ДЕТИ–ИЗГОИ
Психологическая работа с проблемой
|
М.М. Кравцова
М.: Генезис, 2005
|
Многочисленные
пособия по практической психологии образования
условно могут быть разделены на два вида:
универсальные, в которых речь идет если и не обо
всех (нельзя объять необъятное), то по крайней
мере о различных направлениях работы психолога с
детьми, и узкоспециальные, посвященные анализу
какой-либо одной проблемы. В последнем случае
объектом исследования становятся дети с
выраженными особенностями — гиперактивные,
медлительные, тревожные, леворукие и пр. В
небольшом по объему пособии, относящемся, как
следует из названия, ко второй группе,
рассказывается о детях-аутсайдерах, не
принимаемых по тем или иным причинам
сверстниками, а порой и педагогами.
На первый взгляд отверженные дети похожи друг на
друга и потому нуждаются в одинаковой помощи. Это
верно лишь отчасти. Как совершенно справедливо
замечает автор, отвергаемые дети ведут себя
таким образом, что невольно вызывают
соответствующую реакцию у окружающих: обижают
того, кто обижается. В то же время в книге
показано, каким разным может быть положение
таких детей в детском коллективе и в зависимости
от этого должна строиться
психолого-педагогическая поддержка.
В этой связи обращает на себя внимание
удивительно точное название издания: психологическая
работа с проблемой, что предполагает прежде
всего анализ психологических механизмов
отверженности. Дети не любят ябед, жадин,
драчунов, но в каждом из этих случаев участие
окружающих взрослых будет разным. Формы
отвержения также отличаются большим
разнообразием: от игнорирования, когда, задев
портфелем, делают вид, что ничего не произошло, до
разной степени выраженности неприятия, вплоть до
травли. И если избежать травли не удается, то
впору подумать уже не о работе с одноклассниками
и педагогами, а о переводе в другой класс или даже
школу.
Разобраться в явлении — первая, но не
единственная задача психолога, от которого ждут
не диагнозов и общих рассуждений о
недопустимости издевательств в детском
коллективе, а реальной помощи по благополучному
разрешению сложившейся ситуации. Трудно не
согласиться с автором, по мнению которого
переломить ситуацию можно только совместными
усилиями, когда и родители, и учителя, и психолог
готовы включиться в работу. Всякая
психологическая по своему содержанию задача в
условиях детского учреждения не решается
психологом в одиночку, и оказание поддержки
ребенку-аутсайдеру — лишнее тому подтверждение.
Книга вышла в серии «Психолог в школе» и, судя по
представленному в ней материалу, интересна
прежде всего тому, кто работает с младшими
школьниками. Это, по-видимому, является
отражением реального положения вещей, когда в
подростковом возрасте дети в состоянии сами
осознать, какие их личностные особенности
вызывают неприятие у окружающих, хотя «белые
вороны» — явление в некотором роде
вневозрастное. Тем не менее хочется отметить, что
поднимаемые в книге проблемы выходят далеко за
рамки школьного возраста, так как нелишне
задуматься, а кем станут, когда вырастут,
вчерашние ябеды и драчуны, эти униженные и
оскорбленные в детстве люди.
Михаил ЖДАНОВ
|