«Мафия» против «Ночного Дозора»
Герой романа С. Лукьяненко
«Мальчик и тьма», очутившись в другом мире —
Летящих и Крылатых, мире двух противоборствующих
сил, на досуге знакомится с правилами новой игры.
Местный житель объясняет подростку с Земли:
«Садимся за стол, десять человек или около того,
раздаем друг другу карты. Среди них две черные —
это Летящие. Кому черные карты попались, никто не
знает. Потом все закрывают глаза — это означает
ночь, а Летящие открывают, узнают друг друга и
глазами намечают жертву. Потом все открывают
глаза и начинают решать — кто же из нас Летящие,
кого надо убить… Понарошку, конечно. Все сидят и
решают, кто из нас самый подозрительный, кто
тайный Летящий. Потом голосуют и кого-нибудь
убивают. Понарошку. После этого наступает ночь,
все закрывают глаза, а тот, кого убили, становится
ведущий. Он по очереди называет все имена, а
Летящие при имени своей жертвы поднимают вверх
палец. Если оба указали на одного и того же —
значит, он убит. Потом все открывают глаза, и
ведущий говорит, что ночью Летящими убит такой-то
Крылатый. Или что Летящие плохо выбрали жертву,
напали на разных людей и те отбились. Снова
решаем, кто же из нас Летящий, голосуем, еще
кого-нибудь убиваем…»
Познакомившись
с правилами игры, подросток размышляет: «Я
подумал, что игра действительно забавная, и я,
если вернусь домой, научу ребят в нее играть.
Только вместо Летящих будем выбирать
каких-нибудь мафиози, а вместо Крылатых —
честных граждан».
НАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА
Те, кто знаком с игрой «Мафия», уже поняли, что С.
Лукьяненко имеет в виду именно ее. Уже не первое
поколение школьников с азартом обсуждает на
переменах действия «комиссара Каттани», хотя
мало кто из них смотрел популярный некогда
телесериал об этом итальянском комиссаре.
Для тех, кто не знаком с игрой, напомним ее
правила. Ведущий раздает участникам по одной
карточке или обычной игральной карте. В
последнем случае следует заранее оговорить,
какие карты что будут обозначать («мирные
жители», «мафия», «доктор», «комиссар»).
Ход игры: ведущий предлагает всем
участникам закрыть глаза. Далее (по команде
ведущего) открывают глаза те участники, у кого на
карточках значится «Мафия». Они обмениваются
взглядами, чтобы «познакомиться» друг с другом.
Ведущий объявляет, что наступает утро, все
открывают глаза. Далее он объясняет, что в мирный
городок N приехала мафия. К сожалению, она хорошо
замаскирована. Задача мирных жителей —
разоблачить бандитов. Затем ведущий предлагает
осмотреться и предложить, кто из участников
может быть мафиози. Участники предлагают
кандидатуры, аргументируя свой выбор: «Это Вадик,
потому что он шевелился, когда мафия открывала
глаза», «Это Ира, она громче всех дышала», «Это
Таня, она всегда мафией бывает».
Ведущий предлагает проголосовать за
кандидатов в мафию. Тот, кто наберет больше
голосов, считается убитым, показывает свою
карточку и выбывает из игры.
Можно ограничиться первым этапом, однако при
наличии времени возможен второй этап, когда
снова наступает ночь, все закрывают глаза. Затем
ведущий просит мафию открыть глаза и выбрать
свою жертву. Мафия указывает глазами на свою
жертву. На этом этапе мафии поясняется, что
желательно вычислить и удалить из игры комиссара
полиции. Этот персонаж имеет право охотиться на
мафию. В случае если комиссар покидает игру, он
оставляет завещание: имя того человека, которого
он считает мафией. Этот участник покидает игру
вслед за комиссаром.
Далее ведущий предлагает открыть глаза
комиссару полиции и показать глазами
предполагаемого мафиози. Затем ведущий
объявляет, что глаза открывает доктор. Его
задача: попытаться определить одного из
пострадавших (жертву или мафиози) и вылечить его.
Доктор может указать на любого участника игры,
включая себя.
Ведущий говорит, что наступило утро, и
объявляет результаты прошедшей ночи. Игра
продолжается до победы мирных жителей или мафии.
Можно вносить изменения в условия игры,
усложнять или упрощать правила, добавлять или
сокращать количество персонажей.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТОК
«Мафия» была и остается весьма
распространенной, неоднократно описанной
ролевой игрой. Ее безусловными достоинствами
являются увлекательный сюжет, широкие
психодиагностические и тренинговые возможности,
а также отсутствие специального оборудования,
кроме карточек с названиями ролей.
На
страницах «Школьного психолога» И. Герасименко в
1998 г. писал: «Психологи используют «Мафию» с
самыми разными целями: разминка, тренинг
наблюдательности, установление контакта в
группе, сплочение и т.д. В тренинге развития
сенсорной чувствительности и поведенческой
гибкости можно поговорить о стратегиях выбора
подозреваемых и жертв, спросить, на что участники
обращали особое внимание и как определили, кто
преступник. Как себя чувствовали мафиози и
приговоренные невинно… Для того чтобы придать
игре большую драматичность и дать волю актерским
талантам и фантазии, можно предложить каждому
участнику выбрать для себя определенную роль:
мэр, торговец, пенсионер и т.п. Очень часто на игру
проецируются стереотипы поведения, присущие
участникам в жизни. Это бывает полезно обсудить в
тренинге личностного роста… Можно сделать
основной упор именно на обсуждении
подозреваемых, выделить адвоката и прокурора,
моделируя процесс принятия группового решения».
Конечно, не может не броситься в глаза
определенная «простодушная кровожадность» игры.
В наше время некрофильских тенденций в средствах
массовой информации хотелось бы поменьше
жестокости даже «понарошку», в игре. Мы
предлагаем несколько вариантов, которые
позволяют постепенно отойти от традиционного
«мафиозного» сюжета.
КТО ПОХИТИТЕЛЬ?
В первом варианте, называемом «Гараж», члены
мафии еще присутствуют. Распределение ролей
следующее: гангстеры, Следователь, Страховой
агент, Водитель-дальнобойщик, Водитель автобуса,
«Чайник» и т.д. Каждый игрок пишет на листке любую
марку автомобиля (со временем можно перейти к
любому транспортному средству — от гужевого до
воздушного, очень оживляет ситуацию) — это
«уставной капитал» игры.
«Машины» отправляются в общий «гараж», и
ведущий объявляет ночь. Все закрывают глаза.
Гангстеры открывают, знакомятся, выбирают — у
кого первого они похитят автомобиль. Страховой
агент пытается вернуть похищенное. Следователь
определяет похитителей. Ведущий знаками
сообщает, удачна ли эта попытка. Все
«просыпаются», и после рассказа ведущего о
ситуации начинается обсуждение: кто похититель.
Следственный эксперимент: каждый
подозреваемый имеет последнее слово, в котором
может оправдаться.
Голосование — и из игры выбывает один игрок.
В случае если выбывает водитель, его машина
достается Гангстеру № 1, а если выбывает Гангстер
— его машина достается игроку, который первым
предположил (увидел) в нем похитителя. Игра
продолжается до полной победы одной из сторон
конфликта.
При большом количестве игроков можно добавить
фигуру хулигана — автора граффити на
автомобилях. Чем интереснее ведущий
обрисовывает ситуацию, обставляя ее различными
деталями, тем динамичней проходит игра.
ПРИДУМЫВАЕМ НОВУЮ ИГРУ
Второй вариант — «Монополия». Роли: Налоговый
инспектор № 1, № 2… Юрисконсульт, Адвокат, Буржуй,
Миллионер, Учитель, Кинозвезда, Политик и другие.
В этой версии отрицательных персонажей как будто
нет. В определенном смысле ими могут быть и
налоговые инспекторы, и те, кто в соответствии с
сюжетом уклоняется от уплаты налогов.
Игроки пишут на листочках, какая у них есть
недвижимость, начиная с квартиры, садового
участка, магазина, салона красоты и вплоть до
острова и даже звезды.
Далее всё идет по принципу игры «Гараж».
При большом количестве игроков можно добавить
фигуру Папарацци.
В варианте «Зубной кабинет», предлагаемом для
школьников 4–5-х классов, используется сюжет,
который можно охарактеризовать как
сказочно-профилактический. Это становится видно
уже из распределения ролей: Кариес (любое
количество игроков), Зубной врач, Друг, Ученики,
Учителя (можно с реальными именами и фамилиями).
В игре сохраняется тот же принцип игры, что и в
«Мафии»: Кариесы выбирают жертву, Зубной врач
вычисляет Кариес, Друг спасает своего товарища
от Кариеса.
Привычную канву игры можно облечь в любую
оболочку, например в борьбу персонажей романов С.
Лукьяненко о ночном и дневном дозорах. При этом
во вводной части напоминается, что «дозорные»
нередко объединялись для борьбы с общим
противником. Задача игроков — не уничтожить, а
нейтрализовать противника.
Для старшеклассников представляется полезным
вариант, направленный на развитие критического
восприятия рекламы. В этом случае цель
«рекламщиков» — заставить как можно большее
количество людей купить рекламируемый товар.
Роли: Рекламщики, Покупатели, Представитель
Общества защиты прав потребителей, Судья,
наказывающий рекламщиков за недобросовестную
рекламу.
Игроки и сами могут придумать новую игру со
своими особенностями, деталями и правилами,
важно объяснить алгоритм составления такой игры.
Татьяна МОРОЗОВА,
Вадим РОДИОНОВ,
Ирина ФЕОФАНОВА,
АНО Школа «Премьер»
Литература
1. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика,
игры, упражнения. — СПб., 1994.
2. Герасименко И. Мафия бессмертна //
Школьный психолог. 1998, № 11–12.
3. Лукьяненко С.В. Рыцари Сорока Островов.
Мальчик и тьма. — М., 2004.
4. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие
навыков делового общения. — Ярославль, 2005. |