Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическая структура
процесса обучения

С.М. Джакупов
Алматы:
Казак университетi,
2005

В течение многих лет занимаясь психологическими аспектами обучения и развития на стыке развивающих теорий обучения и экологической психологии, я с удивлением обнаружил, что в Казахстане проводятся очень близкие нам по духу и методологии исследования. Речь идет о книге С.М. Джакупова, одним из рецензентов которой мне довелось стать.
Процесс обучения понимается С.М. Джакуповым как процесс совместной познавательной деятельности, разворачивающийся во времени и в пространстве межличностного диалогического взаимодействия обучающего и обучающихся на материале содержания образования. При этом автор теоретически и экспериментально показывает, что общение в преподавательской деятельности должно иметь форму такого совместного диалога между учителем и учениками, который проходит в своем развитии разные этапы целе- и смыслообразования, включая взаимную реконструкцию индивидуальных целей, и в итоге приводит к эффекту совместности мыслительной деятельности.
Познавательный процесс рассматривается автором в виде деятельности, то есть он опосредствуется личностным целе-, мотиво- и смыслообразованием, и потому она направлена не столько на отражение предметного содержания учебного материала, сколько на наделение его личностно значимым смыслом. Эта деятельность объединяет обучение и учение в единую систему совместной диалогической деятельности обучающего и обучающихся. Совместный характер такой деятельности естественно означает, что она осуществляется совокупным (коллективным) субъектом, порождающимся в межличностном диалогическом взаимодействии обучающего и обучающихся.
Актуальный генезис понимаемой таким образом совместной познавательной деятельности включает в себя следующие этапы диалогического взаимодействия обучающего и обучающихся: псевдосовместный, совместный, индивидуальный и псевдоиндивидуальный. Причем, если на первом этапе (псевдосовместном) диалог осуществляется обучающимся с внешне представленным ему учебным материалом, то на последнем этапе этот диалог интериоризуется и обучающий (как партнер по диалогу) как бы переходит во внутренний план обучающегося как структурный компонент его сознания (Я — Я-другой).
В результате содержание образования из цели обучения и объекта усвоения превращается в средство формирования коллективного субъекта познавательной деятельности, происходящей в форме диалога (точнее, триалога) между преподавателем, студентом и содержанием учебного предмета.
Таким образом, С.М. Джакупов разрабатывает собственную психологическую концепцию процесса обучения, в которой успешно интегрирует принципы системности, деятельности, проблемности, диалогичности, совместности и субъектности, характерные для развивающих технологий обучения, ключая такие активные методы, как деловая игра, тренинг и пр.
Полагаю, что для психологов, работающих в образовании, книга С.М. Джакупова будет весьма полезным подспорьем в рефлексии собственных взглядов на современные образовательные технологии и их психологическое обеспечение.

Виктор ПАНОВ