Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ
ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК

Разрабатывая программу нового тренинга, психолог практически всегда оказывается перед очевидной альтернативой: либо найти готовый сценарий необходимого тренинга (в литературе, в Интернете, у коллег, в заветной методической папочке или где-нибудь еще), либо придумать свой собственный. С одной стороны, готовый сценарий имеет ряд преимуществ: во-первых, само собой, не надо самому напрягаться; во-вторых, есть основания считать его «работающим» — как-никак автор его, вероятно, испробовал, «обкатывал», а значит, и гарантии эффективности имеются; в-третьих, зачем вообще изобретать велосипед, если люди давно выдумали не только велосипед, но и самые различные его модификации? Думается, начинающему тренеру эти аргументы покажутся вполне достаточными для осуществления выбора в пользу готового сценария.

Однако, с другой стороны, вовсе не факт, что нужный психологу тренинговый сценарий найдется или вообще существует в природе. Ведь возникающие перед специалистом проблемы могут оказаться весьма специфичными, а значит, никуда не деться от необходимости разрабатывать программу тренинга самому. Разумеется, программа может быть авторской, но составлена из давно известных упражнений. Вместе с тем часто случается так, что и упражнений, направленных на достижение выбранных вами целей, нет или их не удается обнаружить.

Что же делать в таком случае? Создавать собственные тренинговые технологии и упражнения! Это вполне по силам любому заинтересованному психологу-тренеру, если знать некоторые простые приемы.

Список приемов, описываемых ниже, конечно же, нельзя считать исчерпывающим. Но их использование позволит вам стать создателем оригинальных тренинговых техник.

Важнейший принцип, лежащий в основе почти всех этих приемов, — принцип метафоризации. Метафоризация означает перенос свойств одних предметов или явлений на другие. Трансформируя старое и известное в новое и пока никому не известное, мы с помощью метафоры, как волшебники, превращаем одно в другое. Можно предположить, что метафоризация является одним из важнейших механизмов творчества.

Этапы работы по созданию тренинговых техник могут быть такими:

I. Вычленение проблемы, которую необходимо решить в тренинговой работе

Например: как уменьшить конфликты среди семиклассников? Или: как подготовить ребят к сдаче экзаменов, чтобы этот процесс не был для них излишне стрессогенным? Или: каким образом помочь быстрее адаптироваться детям мигрантов в чужой культурной и языковой среде?

II. Формулирование цели будущей психотехники

Цель вытекает из осознанной проблемы.

III. Выбор тренингового метода, в рамках которого наиболее целесообразно разрабатывать психотехнику

Ранее (см. «Школьный психолог», статьи в № 33, 35, 37 за 2004 год) указывалось, что тренинговые методы могут быть классифицированы по временным и пространственным параметрам и, соответственно, могут быть выделены тренинговые методы работы с прошлыми событиями, «случающимися» событиями и конструируемыми событиями.

IV. Создание необходимых тренинговых техник в рамках выбранного метода

На этом этапе возможна реализация двух стратегий: во-первых, создание собственной, ни на что не похожей техники; во-вторых, модификация имеющейся техники (или психотехнической модели), приводящая к рождению новой.

Первый вариант не рассматривается, поскольку четкого алгоритма творчества не существует, во всяком случае я не рискну предлагать такой алгоритм.

А вот второй вариант как раз и предполагает использование приемов разработки тренинговых техник. Следует оговориться, что речь идет именно о модификации известных техник. В списке литературы, прилагаемом к программе, и в примечании к каждому упражнению необходимо указать, что данное упражнение является модификацией такой-то игры. Впрочем, модификация может быть настолько творческой и пойти так далеко, что созданная вами психотехника окажется в полном смысле авторской.

Чтобы добиться этого, можно предпринять ряд действий:

1. Подбор психотехник, направленных на достижение тех же целей. Придется обратиться к литературе или собственному опыту и подобрать техники, которые их разработчиками предназначались для того же, чего добиваетесь и вы. Можно, конечно, не мудрствуя лукаво просто их и применять в том же самом виде. Но — творить так творить! Подумайте, годится ли эта психотехника для тех людей, с которыми вы собираетесь работать в тренинге. Проанализируйте, что можно изменить в ней для большего соответствия вашим конкретным задачам без потери ее целевой направленности.

2. Разложение известной техники по функциям (компонентам, составным частям) — создание «психотехнического конструктора». Если не обнаружилось техник, направленных на те же цели, или найденная техника по каким-то причинам вас совсем не удовлетворяет, придется пойти иным путем. Наверняка есть упражнения или игры, которые вам очень нравятся. Неважно, что они нацелены на другое. Давайте разберемся, как они сконструированы, чтобы понять сущность привлекательной для вас модели.

Приведу пример. У известного тренера Г. Марасанова есть игра, которая называется «Козлятушки-ребятушки». Ведущий предлагает участникам группы вспомнить известную сказку «волк и семеро козлят», фабула которой связана со стремлением Волка попасть в дом козлят в отсутствие их матушки. Участники делятся на группу козлят и группу гостей, среди которых имеется один или несколько волков. Все гости поочередно стучатся в дверь козлятушкиного дома (сконструированного из стульев) и просятся войти, предлагая какую-то «легенду» о себе и о мотивах попадания в дом. Участники, исполняющие роли козлятушек, должны определить, кто из их гостей на самом деле является «ежиком из соседнего дома», «внезапно вернувшимся папой-козлом» или «слесарем-сантехником Бобром», а кто скрывает за подобными масками личину злобного волка. Если волк оказывается впущен в дом, то козлятушки считаются съеденными.

В этой игре условно можно выделить следующие составные части (разумеется, их можно выделять иначе):

• погружение в сказку;

• инструкция ведущего, включающая полное описание предстоящей игры;

• разделение на группы;

• дополнительные инструкции каждой группе;

• скрытое от козлятушек распределение среди гостей ролей волков;

• поочередное появление гостей;

• окончательное принятие решения козлятушками;

• раскрытие ролей, определяющее итоги игры;

• рефлексия происходившего, обсуждение.

3. Подбор психотехник с подобной структурой. Теперь необходимо подыскать игры, структурно сходные с описанной. Можно вспомнить, скажем, широко известную «Мафию» или «Теремок» (см. «Школьный психолог», № 5, 2003).

4. Анализ сходства и различия в способах реализации компонентов игр. Сравнивая эти игры между собой, легко увидеть, что они ориентированы на разные возрастные контингенты: «Теремок» предназначен для групповой работы с младшими школьниками, «Волк и семеро козлят» — скорее с подростками, «Мафия» — со старшеклассниками и взрослыми. Да и цели этих психотехник несколько разнятся: от формирования навыков построения аргументированных высказываний до развития тонких умений анализировать в комплексе различные оттенки поведения. При этом не все компоненты присутствуют во всех психотехниках. Например, в «Мафии» отсутствуют погружение в сказку, поочередное появление гостей. А в «Теремке» и «Козлятушках» нет смены дня и ночи — обязательной процедуры в «Мафии».

5. Изменение одной функции и анализ произошедших изменений в психотехнике. Для дальнейшей работы сосредоточимся вновь на «Козлятушках-ребятушках». Зададимся вопросом: что изменится в этой игре, если изменить одну какую-либо составную часть?

Допустим, мы с вами откажемся от поочередного появления гостей, а предложим им… появиться одновременно! Может быть, напротив дома козлятушек развернулась ярмарка, где происходит много всяких событий? Или приехал цирк, демонстрирующий разные номера, которые козлятушки могут наблюдать из окна?

А что если изменить инструкцию и поставить задачу гостям не в дом проникнуть, а несмышленых детишек наружу выманить?..

А если не делать погружение в сказку, а устроить погружение в фэнтези, детектив, мелодраму или вестерн?.. Ведь совсем не обязательно, чтобы в доме жили именно козлятушки.

Разыгралось воображение? Вот и рукой подать до новой техники. Не забывайте только о цели, которой вы хотите достичь с ее помощью.

6. Перестановка составных частей в структуре психотехники. Этот прием также очень продуктивен для порождения новых идей. Например, разделение участников и распределение ролей можно провести раньше, чем дана инструкция: тогда те, кто предпочел бы отсидеться в роли козлятушек, вынужден будет проявлять находчивость и артистизм, исполняя роль гостя. Возникает дополнительная цель игры — активизация пассивных участников. Еще вариант: раскрытие ролей происходит до окончания игры и до прохождения всех гостей. Волк, оказавшийся в доме, не дожидается, пока все гости себя проявят, а тут же «раскрывает карты». Тогда можно козлятушкам поставить задачу — отыскать способ выдворить его из дома и спастись от острых клыков. Или найти возможность мирного сосуществования с волком в одном доме. Вот и новые цели — развитие толерантности, умения вести себя в экстремальной ситуации.

7. Создание психотехники на основе случайно выбранных компонентов по аналогии с известными играми и упражнениями. Если вычленить структуры не одной, а нескольких игр и упражнений, то возникнет набор «игровых деталей», из которых можно собрать совершенно новые психотехники. Попробуйте сами сконструировать хотя бы простенькую игру для достижения нужных вам целей из такого, например, набора:

• инструкция ведущего;

• определение основного игрока;

• выбор этим игроком двух исполнителей;

• реализация исполнителями и основным игроком определенных функций;

• смена основного игрока и исполнителей;

• повторение игровой процедуры;

• включение всей группы;

• рефлексия происходившего.

8. Последовательное изменение всех элементов психотехники. Этот прием очень эвристичен, несмотря на кажущуюся механистичность действий.

Вспоминается в связи с этим приемом известный в сказкотерапии способ создания новой сказки путем последовательной замены слов на «противоположные» в первом предложении любой известной сказки. Возьмем расхожую сказочную фразу: «В одной деревне жили-были старик со старухой…» Произведем замену: «В двух городах не было ни одного юноши и ни одной девушки…» Вот и зачин для новой сказки, в котором и проблема уже ясно зафиксирована.

 Сходным образом можно поступить и в отношении элементов психотехники. Покажем на примере предложенного выше набора.

• инструкция ведущего отсутствует;

• основного игрока нет — в равной степени должна быть активна вся группа;

• группа выбирает из своего состава тех, кто не будет участвовать в упражнении;

• выбранные становятся просто наблюдателями происходящего (выполняют экспертные функции);

• смены игроков не происходит — вся группа за исключением наблюдателей действует в том же составе;

• процесс происходит единожды;

• в определенный момент группа выключается из упражнения;

• групповая рефлексия не проводится, выслушиваются суждения наблюдателей-экспертов.

Легко увидеть, что ничего абсурдного или невыполнимого в образовавшейся последовательности процедур нет. Можно переходить к следующему приему.

9. Психотехника-калька (создание упражнения по имеющейся модели). Модель (например, разработанная при использовании предыдущего приема или вычлененная при анализе какого-либо известного упражнения) может рассматриваться как некий скелет, каркас, на который следует нарастить «мясо» содержания. При этом нужно отвлечься, абстрагироваться от прежнего содержания психотехники, сохранив только структуру. Вам остается только выбрать область — реальную или вымышленную, в которую можно поместить каркас, как в насыщенный раствор — в соответствии с вашими целями. Уверен: на нем появятся очень красивые кристаллы. Области могут быть любые: школьные ситуации, сюжеты известных сказок, космические путешествия и т.п.

10. Перевод вычлененной проблемы на язык метафоры. Этот прием является, на мой взгляд, основным при создании новых психотехник. Прямая, «лобовая» работа с проблемой редко бывает эффективной. Игры и упражнения и нужны для того, чтобы погрузиться в волнующие темы неожиданным, нестандартным образом, и тут уж от метафоры никуда не деться. Перевод проблемы на язык метафоры может быть осуществлен разными способами. Назову некоторые:

а) Сочинение сказки и решение проблемы в процессе развертывания сюжета. Например, ведущий заранее придумывает зачин сказки, в которой в метафорической форме представлена проблема, волнующая участников тренинговой группы. Всей группе сразу или отдельным подгруппам предлагается придумать завершение сказки, в котором проблема бы конструктивно решалась. Другой вариант: участники в подгруппах сами придумывают подобные зачины, а затем происходит обмен этими зачинами и сказки «доводятся» до счастливого финала. Третья возможность: зачин сказки, содержащий проблему (придуманный ли ведущим или кем-то из группы — неважно), обыгрывается в сценическом действии, а затем спектакль разворачивается спонтанно.

б) Создание игры на основе метафоры. Чтобы придумать игру под конкретную проблему участников, ведущий может задать себе очень простой вопрос: «А на что похожа эта проблема?» Или: «Какие образы наиболее ярко отражают суть проблемы?» Когда образы появились, надо подумать, какая из известных игр уже содержит эти образы или их можно легко ввести в контекст игры. Подумайте о том, как можно модифицировать эту игру, закрутив фабулу вокруг нужных вам образов и направив на поиск решения групповой проблемы.

в) Превращение проблемы в визуальную, звуковую, двигательную метафору. Можно сказать, что этот прием является детализацией предыдущего. В зависимости от ваших собственных предпочтений и/или особенностей участников группы, можно использовать разные модальности. Ведь проблема может быть отражена не только в визуальных образах, но и в музыкальных фрагментах или в других звуках, в жестах, танцевальных движениях или статичных «живых скульптурах».

Подводя итог, напомню еще раз: работа над тренинговыми упражнениями, осуществляемая с помощью описанных или каких-то других приемов, может остаться всего лишь более или менее удачной модификацией известных психотехник, а может привести к созданию по-настоящему авторского продукта. Как говорил один умный человек, «если идея пришла в твою голову, значит, она наверняка уже пришла еще к кому-то. Поэтому не спеши радоваться. Иди дальше!»

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук