III Всероссийская неделя
школьной психологии
«Погружение» представляет:
Тематический день «ГИЛЬДИЯ»
Для психологов привычно
утверждение «человек рождается дважды»: один раз
— когда физически появляется на свет, второй —
когда осознает себя, со всеми своими
особенностями, достоинствами и недостатками,
ценностями и смыслами, задачами и целями.
Осознает и через некоторое время начинает
понимать, что как бы долго он ни жил, ему никогда
не постигнуть себя до конца. И потому, что человек
принципиально до конца не постигаем
возможностями человеческого разума, и потому,
что каждая новая мысль о себе меняет его самого,
иногда кардинально.
Не то же ли происходит с любой новой профессией?
Думаю, аналогия во многом уместна.
Мы — представители молодой профессии.
Покрутившись в разных пространствах
повседневной практики, набравшись живого
эмпирического опыта общения и деятельности, удач
и провалов вкупе с поражениями, мы вышли на этап
самосознания. Это радостно. Совпал этот
исторический момент самоопределения с мощными
политическими и экономическими процессами в
образовании. Надо ли говорить, что силы,
осуществляющие сейчас сейсмические колебания
образовательной почвы, смотрят на нас с
определенным скепсисом: «Смести в ближайшую щель
или еще подержать на поверхности?» Что ж, вопрос
поставлен неприятно и даже где-то оскорбительно
по отношению к нашему профессиональному цеху, но
с другой стороны — всё один к одному: нас
проверяют на прочность и нужность, и мы сами
определяем свое место и назначение.
Нам говорят: «Нигде в мире таких, как вы, больше
нет». Да, но кто сказал, что это свидетельствует
не в нашу пользу? В Новой Зеландии в школах
работают четыре группы специалистов, которые
условно могут быть названы школьными
психологами, а в северных странах Европы
психологи в школе вообще не работают, их место
обитания — центры. Ну и что? Почему их модели
правильнее? Мне интересна наша модель. Ее
несомненное достоинство — в целостности функций
психолога в школе: не только диагностика, но и
собственно консультирование, не только
коррекция, но и помощь в выборе пути развития и
проч., и проч. Ее колоссальный минус — в
неопределенности функционала. Но если
разобраться: это ее минус или тех, кто
должен помочь нашей профессии обрести
нормативно-правовую рамку?
Наша модель, без сомнения, необычна и достойна
социального эксперимента по внедрению и
развитию, как и многие другие уже существующие в
мире модели сотрудничества образования и
психологии. Только давайте поточнее обрисуем ее
в профиль и анфас, определим границы и внутреннее
пространство. Как выглядит наша отечественная
модель психологической службы на уровне
образовательного учреждения?
Нам говорят: «Нет единообразия в работе
психологов образования. У педагогов — стандарт,
у медиков — график профилактических
мероприятий, а у вас?» Мы не против общего
понимания задач нашей деятельности, но
единообразие здесь, похоже, губительно. Школы
обретают свое индивидуальное лицо, таких —
своеобразных — становится все больше. Им нужны
специалисты, ориентированные на решение столь же
своеобразных задач. А посему школьному психологу
необходимо не папочку с общероссийским
стандартом психологической деятельности
заводить, а прежде всего учиться проектированию
и экспертизе. Его базис — современная
практическая психология образования, его
инструмент — проектировочные умения, выбор
модели деятельности, востребованной школой
сегодня и в ближайшей перспективе.
Давайте поделимся опытом проектирования,
создания уникальных психологических или, может,
психолого-педагогических программ и проектов.
«Как я стал(а) нужным(ой) школе» — отличная тема
для профессионального сочинения. А заодно —
мастерской на Неделе школьной психологии.
Нам говорят: «Что будет, если вы исчезнете из
школы? Что существенно изменится?» Отличный
вопрос. Его задают себе и отдельные люди в
ответственные периоды жизненных смятений и
выборов. Возможно, ничего существенно не
изменится. Только будущее школы будет другим.
Помните удивительный рассказ Рея Брэдбери про
бабочку, раздавленную в далеком мезозое тяжелым
и небрежным башмаком космического
путешественника? В школе без продуманной и
целенаправленной психологической работы станет
труднее дышать. Да и сам воздух помутнеет…
Возможно, всю эту работу может делать и
специально подготовленный педагог. Почему нет?
Только в тот момент, когда мы таких педагогов
подготовим и массово «десантируем» в школу,
наступит новая эра российского образования.
Конечно, она потребует иных моделей работы всех
специалистов. И пусть те, кто доживет до этого
исторического момента, займется разработкой
совершенно нового имиджа психолога образования.
А у нас есть то, что есть. Есть те, кто есть. Будем
самоопределяться и строить свою профессию,
исходя из настоящего и зоны ну самого что ни на
есть ближайшего развития.
Будем вместе размышлять над тем, кто мы, зачем
мы в образовании и как многим из нас удалось
стать по-настоящему нужными школе.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель центра сопровождения образования
«Точка ПСИ»
|