Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


ИГРОТЕКА

ДЕРЕВО ДОСТИЖЕНИЙ

Цель: развитие рефлексивного самосознания учащихся в период адаптации к школе; формирование умения сотрудничать.

Материалы: большой цветочный горшок, земля или песок, сухие ветки дерева, камешки для укрепления ствола, скотч, цветная бумага, ленточки, ножницы, фломастеры.

ХОД ИГРЫ

1. Психолог. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними... Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

2. Вопросы для обсуждения:

Как вы поняли притчу?

Где можно найти дерево успеха и достижений?

Как вы понимаете слова «успех», «достижение»?

Каких успехов и достижений в школьной жизни вы хотите достичь?

Хотите ли вы вырастить такое дерево у себя в классе?

3. Изготовление дерева из предложенного материала. Предварительно обсудить с детьми, как изготовить дерево, как его укрепить, обозначить свою веточку на дереве особым знаком, не похожим на остальные. После обсуждения дети изготавливают и сажают дерево, выбирают себе на дереве веточку, оформляют ее по своему желанию.

4. Психолог обращает внимание детей на листочки (трех цветов).

Психолог. Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигните успехов в учебе — появится зеленый листочек, если вы научитесь успешно общаться друг с другом — появится красный листочек, если достигнете успехов в выполнении школьных правил — желтый. Как только на вашей веточке появляются любые три листочка, сразу распускается цветок, еще три листочка — еще цветок. Так мы с вами сможем совершить чудо — наше дерево зацветет среди зимы. Все зависит от вас!

(В дальнейшем дерево поможет ребенку осознать, что у него получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Возможен следующий вариант: если на веточке появляются листики разного цвета, то цветок крупный, если одного и того же цвета, то мелкий. Важно при обсуждении успехов помнить главный смысл притчи — все в твоих руках.)

5. Психолог. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек. Как вы сами считаете, какого он цвета и почему?

Каждый ребенок оценивает свои достижения, прикрепляет листочек к своей веточке. Если ребенок затрудняется, то взрослый вместе с другими детьми может ему помочь.

6. Вопросы для обсуждения:

Ребята, нравится ли вам наше дерево? Почему?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Психолог. Дерево будет находиться в нашем классе. Каждую неделю мы сможем подводить итоги и наблюдать, как оно меняется. У кого-то веточка зацветет быстрее, у кого-то медленнее. Вы сможете увидеть, кому из вас надо помочь, кому подумать о своем отношении к окружающим, о правилах поведения. Главное — помнить, что красота дерева зависит от вас, потому что оно питается вашими успехами и достижениями.

Наталья СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог,
г. Волгоград