Психологическая структура
процесса обучения
|
С.М. Джакупов
Алматы:
Казак университетi,
2005
|
В течение многих лет
занимаясь психологическими аспектами обучения и
развития на стыке развивающих теорий обучения и
экологической психологии, я с удивлением
обнаружил, что в Казахстане проводятся очень
близкие нам по духу и методологии исследования.
Речь идет о книге С.М. Джакупова, одним из
рецензентов которой мне довелось стать.
Процесс обучения понимается С.М. Джакуповым как
процесс совместной познавательной деятельности,
разворачивающийся во времени и в пространстве
межличностного диалогического взаимодействия
обучающего и обучающихся на материале
содержания образования. При этом автор
теоретически и экспериментально показывает, что
общение в преподавательской деятельности должно
иметь форму такого совместного диалога между
учителем и учениками, который проходит в своем
развитии разные этапы целе- и смыслообразования,
включая взаимную реконструкцию индивидуальных
целей, и в итоге приводит к эффекту совместности
мыслительной деятельности.
Познавательный процесс рассматривается автором
в виде деятельности, то есть он опосредствуется
личностным целе-, мотиво- и смыслообразованием, и
потому она направлена не столько на отражение
предметного содержания учебного материала,
сколько на наделение его личностно значимым
смыслом. Эта деятельность объединяет обучение и
учение в единую систему совместной
диалогической деятельности обучающего и
обучающихся. Совместный характер такой
деятельности естественно означает, что она
осуществляется совокупным (коллективным)
субъектом, порождающимся в межличностном
диалогическом взаимодействии обучающего и
обучающихся.
Актуальный генезис понимаемой таким образом
совместной познавательной деятельности
включает в себя следующие этапы диалогического
взаимодействия обучающего и обучающихся:
псевдосовместный, совместный, индивидуальный и
псевдоиндивидуальный. Причем, если на первом
этапе (псевдосовместном) диалог осуществляется
обучающимся с внешне представленным ему учебным
материалом, то на последнем этапе этот диалог
интериоризуется и обучающий (как партнер по
диалогу) как бы переходит во внутренний план
обучающегося как структурный компонент его
сознания (Я — Я-другой).
В результате содержание образования из цели
обучения и объекта усвоения превращается в
средство формирования коллективного субъекта
познавательной деятельности, происходящей в
форме диалога (точнее, триалога) между
преподавателем, студентом и содержанием
учебного предмета.
Таким образом, С.М. Джакупов разрабатывает
собственную психологическую концепцию процесса
обучения, в которой успешно интегрирует принципы
системности, деятельности, проблемности,
диалогичности, совместности и субъектности,
характерные для развивающих технологий
обучения, ключая такие активные методы, как
деловая игра, тренинг и пр.
Полагаю, что для психологов, работающих в
образовании, книга С.М. Джакупова будет весьма
полезным подспорьем в рефлексии собственных
взглядов на современные образовательные
технологии и их психологическое обеспечение.
Виктор ПАНОВ
|