Популярная психология для
тинейджеров
|
С.М. Рахманова
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005
|
Серьезные специалисты
обычно обходят стороной книги по психологии,
адресованные «широкому кругу читателей» (к тому
же юных), небезосновательно подозревая их в
легковесности. Но проигнорировать книгу С.М.
Рахмановой для школьного психолога было бы
ошибкой. Ведь она адресована той аудитории, с
которой школьный психолог работает, и призвана в
какой-то мере выполнить одну из его
профессиональных функций — просветительскую.
Поэтому чрезвычайно интересно было бы с помощью
данной книги разобраться, какого рода
психологические знания следует преподносить
подростковой аудитории. То есть «Популярная
психология для тинейджеров» могла бы послужить
ориентиром в просветительской работе школьного
психолога, а также, возможно, и источником
полезной информации. Насколько успешно решаются
с ее помощью эти задачи?
Специалистам, немало общавшимся с подростками,
хорошо известно, что из всех психологических
проблем наиболее интересны проблемы
самоопределения, «поиска себя», а также
межличностных отношений — с учителями,
родителями, сверстниками (не в последнюю очередь
— противоположного пола). Поэтому разговоры с
психологом, как правило, вращаются вокруг
основных тем — «о смысле жизни», «о
самосовершенствовании», «о любви и дружбе». Не
претендуя ни на научность, ни на широту охвата
психологической проблематики, автор
преимущественно обращается именно к этим
значимым для подростка темам и раскрыть их
пытается в легкой, доходчивой манере, «не
мудрствуя лукаво».
Именно об этом и в похожем стиле традиционно
пишут авторы популярных журнальчиков для
подростков всех возрастов (а судя по содержанию
«взрослых» глянцевых журналов, очень многим
повзрослеть так и не удается), прослаивая своими
«уроками жизни» хронику псевдосенсаций из жизни
псевдозвезд, новости моды и любовные гороскопы.
Главы книги носят названия: «Одежда — путь к
успеху»; «22 способа похудеть»; «Как управлять
парнем»; «Любовный метод Джеймса Бонда»; «Как
соблазнить девушку»… Порой создается
впечатление, что держишь в руках не современный
вариант «Юноше, обдумывающему житье» (на что
поначалу хотелось надеяться), а дайджест
глянцевого чтива наподобие «Мини» или «Кул».
Причем у автора, похоже, не возникает сомнений в
крайней желательности похудания (хотя о вредных
последствиях навязывания подросткам этой
установки уже хорошо известно психологам), о
необходимости управлять, манипулировать парнем
(ведь это только потом бедняжка-читательница
поймет, сколь малоинтересен парень управляемый).
А уж что касается соблазнения… Словно забыв о
том, что импортным словом «тинейджер»
обозначается возрастная категория от 13 (!) до 19
лет, автор доходчиво повествует о создании
условий, благоприятствующих интимной близости,
— по крайней мере для половины этой категории
явно преждевременной.
Одним словом, для просветительской деятельности
среди подростков, даже старшеклассников, данная
книга ориентиром представляется сомнительным.
Но о том, чему и как психологам следовало бы
наставлять юношество, она заставляет крепко
задуматься. И это можно назвать ее важным
достоинством, в отличие от предлагаемых ею
ответов.
Сергей СТЕПАНОВ
|