Парадокс выбора
|
Барри Шварц
М.: Добрая книга, 2005
|
В отличие от многих
коллег, наивно считающих последним словом в
науке калифорнийские причуды сорокалетней
давности (а то и венские – давности столетней),
читатели «Школьного психолога» с помощью
рубрики «Психология новой эры» имеют
возможность познакомиться с действительно
современными тенденциями и достижениями,
составляющими содержание психологии наших дней.
Многим, наверное, запомнился очерк «Муки выбора»
(№ 23, 2004), посвященный парадоксальной теории
американского психолога Барри Шварца. Очерк
основывался на книге Шварца «Парадокс выбора»,
стремительно ворвавшейся в списки всемирных
бестселлеров, но в ту пору еще дожидавшейся
перевода на русский язык. К чести отечественных
издателей следует отметить их завидную
оперативность – ожидание оказалось недолгим.
Всего год спустя после выхода оригинала
российский читатель имеет возможность
ознакомиться с его переводом (еще один поклон
издателям – переводом весьма качественным и
хорошо читаемым, что в наших краях выступает
скорее исключением, чем правилом). Перед нами
блестящее исследование, подкрепленное данными
ярких и поучительных экспериментов, одного из
аспектов мироощущения современного человека –
постановки жизненных целей и выбора из
широчайшего многообразия возможностей.
Проблема эта, согласитесь, жизненно важна для
любого человека. А уж для психолога – особенно,
причем не в последнюю очередь для школьного
психолога, которому профессиональный долг
предписывает всячески способствовать
становлению подлинно здоровых, уравновешенных,
здравомыслящих личностей. В наши дни, когда
формирующаяся личность молодого человека
постоянно подвергается агрессивному напору
разного рода корыстных манипуляторов, эта задача
приобретает особую значимость и актуальность.
Новая книга американского психолога служит
хорошим ориентиром в поиске правильных целей и
истинных ценностей.
Пересказывать содержание книги было бы излишне,
достаточно просто отослать читателя к нашей
публикации, в которой изложены ключевые идеи Б.
Шварца. Это, правда, заставляет заподозрить, что в
почти трехсотстраничной книге эти идеи
основательно разбавлены малозначительными
подробностями. И это подозрение небеспочвенно –
так оно и есть на самом деле! То, что хотел
поведать миру автор бестселлера, можно вполне
исчерпывающе пересказать на паре газетных полос,
что в свое время и было нами сделано. Сверх того в
книге представлено еще множество примеров – как
из области психологических экспериментов, так и
из обыденной жизни. Автор ссылается на
наблюдения и суждения многих авторитетов – Д.
Канемана, А. Тверски, М. Селигмана, Э. Динера (с
которыми, впрочем, наши читатели также знакомы по
материалам уже упоминавшейся рубрики). Вот и
получается, что приобретать и читать эту книгу
стоит лишь тем, кто любит детальное,
аргументированное изложение, кому недостаточно
квинтэссенции. Наверняка такие читатели
найдутся, и они о своем выборе не пожалеют. Что же
касается остальных, то им книга по крайней мере
сможет послужить неожиданным уроком – вот ведь
как, оказывается, создаются бестселлеры!
Почти у любого из нас есть какие-то свежие идеи,
которых по здравом размышлении хватит на
скромную статью, но никак не на книгу. И в этом мы,
получается, не правы. Была бы идея интересной, а в
книгу она легко разворачивается с помощью ярких
подробностей!
Сергей СТЕПАНОВ
|