Учимся
решать проблемы.
Программа развития проектного мышления
у младших подростков
|
М.Р. Битянова,
Т.В. Беглова
М.: Генезис, 2005
|
Успех в современном
мире во многом определяется способностью
человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу,
найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить
план действий и, осуществив его, оценить, удалось
ли достичь поставленных целей.
В последние годы проектная деятельность все шире
включается в традиционную школьную практику. Эта
форма работы способствует успешности с точки
зрения не только освоения школьником
академической программы, но и приобретения им
адекватных социальных навыков. Последнее
обусловлено тем, что личностная окраска
проблемы, над которой учащийся работает,
оказывает серьезное воздействие на его
убеждения и, опосредованно, на поведение.
Пособие М.Р. Битяновой и Т.В. Бегловой,
продолжающее одну из предыдущих работ
коллектива («Профессия — школьник. Программа
формирования индивидуального стиля
познавательной деятельности у младших
школьников»), является действительно
практико-ориентированным. Оно, как говорится,
полностью готово к употреблению, и то, что в
комплект, помимо самого пособия, входит рабочая
тетрадь для школьников, делает его еще более
удобным в работе. Пособие включает описание
учебного психологического курса и сценарии
учебных занятий, а также подробную разработку
сюжетно-ролевых игр.
Курс состоит из трех частей, первая из которых
направлена на формирование навыков
сотрудничества и знакомство с понятием
«проблемная ситуация». Цель второй — знакомство
с типами проблемных ситуаций. В этой части,
которая, кстати, самая большая по объему,
обучение способам решения проблем
осуществляется на практических примерах,
например проблемах, которые возникают в процессе
взаимодействия людей друг с другом. Третья часть
— отработка навыков распознавания и решения
проблемных ситуаций.
Учебный курс разработан с учетом специфики
работы в школе, то есть каждое занятие
продолжается 40 минут (1 урок), а сюжетно-ролевая
игра, которую рекомендуется проводить во второй
половине дня, — 90 минут.
Авторы рассматривают развитие проектного
мышления как «важную образовательную задачу
школы, над решением которой должны работать
различные школьные специалисты, используя для
этого... урок, время самоподготовки, проектную
работу, факультативные часы». С этим нельзя не
согласиться. В наше время, когда доступна едва ли
не любая информация, главным становится умение
понять, что именно необходимо для выхода из
проблемной ситуации. Не менее важно и то, что
развитие проектного мышления способствует
формированию умения определить проблему,
преобразовать ее в цель своей деятельности и
проанализировать полученный результат.
Полученные при этом навыки могут найти
применение не только в учебе, но и в повседневной,
в том числе профессиональной деятельности.
В качестве пожелания авторам: хотелось бы
увеличить объем теоретического раздела,
посвященного особенностям проектного мышления и
его развития в условиях школы.
Вадим РОДИОНОВ
|