Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Как создать программу воспитательной работы

Методическоепособие
Методическоепособие
И.В. Цветкова
М.: Просвещение, 2006

Программа воспитательной работы, о которой идет речь в пособии, предназначена для младших школьников и подростков. Адресовано пособие завучу по воспитательной работе, классному руководителю, куратору, то есть педагогу, который занимается организацией воспитательной работы в школе, досуговом центре, оздоровительном лагере.
Несмотря на то что издание носит практический характер, автор не просто дает в руки педагогу алгоритм, но и достаточно подробно рассматривает концептуальные основы предложенной системы воспитательной работы.
Книга состоит из двух разделов. Первый посвящен программе воспитания как типу педагогической программы, рассматривается ее специфика и структура, представлена технология ее создания. Отдельная глава посвящена механизмам реализации содержания программы.
Как об одной из важнейших составляющих воспитательного процесса автор говорит о социокультурном опыте школьников. Весьма интересны представленные в разделе результаты исследования, которое показывает влияние социокультурного опыта школьников на формирование их ценностных установок и личностной позиции.
Механизмы реализации воспитательных программ, о которых говорит автор, — это методы, широко используемые в практике школьного психолога. Среди них большие сюжетно-ролевые и деловые игры, проектные технологии, а также деятельность разновозрастных групп и профильных объединений. Автор показывает читателю преимущество использования в воспитательной работе этих опосредованных методов воздействия перед традиционными прямыми (беседа, лекция).
Во втором разделе приведены примеры воспитательных программ разного уровня — межведомственные, «учрежденческие», программы деятельности профильных объединений подростков, а также краткосрочные воспитательные программы, рассчитанные на один день, месяц, четверть. Большое внимание уделено формированию экологической культуры личности школьника.
В конце книги приведен список литературы, которая может быть интересна и полезна педагогу, занимающемуся разработкой воспитательных программ. Также дан небольшой словарь понятий, использованных в издании. Книга позволяет читателям увидеть возможности грамотно организованной воспитательной работы.
Это издание может быть полезно школьному психологу, так как перед этим специалистом стоит задача выстроить взаимодействие с педагогическим коллективом, «вписаться» в деятельность педагогов, администрации. И опыт показывает, что эффективнее это делать на уровне планирования совместной психолого-педагогической деятельности.
В системе создания воспитательных программ, предложенной автором, место для деятельности психолога, безусловно, есть.

Александра ТЕПЛИЦКАЯ