Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006
Дети-изгои


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТИ–ИЗГОИ

Психологическая работа с проблемой

М.М. Кравцова
М.: Генезис, 2005

Многочисленные пособия по практической психологии образования условно могут быть разделены на два вида: универсальные, в которых речь идет если и не обо всех (нельзя объять необъятное), то по крайней мере о различных направлениях работы психолога с детьми, и узкоспециальные, посвященные анализу какой-либо одной проблемы. В последнем случае объектом исследования становятся дети с выраженными особенностями — гиперактивные, медлительные, тревожные, леворукие и пр. В небольшом по объему пособии, относящемся, как следует из названия, ко второй группе, рассказывается о детях-аутсайдерах, не принимаемых по тем или иным причинам сверстниками, а порой и педагогами.
На первый взгляд отверженные дети похожи друг на друга и потому нуждаются в одинаковой помощи. Это верно лишь отчасти. Как совершенно справедливо замечает автор, отвергаемые дети ведут себя таким образом, что невольно вызывают соответствующую реакцию у окружающих: обижают того, кто обижается. В то же время в книге показано, каким разным может быть положение таких детей в детском коллективе и в зависимости от этого должна строиться психолого-педагогическая поддержка.
В этой связи обращает на себя внимание удивительно точное название издания: психологическая работа с проблемой, что предполагает прежде всего анализ психологических механизмов отверженности. Дети не любят ябед, жадин, драчунов, но в каждом из этих случаев участие окружающих взрослых будет разным. Формы отвержения также отличаются большим разнообразием: от игнорирования, когда, задев портфелем, делают вид, что ничего не произошло, до разной степени выраженности неприятия, вплоть до травли. И если избежать травли не удается, то впору подумать уже не о работе с одноклассниками и педагогами, а о переводе в другой класс или даже школу.
Разобраться в явлении — первая, но не единственная задача психолога, от которого ждут не диагнозов и общих рассуждений о недопустимости издевательств в детском коллективе, а реальной помощи по благополучному разрешению сложившейся ситуации. Трудно не согласиться с автором, по мнению которого переломить ситуацию можно только совместными усилиями, когда и родители, и учителя, и психолог готовы включиться в работу. Всякая психологическая по своему содержанию задача в условиях детского учреждения не решается психологом в одиночку, и оказание поддержки ребенку-аутсайдеру — лишнее тому подтверждение.
Книга вышла в серии «Психолог в школе» и, судя по представленному в ней материалу, интересна прежде всего тому, кто работает с младшими школьниками. Это, по-видимому, является отражением реального положения вещей, когда в подростковом возрасте дети в состоянии сами осознать, какие их личностные особенности вызывают неприятие у окружающих, хотя «белые вороны» — явление в некотором роде вневозрастное. Тем не менее хочется отметить, что поднимаемые в книге проблемы выходят далеко за рамки школьного возраста, так как нелишне задуматься, а кем станут, когда вырастут, вчерашние ябеды и драчуны, эти униженные и оскорбленные в детстве люди.

Михаил ЖДАНОВ