Как создать программу воспитательной
работы
|
Методическоепособие
И.В. Цветкова
М.: Просвещение, 2006
|
Программа
воспитательной работы, о которой идет речь в
пособии, предназначена для младших школьников и
подростков. Адресовано пособие завучу по
воспитательной работе, классному руководителю,
куратору, то есть педагогу, который занимается
организацией воспитательной работы в школе,
досуговом центре, оздоровительном лагере.
Несмотря на то что издание носит практический
характер, автор не просто дает в руки педагогу
алгоритм, но и достаточно подробно рассматривает
концептуальные основы предложенной системы
воспитательной работы.
Книга состоит из двух разделов. Первый посвящен
программе воспитания как типу педагогической
программы, рассматривается ее специфика и
структура, представлена технология ее создания.
Отдельная глава посвящена механизмам реализации
содержания программы.
Как об одной из важнейших составляющих
воспитательного процесса автор говорит о
социокультурном опыте школьников. Весьма
интересны представленные в разделе результаты
исследования, которое показывает влияние
социокультурного опыта школьников на
формирование их ценностных установок и
личностной позиции.
Механизмы реализации воспитательных программ, о
которых говорит автор, — это методы, широко
используемые в практике школьного психолога.
Среди них большие сюжетно-ролевые и деловые игры,
проектные технологии, а также деятельность
разновозрастных групп и профильных объединений.
Автор показывает читателю преимущество
использования в воспитательной работе этих
опосредованных методов воздействия перед
традиционными прямыми (беседа, лекция).
Во втором разделе приведены примеры
воспитательных программ разного уровня —
межведомственные, «учрежденческие», программы
деятельности профильных объединений подростков,
а также краткосрочные воспитательные программы,
рассчитанные на один день, месяц, четверть.
Большое внимание уделено формированию
экологической культуры личности школьника.
В конце книги приведен список литературы,
которая может быть интересна и полезна педагогу,
занимающемуся разработкой воспитательных
программ. Также дан небольшой словарь понятий,
использованных в издании. Книга позволяет
читателям увидеть возможности грамотно
организованной воспитательной работы.
Это издание может быть полезно школьному
психологу, так как перед этим специалистом стоит
задача выстроить взаимодействие с
педагогическим коллективом, «вписаться» в
деятельность педагогов, администрации. И опыт
показывает, что эффективнее это делать на уровне
планирования совместной
психолого-педагогической деятельности.
В системе создания воспитательных программ,
предложенной автором, место для деятельности
психолога, безусловно, есть.
Александра ТЕПЛИЦКАЯ
|