Кодекс настоящего мужчины
Психологическая игра для адаптации
мальчиков-пятиклассников
В связи с появлением в пятом
классе новых правил, новых требований и новых
условий взаимодействия можно наблюдать
нарушения в поведении многих подростков, что
проявляется в отказе выполнять уроки или
домашнее задание, приносить необходимые для
урока материалы, а у мальчиков к тому же часто
повышается агрессивность. Учащаются драки,
которые могут начаться и без всякой причины —
как реакция на новые условия.
Поэтому
в период адаптации мальчиков к пятому классу
важно обратить их внимание на то, что они стали
взрослее, и дать возможность проявить эту
взрослость с опорой на представление о своей
мужественности. Игра «Кодекс настоящего
мужчины» позволила нам сформировать у наших
пятиклассников желание позитивно проявлять свои
мужские качества.
Этапы игры
1. Подготовительный — психолог собирает
материал для разговора с ребятами.
2. «Круглый стол».
Цель игры: содействие формированию
адекватных коммуникативных способов
взаимодействия между мальчиками.
Необходимые материалы: бланки с
незаконченными предложениями (психолог
составляет сам), карточки с ситуациями, ватман,
скотч, фломастеры, доска, мел, круглый стол. В игре
используется упражнение «Небеса и ад» (Фопель
К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1, стр. 144).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ребятам заранее сообщаются день и время
проведения «круглого стола». Желательно особо
подумать о выборе места. Необходимо, чтобы ребята
почувствовали важность, серьезность и
торжественность этого дела, поэтому проводить
его можно, например, в библиотеке. Время следует
выбрать так, чтобы все мальчики могли
присутствовать, а девочки в это время чем-то
занимались и не мешали мальчикам.
За несколько дней до «круглого стола»
мальчикам раздаются незаконченные предложения
(приложение № 1). Раздавая бланки с вопросами,
психолог просит ребят подумать и заполнить их.
После того как все сдадут бланки, психолог
анализирует ответы на вопросы и определяет, что
ребята думают по данной проблеме.
Анализируя ответы наших пятиклассников, мы
обнаружили, что многие действительно считают,
что сила решает все, а многие просто занимают
позицию: меня не трогают, и ладно. Некоторые
мальчики считают, что если при них затевается
драка, то лучше отойти, чтобы самому не досталось.
Эти ответы дали нам возможность построить игру
таким образом, чтобы все могли попробовать себя в
нескольких позициях: уверенного, неуверенного и
агрессивного человека, оценить преимущества и
недостатки каждого стиля поведения и выбрать
собственный.
ХОД ИГРЫ
«Круглый стол» начинается с того, что психолог
предлагает ребятам сесть вокруг круглого стола
(если такого нет в школе, его можно составить из
парт). Далее психолог спрашивает, как удобнее
сидеть — на углу или за круглым столом, и
проводит аналогию с конфликтами. Проблемы надо
решать без драк и кулаков, то есть не «остро», а с
помощью разговора, мягко, «кругло».
Неуверенное поведение |
Агрессивное поведение |
Уверенное поведение |
Спина согнута,
взгляд направлен в пол, общается на большой
дистанции, голос дрожит, своим видом показывает:
я готов принят ваш отказ.
Взаимодействует с людьми с позиции: «Я плохой – ты хороший» |
Говорит громко,
кричит, не слушает партнера, резкие движения
руками, нередко переходящие в удары, сильное
напряжение, глаза смотрят исподлобья.
Взаимодействует с людьми с позиции: «Я хороший – ты плохой» |
Голос
спокойный.
Открытая поза (спина прямая, голова поднята,
глаза смотрят на партнера).
Свободно двигается тело.
Взаимодействует с людьми с позиции: «Я хороший – ты хороший» |
Психолог. Сегодня мы собрались с
вами, чтобы обсудить, кто такой настоящий мужчина
и как он ведет себя с окружающими.
Дело в том, что я неспроста дала вам возможность
ответить на вопросы. Оказывается, два мальчика
отказались отвечать: кто-то просто не сдал свой
листок, а кто-то сказал, что отвечать не будет.
Этот отказ я расценила как незнание или неумение
вести себя в ситуации отстаивания своей точки
зрения. Но были ребята, которые очень
по-взрослому отвечали. Например, на вопрос № 5
Паша ответил: «Я стараюсь успокоить и примирить
зачинщиков»; на вопрос № 6 он ответил: «Стараюсь
показать это без кулаков, с помощью слов».
Так как же проявляет себя в конфликте настоящий
мужчина?
Далее ребята отвечают на этот вопрос.
Затем психолог предлагает подумать, какое
качество позволяет настоящим мужчинам не лезть в
драку, а решить разногласия при помощи слов.
Делается вывод, что это уверенность в себе. Но
уверенность часто путают с агрессивным
поведением, поэтому психолог предлагает
разобраться, что такое уверенное, неуверенное и
агрессивное поведение, в чем разница между ними.
Предлагает подумать, по каким признакам каждый
определяет эти три типа поведения. Ребята
начинают обсуждать заданный вопрос. После того
как все выскажутся, психолог дает небольшую
справку, подтверждая высказывания ребят научной
литературой.
Для закрепления материала необходимо
проиграть ситуации уверенного, неуверенного и
агрессивного поведения. Ситуации даны на
карточках, например: «Проходя мимо парты Максима,
Олег столкнул его пенал и тетради»; «Миша, играя в
салочки, случайно толкнул проходившего мимо
одноклассника»; «Выходя из класса, Вася увидел,
что два его одноклассника громко спорят и
начинают толкаться» и т.п. Ребята должны
разыграть эти ситуации с точки зрения
агрессивного, уверенного и неуверенного
поведения.
Психолог (делает вывод). Итак, мы с вами
рассмотрели три способа поведения. Как вы сами
поняли, самый приемлемый – это уверенное
поведение.
После проигрывания ситуаций на карточках
ребятам предлагается послушать историю (см.
приложение № 2) и затем ответить на ряд вопросов:
— Что делать, когда тебя оскорбляют словами?
— Что делать, когда ты видишь, что двое дерутся?
— Что делать, чтобы ссора не превратилась в
драку? и т.д.
В заключение психолог предлагает каждому
мальчику назвать те качества, которые необходимы
настоящему мужчине (кроме уверенности в себе), а
на ватмане сам записывает эти качества. Каждый
мальчик, после того как закончится перечисление,
расписывается под сводом качеств, тем самым
принимая на себя роль настоящего мужчины.
Ватман потом обязательно повесить в классе,
чтобы учитель в случае повторения драк мог
апеллировать к записанному, напоминая об
ответственности, взятой на себя ребятами.
Анна КРИВЦОВА,
психолог Ломоносовской школы,
г. Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Закончи предложения:
1. Когда я думаю о школе
2. Если я знаю, что поступил неправильно, то ...
3. Когда в моем присутствии обижают человека, я
...
4. Когда мне грустно, то ...
5. Когда я вижу, что сейчас начнется драка ...
6. Когда я чувствую, что разозлился, я ...
7. Если мой друг ведет себя по отношению к другим
ребятам агрессивно, то я ...
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Небеса и ад
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому
человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне
тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?»
Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты
глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе,
может понять такое? Ты слишком невежественен».
Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за
такие слова я готов тебя просто убить!» – заорал
он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В этот момент мудрец сказал: «Вот это и есть ад».
Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил
меч в ножны. «А вот это и есть небеса», – заметил
старик. |