так оно и есть на самом деле! То, что хотел поведать миру автор бестселлера, можно вполне исчерпывающе пересказать на паре газетных полос, что в свое время и было нами сделано. Сверх того в книге представлено еще множество примеров – как из области психологических экспериментов, так и из обыденной жизни. Автор ссылается на наблюдения и суждения многих авторитетов – Д. Канемана, А. Тверски, М. Селигмана, Э. Динера (с которыми, впрочем, наши читатели также знакомы по материалам уже упоминавшейся рубрики). Вот и получается, что приобретать и читать эту книгу стоит лишь тем, кто любит детальное, аргументированное изложение, кому недостаточно квинтэссенции. Наверняка такие читатели найдутся, и они о своем выборе не пожалеют. Что же касается остальных, то им книга по крайней мере сможет послужить неожиданным уроком – вот ведь как, оказывается, создаются бестселлеры!
Почти у любого из нас есть какие-то свежие идеи, которых по здравом размышлении хватит на скромную статью, но никак не на книгу. И в этом мы, получается, не правы. Была бы идея интересной, а в книгу она легко разворачивается с помощью ярких подробностей!

Сергей СТЕПАНОВ