Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Наталья СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог,
г. Волгоград

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ

Семь лет я занимаюсь ранним интеллектуальным развитием детей, рассматривая его как один из способов решения вопроса о дезадаптации первоклассников. После обучения в Санкт-Петербурге у Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой появилось желание часть материала перенести на песок, то есть облечь занятия в сказочную оболочку. Занятия проходят в индивидуальном форме (по 2 человека) с детьми 3,5–4,5 лет.
Основным средством обучения является дидактическая сказка. Она создается для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются и создается сказочный образ мира, в котором они живут.

Алгоритм дидактической сказки

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, о жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия (злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние).

3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенные задания.

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ — в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.

Сенсорные игры. Цель этого вида игр: приобретение сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Языковые игры. Игры со словом и звуком. Они дают возможность поупражняться в грамматике, развить фонематический слух, определять качество звука при произнесении слова, использовать модели — заместители звуков и слов.

Дидактические игры. Игры, преследующие цель научить детей конкретным умениям и навыкам, развить определенные психические процессы.

Итак, все занятия проходят в сказочной игровой форме.

Психолого-педагогические цели и задачи

Развитие интеллекта дошкольника путем создания зоны «ближайшего развития».

Развитие звукобуквенного анализа; познавательных процессов: внимания, мышления, памяти; познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром; формирование восприятия пространства и величины; развитие тактильных ощущений.

ЗАНЯТИЕ 1

Знакомство с Гномом из Города Звуков

Цели: знакомство с понятием «звук»; развитие ориентировки в пространстве; знакомство с понятием величины (широкий, узкий).

Оборудование: машины, изображающие различные виды транспорта; кожаные или картонные ленты разной ширины и разного цвета; игрушечный гном; кирпичики для строительства; схемы строительства гаражей; картинки с изображением дома, шляпы, шара, моста, лодки, дерева.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Не хотите ли попутешествовать вместе со мной? Где? В одной загадочной стране, которая находится совсем рядом, в нашей песочнице. На чем мы отправимся в путь? (На транспорте.) А какой вид транспорта выберем: наземный, водный, воздушный? (Наземный, потому что путешествовать будем по песку.) А какой транспорт мы называем наземным? (Автобус, машина, трамвай, троллейбус...) Отлично. Вот машины, выбирайте любой автомобиль, но не забудьте назвать, какого он цвета. Только того будет слушаться машина, кто правильно назовет ее цвет.

(Ставим машинки в песочницу, где проложены дороги разной ширины. Их можно нарисовать и уплотнить, полив водой, а можно выложить кожаными лентами.)

Итак, кто выбирает красную дорогу? Чем она отличается от синей? А от желтой? (Красная — широкая, синяя — поуже, желтая — самая узкая). Молодцы. Покажите, какие вы мастера вождения.

Проехав по дорогам, дети оказываются у одного и того же места. В песочнице построены ворота. У ворот сидит Гном. Он приветствует детей (педагог от имени гнома ведет беседу с детьми).

Гном. Ребята, эти ворота ведут в необычный город — Город Звуков. В нашем городе много разноцветных домов. В каждом доме жильцы селятся по определенным правилам. Хотите познакомиться с моими друзьями, посмотреть, как у нас красиво? Чтобы открыть ворота, надо просто произнести любой звук. (Дети произносят именно звуки, а не их сочетания. Гном строго следит за этим правилом. Если дети затрудняются, то Гном просит вспомнить звук, который издают жуки или ветер...) Отлично, путь открыт. Заезжайте, дорогие гости. Вы можете прогуляться по городу, познакомиться с жителями разных домов. Посмотрите, нам навстречу бегут малыши. (Появляются схематические изображения звуковичков, отличающихся тем, что у одних ротики широко открыты, а у других закрыты.) Как они похожи! Но есть небольшое отличие в их внешности! Назовите, какое. (Открытые и закрытые ротики.)

Звуковички. Дорогие гости, помогите нам, мы потерялись и не можем вернуться домой!

Гном. Конечно, мы вам поможем! Расскажите, как выглядит место около ваших домиков?

Первый звуковичок. Мой дом находится справа от елки и слева от реки. (Дети на песочном листе отыскивают домик и селят в него звуковичка.)

Второй звуковичок. А мой дом на правом берегу реки, между красным и зеленым домом. (Вновь дети отыскивают домик и селят туда звуковичка).

Ведущий. Слышу, что вдалеке гремит гром. Значит, скоро дождь, а машины поставить некуда. Предлагаю построить гаражи. Гном приготовил нам схемы и необходимый строительный материал. Подберите удобное место в песочнице для своего гаража — и за дело. (Дети по готовым схемам из строительного материала возводят постройки.)

Гном. Какие красивые гаражи у вас получились! Прочные, крепкие и надежные! Но пора вам возвращаться домой, потому что скоро ночь. Хочу вам помочь найти короткую тропинку. Для этого вам надо запомнить приметы и строго идти только по ним. (Гном перечисляет предметы, которые встретят дети в песочнице: дом, шляпа, шар, мост, лодка, дерево. Предметов или картинок с изображением этих предметов больше. Задача детей — запомнить то, что сказал Гном, и найти верную дорогу.)

Ведущий. Вот мы и вернулись домой! Что вам запомнилось? С кем мы познакомились? Довольны ли вы путешествием? Как можно использовать то, чему мы научились в путешествии?

ЗАНЯТИЕ 2

Встреча с гласными звуковичками

Цели: знакомство с гласными звуками; развитие ориентировки в пространстве; развитие воображения.

Оборудование: сундучок и набор картинок (аист, торт, утка, мак, индюк); деревья; домики; шаблоны для игры «Обведи и дорисуй».

Ведущий. Здравствуйте, мои милые путешественники! Сегодня в Городе Звуков праздник. Я приготовила подарки, положила их в сундучок и спрятала под одним из деревьев. (В песочнице расставлены разные деревья и домики.) Но под каким из них, забыла! Я постараюсь вспомнить свой путь вслух, а вы слушайте внимательно и выполняйте все, что я говорю, в песочнице. Выберите ту фигурку, которая вам больше всего нравится, и отправляйтесь в путь.

От начала пути (указывает место в песочнице) идите вверх до елочки, от елочки направо до домика, от домика вниз до елочки, от елочки влево до домика, от домика вниз до дерева. (Дети в песочнице выполняют словесные указания, передвигая свою фигурку по определенному пути.)

А сейчас посмотрим, что же прячется под этим деревом? (Дети сами выкапывают сундучок. Получают подарки для звуковичков.) Спасибо, что помогли мне. Пойдемте скорее к заветным воротам. Кто попробует их открыть? Помните, как это сделать? (Каждый ребенок произносит определенный звук по желанию, и ворота открываются.) Посмотрите, нас уже встречают наши знакомые звуковички.

Первый звуковичок. Я гласный звуковичок. Это мои друзья. Все мы любим громко распевать песни. Петь нам очень легко, потому что ни губы, ни зубы, ни язык нам не мешают. Послушайте! А-а-а-а-а! О-о-о-о! У-у-у-у! И-и-и-и! Э-э-э-э! Ы-ы-ы-ы!

Ведущий. Дорогие звуковички, ребята принесли вам подарки! Каждый из вас получит тот подарок, который начинается на его звук. Можно, я первая сделаю подарок одному из вас? (Вытаскивает из сундучка картинку, на которой нарисован игрушечный ослик.) Слово «ослик» начинается на о-о-о. Когда я произношу о-о-о, то мне ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Значит, это гласный звуковичок. Можно подарить эту картинку одному из вас. Признавайтесь, кто живет в домике под названием Буква «О»? Получай свой подарок. (В песочнице расставлены гласные звуки. Педагог прячет за букву одного звуковичка и картинку с изображением ослика.)

А сейчас ваша очередь дарить подарки, ребята. (Дети разбирают все картинки из сундучка. Среди них попадаются такие, которые начинаются на согласный звук. Предлагаемые картинки: аист, торт, утка, мак, индюк, сом.)

Звуковички. Спасибо вам за подарки!

Ведущий. Пора прощаться с нашими друзьями. Мы с вами не раз посетим Город Звуков и узнаем много нового и интересного. Чему научило нас сегодняшнее путешествие? (Быть внимательными; узнавать гласных звуковичков; фантазировать; помогать друзьям.)

Спонсор публикации статьи компания ООО "Ломторг". Продажа и покупка чёрных металлов, вывоз ломовозом от 3 тонн, пункт приёма металлолома у физических и юридических лиц, выгодные цены без накруток. Узнать подробнее о компании, производственных площадках, цены и контакты, а также оставить заявку на вывоз Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://metallolomindustriya.ru/.

ЗАНЯТИЕ 3

Зажигаем фонарики...

Цели: продолжение знакомства с гласными звуками; знакомство с классификацией животных; развитие ассоциативной памяти.

Оборудование: набор картинок для игры «Рифмы» (мак, мишка, олень, рак, шишка, пень); фонарики для обозначения гласных звуков; домики; картинки с изображением животных (утка, корова, индюк, коза, овца, лошадь, собака); схема для построек и строительный материал.

Гном. Здравствуйте, ребята! Хочу предложить вам экскурсию к необычной горе. (В песочнице уже построена гора, где спрятаны игрушки, названия которых рифмуются.) Как вы думаете, это обычная гора или нет? Правильно! Необычная. В ней спрятаны складные слова. Попробуем раскопать сокровища этой горы. (Дети находят в песке игрушки и называют их.) А сейчас я покажу вам игрушку, а вы найдете такую, которая называется складным словом. Например, коза — оса. (Гном показывает игрушки или картинки с изображением мака, мишки, оленя. Дети подбирают — рак, шишка, пень.) Веселое занятие — подбирать складные слова! А запоминать вы умеете? Давайте я спрячу в гору все картинки, а вы попробуете вспомнить все складные пары слов. Кто помнит рифмы к словам: рак, оса, шишка, пень? (Дети по памяти называют пары слов.)

Ведущий. Спасибо, Гном, за интересную игру, но нас заждались наши звуковички. У них очень ответственная работа — зажечь на домиках некоторых животных фонарики. Я думаю, что ребята с удовольствием им помогут. Пойдемте по городу и посмотрим, кому необходима наша помощь. (Дети выбранной фигуркой совершают путешествие по улицам в песочнице, где заранее расставлены домики, около них фигурки животных и лежат фишки-фонарики красного цвета.)

Постучимся в первый домик. Посмотрите, это утка. Какой первый звук в слове «утка»? Он гласный? Почему? Верно, слово начинается на гласный звук, поэтому можно звать нашего друга-звуковичка (достает схематическое изображение звуковичка и ставит его перед домиком утки). Гласные любят все красное. Значит, мы зажигаем над домиком красный фонарик. (Подобным образом разбираются следующие слова: корова, индюк, коза, овца, лошадь, собака. Фонарики зажигаются только у домиков тех животных, названия которых начинаются на гласный звук.)

Ребята, а как назвать всех животных одним словом? (Домашние.) Почему? Зачем человек ухаживает за ними? (Они приносят пользу.) Какую? (Дети перечисляют.) А кто поможет мне разделить всех животных на две команды? Кто подружится с лошадкой? (Корова, овца, коза, собака.) А индюк? (С уткой.) Почему? (Звери и птицы.) Чем отличаются звери от птиц? (Перья — шерсть; две ноги — четыре ноги; летают — передвигаются только по земле...)

Предлагаю построить для птиц птичник, а для зверей загон. (Дети сами подбирают материал и строят.)

Что нового вы узнали сегодня и что возьмем с собой из страны?

ЗАНЯТИЕ 4

Как мы помогали Гному

Цели: формирование умений обозначать звук буквой; развитие тактильной памяти; тренировка первичных логических умений.

Оборудование: гном; фишки красного цвета; набор гласных букв (А, О, У, И, Э); набор геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

Ведущий. Посмотрите на нашего гнома. Он сидит чем-то опечаленный. Подойдем к нему поближе и спросим, что случилось. (Дети берут любимую игрушку и от имени этой фигурки ведут разговор с гномом.)

Гном. В моих любимых словах потерялись последние звуки. Вот они, на дне озера. Я не могу их достать, озеро очень глубокое! (В песочнице создан образ озера, на дне которого лежат красные фишки.)

Ведущий. Ребята, как вы думаете, на какой звук заканчивалось каждое слово гнома, если все фишки красные? (На гласные звуки, потому что красные костюмчики носят только гласные звуки.) Гном, ты называй нам слова, а мы с ребятами попробуем тебе помочь восстановить все слова. (Слова для работы: молок..., пил..., лис..., кенгур..., детк..., рук..., щук..., гор...) Кто из ребят правильно подскажет последний звук, тот удочкой вытащит звуковичка из озера и поселит его в его домик — букву.

Гном. Молодцы, ребятки, все мои звуки вернули на свои места. А теперь вы мне загадывайте слова, в которых потерялся последний звук. (Дети вместе с педагогом придумывают разные слова, но произносят их без последнего звука.)

Ведущий. Оказывается, это непростая работа — искать звуки! А хотите немножко повеселиться? Тогда поиграем в игру «Угадай на ощупь». Глубоко в песке спрятаны разные геометрические фигурки — квадраты, треугольники, круги, овалы. Попробуйте нащупать их в песке и, не вытаскивая, отгадать, что за фигурка у вас в руках. (Педагог первый задает образец рассуждений: нащупал фигурку, покручу ее в руках, чтобы узнать, есть ли уголки; уголков не нашла, значит — это или круг, или овал; овал вытянутый, а круг нет, значит — у меня в руке круг.)

Что ж, Гном, пора нам возвращаться домой! Я знаю, что просто так из сказочной страны не выйдешь. Что мы должны выполнить, чтобы очутиться дома?

Гном. Выложите мне волшебные дорожки. Эти дорожки сложены из разных фигурок в определенном порядке. Смотрите на первую дорожку! Сначала идет квадрат, затем круг, потом треугольник и вновь квадрат, а дальше обрывается путь. Кто подскажет, какую фигурку надо выложить? (Дети выкладывают в песочнице несколько различных логических дорожек из геометрических фигур. Педагог наблюдает за правильностью выполнения задания, оказывает помощь по необходимости.)

Ведущий. Молодцы! Дорожки привели нас домой. А что вы сегодня узнали, какие чувства и знания помогут вам в жизни? (Научились на ощупь отгадывать фигурки, что поможет нам в темноте угадать любой предмет; научились быть внимательными и работать по правилам; слышать звуки и находить их место в слове.)

ЗАНЯТИЕ 5

Быть почтальоном — это здорово!

Цели: обучение умению соотносить звук с буквой (гласные звуки); продолжение знакомства с понятием величины (высокий — низкий); формирование операции классификации (насекомые).

Оборудование: картинки, изображающие машины, или маленькие машинки; разноцветные дома разной высоты; набор гласных букв; картинки (астра, окунь, удочка, иголка, эскимо); деревья разной высоты; игрушки-насекомые; цветные пуговички.

Ведущий. Пришло много писем для жителей Города Звуков. Предлагаю на машинах отвезти им почту. Выбирайте любую машинку, заводите моторы — и в путь... (В песочнице создан образ Города звуков с разноцветными домами, где каждый дом обозначен гласной буквой. Букву можно прикрепить к дому скрепкой.) Посмотрите, нас уже ждут наши друзья-звуковички! Хочется им узнать новости. Первым нас встречает звуковичок «У». У кого из вас для него есть послание или посылка? (Педагог раздает детям конверты с картинками. Дети по первому звуку изображенной на конверте или посылке картинки определяют первый звук и соотносят его с необходимой буквой. Рассматриваются только буквы «А», «О», «У», «И», «Э» и соответствующие звуки.)

Вот мы и разнесли почту. Знаете, что я заметила? Дома в городе звуков все разные! Можете вы мне ответить, чем они отличаются? (Цветом, формой.) Правильно. А еще чем? (Показывает рукой на высоту разных домов.) Правильно, высотой! Устроим соревнования на машинах. Правила такие: надо проехать мимо домиков в определенном порядке, а именно от самого высокого до самого низкого. Проезжая, проговаривайте, какой вы домик проехали. Например, еду мимо самого высокого, теперь мимо домика пониже, еще ниже, еще ниже, еще ниже, мимо самого низкого. Следующий водитель поедет по другим правилам: от самого низкого до самого высокого.

Гном. Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я вас встретил! Посмотрите, что у меня в кузове грузовика. Правильно, это деревья. Их надо посадить строго к определенному дому. К высокому — высокое, к тому, что пониже, — пониже и т.д. Поможете? (Дети под руководством гнома сажают деревья, соотнося их по величине с домами. На каждое дерево педагог сажает игрушечных насекомых.) Вот и новые жильцы появились на наших деревьях! Кто это? (Стрекоза, бабочка, гусеница, кузнечик, жук.) Как всех назвать одним словом? (Насекомые.) Постарайтесь запомнить, кто на каком дереве сидит, потому что насекомые отправляются играть в догонялки и вряд ли вспомнят свои места. А вы? (Дети снимают насекомых с деревьев и «летают» над песочницей, по команде взрослого должны посадить каждое насекомое на свое дерево.)

Ведущий. Вы знаете в этом городе всего много: и домов, и деревьев, и жителей, и насекомых, а вот цветов что-то не видно! Предлагаю создать клумбу и украсить ею главную площадь города. Для этого нам понадобятся волшебные пуговички. Вот они. Если их правильно разложить, то они оживут и превратятся в красивые цветы. (Дети из пуговичек разного цвета выкладывают на песке цветы.)

Ребята, чему научило нас путешествие? Где вам пригодится умение различать высокие и низкие предметы? Запоминать и быть внимательным?

ЗАНЯТИЕ 6

Встреча с согласными звуковичками

Цели: знакомство с согласными звуками; продолжение знакомства с понятием величины (глубокий — мелкий); развитие внимания; развитие зрительного восприятия эталона.

Оборудование: машинки; гномик; фишки-звуковички; игрушки или картинки (муха, стрекоза, жук, бабочка, пчела, гусеница); жуки разного размера; деревья.

Ведущий. Сегодня за нами обещал зайти Гном, но что-то он задерживается. Приготовьте пока транспорт и любимую игрушку.

Гном. Извините меня за опоздание. Провожал гласных звуковичков в дальнюю поездку.

Ведущий. А к кому же мы поедем в гости? С кем будем играть?

Гном. В нашем городе живут не только гласные звуки. Я познакомлю вас с согласными звуковичками. Все они живут в синих и в зеленых домиках. Хотите?

Ведущий. Конечно, хотим! Заводите моторы — и в путь... Посмотрите, нас встречают! Ох, как вы похожи на гласных звуковичков! Похожи, но не во всем. Кто из вас заметил отличия? (Ротики у звуковичков на фишках-схемках закрыты.) Правильно!

Звуковички. Здравствуйте, гости дорогие. Ротики у нас закрыты, поэтому все песенки поются с большим трудом: то губы, то зубы, то язык нам мешают. Попробуйте сами! М-м-м-м-м! Ш-ш-ш-ш-ш! К-к-к-к-к! (Произносится только согласный звук.) Вы знаете, мы очень дружны с насекомыми. Названия многих насекомых начинаются на согласный звук. Угадайте, что это за насекомые! (Дети называют различных насекомых и по первому звуку определяют, на гласный или согласный звук начинается слово. Если слово начинается на согласный звук, педагог вносит в песочницу игрушку насекомого и располагает ее рядом со схематическим изображением согласного звуковичка. Предполагаемые слова: муха, стрекоза, жук, бабочка, пчела, гусеница.)

Ведущий. Вы знаете, ребята, жуки очень любят закапываться в земляные норки. Под землей есть много ходов-коридорчиков, по которым передвигаются разные насекомые. У нас есть три жука: большой, средний и маленький. А это их норки. Как вы думаете, какой жук какую норку прокопает? (Дети берут игрушки и, соотнося их по размерам, делают различной глубины ходы в песке. Так у самого большого жука получается самая глубокая норка-ход, у жука поменьше — помельче, у самого маленького — самая мелкая. Обязательно после завершения работы проговорить вслух, показывая на ходы, глубокий, помельче, самый мелкий.)

Гном. Ох, и напылили вы, мои дорогие! Предлагаю полить улицы и дороги нашего города водой. Вот так. (Педагог из лейки от имени Гнома поливает песок в песочнице.) Как стало хорошо! Посмотрите, наши насекомые все слетелись и расположились вдоль дорожки. (Педагог снимает насекомых с деревьев и сажает на мокрый песок так, чтобы получились отпечатки.) Приближается ворон, нашим насекомым не поздоровится, Давайте их испугаем! (Дети хлопают в ладошки, и насекомые «разлетаются», то есть педагог убирает игрушки.) Попробуйте отгадать, где чей отпечаток? (Дети определяют следы различных насекомых и возвращают их на место.)

Ведущий. Молодцы, ребята! Мне хочется проверить, кто сегодня у нас самый внимательный? Насекомые поменяются местами, а вы в это время отвернитесь. Посмотрите и скажите, кто не на своем месте? (Игра повторяется 3–4 раза.)

Скажите, чему вас научила игра? (Быть внимательным; запоминать.) Какие знания вы можете использовать в жизни? (Строить глубокие и мелкие водоемы, различать следы и отпечатки; узнавать согласные звуки.)

ЗАНЯТИЕ 7

О любимых костюмчиках согласных звуковичков

Цели: продолжение знакомства с согласными звуками; продолжение знакомства с понятием величины (толстый — тонкий); знакомство с приемами комбинаторики.

Оборудование: деревья разной толщины; картинки-отгадки (кот, козел, петух); фишки-звуковички, обозначающие согласные звуки; кирпичики (красный, синий, зеленый) по три штуки каждого цвета на одного ребенка; пластмассовые геометрические фигурки трех видов (овалы, круги, треугольники).

Гном. Сегодня я пригласил вас на чудесную поляну. Что на ней растет? (Деревья.) А чем похожи эти деревья? (Одинаковой высоты.) Правильно! А чем отличаются? (Толщиной.) Найдите и покажите самое толстое дерево, потоньше, еще тоньше, самое тонкое. Посчитайте, сколько самых толстых и самых тонких деревьев? Каких больше? Почему? Как узнали? Вы обратили внимание, что на деревьях что-то развешано? Давайте посмотрим, что это? (Гном снимает с одного дерева записку. Это загадка. Так поочередно со всех деревьев снимаются записки, и дети отгадывают загадки.)

Загадка. Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот. Показать картинку.)

На какой звук начинается слово «кот»? (К-к-к-к.) Что это за звук? (Согласный.) Почему? (Когда мы его произносим, нам мешает язычок.)

Загадка. Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусненькой мне!» (Козел. Показать картинку.)

(Вновь анализируем первый звук в слове.)

Загадка. На заборе сидит, громко-громко кричит «Ку-ка-ре-ку!» (Петух. Показать картинку.)

Ведущий. Ребята, вспомните, какие костюмчики носят согласные звуковички? Давайте их позовем! (Вносит звуковичков синего и зеленого цвета.) Появился зеленый звуковичок! Ты кто? Мы еще не знакомы.

Звуковичок. Я тоже согласный звуковичок. Но моя песенка отличается нежностью, мягкостью. Попробуйте сравнить: П-п-п-п и Пь-пь-пь. В слове «петух» первый звук «пь-пь-пь». Нашего петушка давно ждут дома. Помогите ему добраться. Выложите в определенном порядке кирпичики. (Дети выкладывают в песочнице цветные кирпичики в следующем порядке: красный, синий, зеленый, красный. Педагог предлагает им продолжить логическую дорожку самостоятельно.)

Гном. Вот готовил для вас сюрприз, да по дороге все перемешал. (Достает маленькие пластмассовые геометрические фигурки трех видов: овалы, круги, треугольники.) Помогите мне разложить конфетки так, чтобы в каждом ряду порядок фигурок не повторялся. Первый ряд я сам разложу: треугольник, круг, овал. А дальше?

Ведущий. Трудно ли вам было выполнять задания? Почему? Чему еще вы научились? (Различать сердитые и добрые звуки, находить толстые и тонкие предметы.)

ЗАНЯТИЕ 8

В гостях у добрых и у сердитых звуковичков

Цели: продолжение знакомства с согласными звуками (твердые и мягкие согласные звуки); развитие внимания и памяти.

Оборудование: синий домик из твердого материала, зеленый — из мягкого; картинки (мак, мяч, машина, мыло, мед, мел, мышка, мишка); разноцветные рыбки (желтые, красные, зеленые, синие) по 4 штуки на каждого; игрушки или картинки (корова, лодочка, вазочка, елка, машина, птичка).

На песочном листе приготовлены два домика, различающиеся по фактуре. Один из поролона (зеленый), другой из дерева (синий).

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы поближе познакомимся с семьей согласных звуков. Помогут нам в этом сами жители Города Звуков. Посмотрите на эти домики. Как вы думаете, кого мы можем увидеть и услышать в синем домике? Потрогайте домик руками. Какой он? (Гладкий, деревянный, твердый.) Верно. Какие же звуковички могут жить в этом домике? (Согласные твердые, их можно назвать сердитыми.) Теперь изучите второй домик. Какой он? (Мягкий.) Какие звуковички живут здесь? (Мягкие — добрые — согласные звуковички.) Оба домика расположены около одной буквы «М». Знаете почему? Если из домика выскакивает сердитый звук, то мы слышим «м-м-м-м», а если добрый, то услышим «мь-мь-мь-мь». Предлагаю заглянуть в оба домика и посмотреть, чем заняты оба звуковичка.

Дети достают из домиков изображение мака и мяча, произносят эти слова и определяют, где мягкий (добрый) звук, а где твердый (сердитый). Соответственно располагают картинки рядом с синим или зеленым домиком. Таким образом рассматривают слова: машина, мыло, мед, мел, мышка, мишка.

Гном. Ребята, я отправляюсь на рыбалку. Кто хочет со мной? В нашем городе есть несколько прудов. В каждом из них должно плавать по четыре рыбки разного цвета: желтая, красная, зеленая и синяя. Посчитайте, все ли рыбки на месте? (Дети обнаруживают, что только в первом пруду четыре рыбки, а в остальных по три.) Помогите мне определить, какой рыбки не хватает. Для этого мы будем подглядывать в первый пруд. (В первом пруду не хватает зеленой, во втором синей, а в третьем желтой.) Скажите, а пруды у нас одинаковые или нет? (Глубокий, помельче, еще мельче, самый мелкий.)

Ведущий. Гном, я тоже знаю интересную игру! Принесла я вам вот такие игрушки: корову, лодочку, вазочку, елку, машину, птичку. (Выкладывает игрушки на песочный лист.) В руках у меня слова. Вы должны прочитать слово и подумать, с какой игрушкой оно подружится и почему? (Дети читают слова и образуют следующие пары: молоко — корова, море — молоко, цветы — ваза, лес — елка, дорога — машина, перо — птица). Повторите, глядя на игрушку, какое слово было загадано.

Что нового вы узнали, чему научились? (Быть внимательными, запоминать; узнавать добрые и сердитые звуки).

ЗАНЯТИЕ 9

Загадки доброй волшебницы

Цели: продолжение знакомства с согласными звуками (твердыми и мягкими); развитие ассоциативной памяти; продолжение знакомства с понятием величины (узкий — широкий).

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие транспорт; игрушка «Добрая волшебница»; набор фруктов; набор кружков, соответствующих цвету фруктов.

Ведущий. Сегодня мы отправляемся в гости к волшебникам. Вы знаете, что волшебники могут быть добрыми, а могут быть злыми. Как вы думаете, на чем могут путешествовать волшебники? Подберите им транспорт. (Дети выбирают игрушки, изображающие транспорт, анализируя первый звук.) Кто полетит на вертолете? Послушайте, какой первый звук в слове вертолет? (Вь-вь-вь.) Правильно, мягкий, добрый. Значит, на вертолете полетим к доброму волшебнику. А к сердитому хотите? (Нет.) Тогда проверим, на какой транспорт садиться нельзя. (Дети анализируют слова: машина, самолет, лодка, автобус.) Ребята, а на автобусе можно добраться до какого-нибудь волшебника? (Нельзя, потому что слово начинается на гласный звук, а он не может быть ни злым, ни добрым.)

Поскорее выбирайте себе друзей, сажайте их в вертолет. Взлетаем. Пора приземляться. Удачно мы совершили посадку. Угадайте, где живет добрая волшебница? (На указателях изображены цветовые гаммы: теплые, яркие цвета и холодные, мрачные, включая черный, коричневый.) Правильно! Вот мы и пришли.

Волшебница (педагог ведет разговор от имени игрушечной волшебницы). Хорошо ли долетели? Не хотите ли подкрепиться? Есть у меня фрукты. Расположены они в определенном порядке. Тому, кто запомнит этот порядок, и достанется угощение. Трудное задание? Я вас научу, как легче запомнить. Давайте подберем для каждого фрукта фишку определенного цвета и выложим эти фишки в таком же порядке, как и фрукты. Сейчас я фрукты спрячу, а вы попробуйте назвать по памяти, как они лежали. Не забудьте, что у вас есть подсказки — фишки. (Дети с опорой на цвет фишки восстанавливают по памяти порядок расположения фруктов. Для запоминания предлагается 6–7 фруктов.)

Есть в моей стране река. Моя соседка, злая волшебница, засорила реку, и она стала узкой и мелкой. Больше похожа на ручеек. Помогите мне ее расчистить. Слушайте внимательно, что я буду говорить, и выполняйте. (Дети ладошками в песочнице расчищают речку согласно словам волшебницы.) Вначале речка у нас будет узкая, затем вы сделаете ее пошире, затем еще пошире, а теперь поуже, еще уже, а сейчас вновь пошире. Закройте на минутку глаза. Открывайте. По берегам нашей реки вырос чудесный лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, какая красота. Спасибо вам. До новых встреч!

Ведущий. Где вы можете применить полученные знания? (При постройке песочного города.) Чему мы сегодня учились в путешествии? (Запоминать; определять добрые и злые звуки.)

ЗАНЯТИЕ 10

Путешествие в чудесный лес

Цели: знакомство со звуковым анализом слова; развитие памяти и воображения; усвоение операции классификации (водоплавающие птицы).

Оборудование: картинки или фигурки птиц (утка, гусь, цапля, пеликан, лебедь); домики с нарисованными окошками по количеству звуков в словах: утка, гусь, лебедь; набор фишек гласных и согласных звуков, выступающих в роли шторок для окон; любые мелкие игрушки для игры «Что закопал».

Ведущий. Помните, ребята, чем закончилась наша поездка к доброй волшебнице? Верно, на берегу расчищенной реки вырос лес. Хотите в него попасть? Тогда в путь! Как много деревьев! А вот и жители чудесного леса. (В песочнице появляются фигурки водоплавающих птиц — утки, гуся, цапли, пеликана, лебедя.) Как назвать одним словом всех жителей? (Птицы.) Что общего у всех птиц? (Крылья, клювы, две ноги, тело покрыто перьями, умеют летать.) Это необычные птицы, они умеют не только летать, но и очень хорошо плавают, поэтому их называют водоплавающими. Перышки у этих птиц в воде не намокают, потому что они смазаны жиром. Есть такая загадка: «В воде купался — сухим остался». Так можно сказать о любой водоплавающей птице.

А сейчас расселим жителей по их домам. Для этого вам надо посчитать, сколько звуков в каждом слове, и найти домик с таким же количеством окошек. (Дети считают звуки в словах «утка», «гусь», «лебедь». На каждый произнесенный звук выкладывают на песок фишку, затем их подсчитывают и «заселяют» птицу в соответствующий домик по количеству окошек.)

Птицам в окошки светит солнышко, а шторок нет. Предлагаю подарить им шторки. Я расскажу, как это сделать. Помогу утке. Первый звук в слове «У». Это гласный звук. Значит, на первое окошко повешу красную шторку. Второй звук «Т». Это согласный звук, сердитый, поэтому повешу синюю шторку. Третий звук «К». Опять согласный, сердитый — вновь вешаю синюю шторку. Последний звук «А». Это гласный звук, значит, повешу красную шторку. (Аналогичным образом дети разбирают оставшиеся слова.)

Гном. Птицы, вам пора подкрепиться. Приглашаю вас на озеро, там вы найдете себе еду: кто рыбку, кто жучка водяного, кто вкусные водоросли. (Дети переносят птиц в озеро на песке. Взрослый сам изображает, как плавает птица, оставляя после себя следы на «воде».)

Ведущий. Ребята, на что похожи круги на воде? (Дети называют свои варианты, чем больше, тем лучше.) Молодцы! Пока наши пернатые заняты делом, предлагаю поиграть в искателей клада. Один из вас выберет на полочке семь любых игрушек и принесет их в песочницу. Внимательно рассмотрит их, а потом отвернется. Мы закопаем все игрушки, а хозяин должен вспомнить, что он принес. Названные игрушки возвращаются тому, кто их принес.

Что же нового вы сегодня узнали? (Птицы бывают водоплавающие; узнали, что слова можно записывать фишками-схемами; учились фантазировать.)