Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Популярная психология для тинейджеров

С.М. Рахманова
С.М. Рахманова
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005

Серьезные специалисты обычно обходят стороной книги по психологии, адресованные «широкому кругу читателей» (к тому же юных), небезосновательно подозревая их в легковесности. Но проигнорировать книгу С.М. Рахмановой для школьного психолога было бы ошибкой. Ведь она адресована той аудитории, с которой школьный психолог работает, и призвана в какой-то мере выполнить одну из его профессиональных функций — просветительскую. Поэтому чрезвычайно интересно было бы с помощью данной книги разобраться, какого рода психологические знания следует преподносить подростковой аудитории. То есть «Популярная психология для тинейджеров» могла бы послужить ориентиром в просветительской работе школьного психолога, а также, возможно, и источником полезной информации. Насколько успешно решаются с ее помощью эти задачи?
Специалистам, немало общавшимся с подростками, хорошо известно, что из всех психологических проблем наиболее интересны проблемы самоопределения, «поиска себя», а также межличностных отношений — с учителями, родителями, сверстниками (не в последнюю очередь — противоположного пола). Поэтому разговоры с психологом, как правило, вращаются вокруг основных тем — «о смысле жизни», «о самосовершенствовании», «о любви и дружбе». Не претендуя ни на научность, ни на широту охвата психологической проблематики, автор преимущественно обращается именно к этим значимым для подростка темам и раскрыть их пытается в легкой, доходчивой манере, «не мудрствуя лукаво».
Именно об этом и в похожем стиле традиционно пишут авторы популярных журнальчиков для подростков всех возрастов (а судя по содержанию «взрослых» глянцевых журналов, очень многим повзрослеть так и не удается), прослаивая своими «уроками жизни» хронику псевдосенсаций из жизни псевдозвезд, новости моды и любовные гороскопы.
Главы книги носят названия: «Одежда — путь к успеху»; «22 способа похудеть»; «Как управлять парнем»; «Любовный метод Джеймса Бонда»; «Как соблазнить девушку»… Порой создается впечатление, что держишь в руках не современный вариант «Юноше, обдумывающему житье» (на что поначалу хотелось надеяться), а дайджест глянцевого чтива наподобие «Мини» или «Кул». Причем у автора, похоже, не возникает сомнений в крайней желательности похудания (хотя о вредных последствиях навязывания подросткам этой установки уже хорошо известно психологам), о необходимости управлять, манипулировать парнем (ведь это только потом бедняжка-читательница поймет, сколь малоинтересен парень управляемый).
А уж что касается соблазнения… Словно забыв о том, что импортным словом «тинейджер» обозначается возрастная категория от 13 (!) до 19 лет, автор доходчиво повествует о создании условий, благоприятствующих интимной близости, — по крайней мере для половины этой категории явно преждевременной.
Одним словом, для просветительской деятельности среди подростков, даже старшеклассников, данная книга ориентиром представляется сомнительным. Но о том, чему и как психологам следовало бы наставлять юношество, она заставляет крепко задуматься. И это можно назвать ее важным достоинством, в отличие от предлагаемых ею ответов.

Сергей СТЕПАНОВ