Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2006


КНИЖНЫЙ ШКА

Дети с ограниченными возможностями:
проблемы и инновационные тенденции
в обучении и воспитании

Хрестоматия
Сост. Н.Д. Соколова,
Л.В. Калинникова
М.: Аспект, 2005

Проблемы специальной психологии, казалось бы, не являются приоритетными для психолога, работающего в массовой школе, с нормальными детьми. Большинство практиков, освоив в студенческие годы соответствующий учебный курс (как правило, не слишком глубокий, даже поверхностный), этим и ограничиваются. Однако рано или поздно такая недоработка напоминает о себе. Ведь в наши дни всевозможные отклонения от нормы встречаются едва ли не чаще, чем сама норма. И перед психологом-практиком остро встает задача соответствующие знания освежить, углубить и расширить. Решить ее сегодня можно с помощью многих источников. Новая хрестоматия представляется одним из лучших.
Адресована она в первую очередь студентам, изучающим курс «Коррекционная педагогика и специальная психология». Для них хрестоматия выступает источником поистине бесценным, избавляя от нелегких поисков труднодоступных первоисточников. Хочется верить, что с помощью этого издания все те, кому предстоит изучить данный предмет, сумеют его не просто «пройти», но по-настоящему освоить. Но небесполезна она будет и счастливым обладателям дипломов. Им она, правда, вряд ли будет интересна целиком. Скажем, классические работы по проблемам слепоглухонемоты (А.И.Мещеряков, И.А.Соколянский, О.И.Скороходова) или олигофренопедагогики (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн) узких специалистов не привлекут (им они хорошо известны), а из психологов массовых школ заинтересуют лишь немногих энтузиастов. Зато тщательно подобранные статьи и фрагменты книг, посвященные общим проблемам нарушенного развития, инновационным тенденциям в специальном образовании, вопросам выявления и коррекции отклонений в развитии, наверняка привлекут внимание многих. Особый интерес представляет глава, посвященная детям с задержкой психического развития. Ведь это проблема не столько специальной школы, сколько массовой.
Школьного психолога наверняка не оставит равнодушным раздел «Инновационные тенденции в специальном образовании». Большая его часть посвящена проблеме интегрированного обучения «детей с особыми потребностями» — проблеме актуальной, острой и, мягко скажем, далеко не бесспорной. Представьте себе такого «особого ребенка» в классе массовой школы, причем именно вашей школы (хотя, честно говоря, такое и представить-то страшновато). Понятно, что эта ситуация чревата самыми разнообразными проблемами, к которым чаще всего не готовы ни педагоги, ни дети. Психологу, хоть он и сам вряд ли готов к разрешению этой непростой ситуации, все-таки потребуется взять на себя едва ли не решающую роль. В книге, конечно, нет прямых указаний, что и как следует делать в этом случае, однако общие ориентиры она задает.
Несколько огорчает только то, что содержание хрестоматии охватывает лишь отечественный опыт. То ли в данной области нигде в мире ничего не делается, то ли нам ничего из происходящего за нашей околицей неведомо. Впрочем, и наши специалисты не даром едят свой хлеб, и новая хрестоматия позволяет в этом убедиться.

Сергей СТЕПАНОВ