Развитие субъекта образования:
проблемы, подходы, методы исследования
|
Под ред. Е.Д. Божович
М.: ПЕР СЭ, 2005
|
Изменения,
происходящие в последние десятилетия в
отечественном школьном обучении, вызывают
критику со стороны как активных сторонников, так
и ярых противников его реформирования. В
сложившейся ситуации все более актуальной
становится задача прежде всего
психолого-педагогического, а не только
социально-экономического обоснования
предлагаемых направлений модернизации
образования. В этой книге, представляющей собой
коллективную монографию, проблемы образования
рассматриваются с позиции развития школьника
как субъекта учения. Следует отметить, что
название книги очень точно отражает ее
содержание.
В предисловии специально отмечается, что
исходные позиции были изложены в предыдущих
публикациях, и данное издание следует
рассматривать как продолжение начатого ранее
обсуждения проблемы субъекта образования.
Субъект образования — ученик, который не только
приобретает новые знания, но и соотносит их с
предшествующим опытом, регулирует результаты
своей познавательной деятельности с
операциональной и личностно-смысловой стороны.
Даже такого краткого обращения к авторскому
тексту достаточно, чтобы понять, что издание
рассчитано на подготовленного к чтению научной
психологической литературы специалиста. Весьма
вероятно, что школьный психолог не пожелает
брать в руки такую книгу.
В этой связи нелишне предостеречь практических
психологов от крайности, когда они по причине
неоправданного страха перед научными трудами
оказываются выключенными из образовательного
процесса, что вызывает недовольство со стороны
школьной администрации. Те задачи, с которыми
обращается сегодня школа к психологу, могут быть
успешно решены только с помощью обоснованного
подхода к содержанию и методам обучения, а
проводниками такого подхода в каждом конкретном
учебном заведении выступают прежде всего
школьные психологи.
Причем одним из несомненных достоинств книги
является то, что она позволяет на практике
реализовать идеи психолого-педагогического
взаимодействия, так как обсуждаемые авторами
вопросы иллюстрируются на примере школьных
предметов — физики, истории, родного языка,
химии. Это позволяет психологам и педагогам
объединиться при разработке содержательных
вопросов преподавания.
Кроме того, авторы поднимают такую не изученную
до настоящего времени проблему, как
психологическая готовность выпускников к
обучению в высшей школе, и предлагают выделить
личностную и операционально-деятельностную
составляющие «позиции студента».
Книга, изданная тиражом 1000 экземпляров, рискует
затеряться среди привлекающих внимание
доступностью изложения и легкостью
использования в ежедневной работе практических
пособий. Именно поэтому хотелось бы поддержать
тех занятых в образовании психологов, которые
испытывают потребность в обоснованных
рекомендациях, но не знают, где их найти. Данное
пособие — одно из таких надежных источников,
хотя, безусловно, не единственное.
Марина СТЕПАНОВА
|