Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


ИГРОТЕКА

К АМУШЕК В БОТИНКЕ

С недавних пор для педагогов и психологов стал очевиден следующий факт — подавляющее большинство детей младшего школьного возраста (6–7 лет) совершенно не умеют играть и общаться. В большинстве случаев это связано с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Как правило, это дети «домашние», не посещавшие детские коллективы и имеющие ограниченный круг общения.

Конечно, не стоит забывать о возрастных особенностях: ребенок 6–7 лет обладает еще сравнительно низким уровнем рефлексии, которая развивается у каждого индивидуальными темпами, высокую эгоцентричную позицию и слабую эмоциональную децентрацию, которые в совокупности приводят к конфликтам в детском коллективе.

Волшебным ключиком в разрешении подобного рода трудностей может стать игра «Камушек в ботинке». Игра позволяет детям открыто высказывать свои переживания, отрицательные эмоции. В эту игру полезно поиграть, когда кто-то из детей обижен, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом или когда в классе назревает конфликт.

Каждый участник игры имеет право и возможность рассказать о своем состоянии, отношении к чему-либо. Это способствует снижению внутреннего эмоционального напряжения. «Виновники» конфликта могут услышать о чувствах и переживаниях других детей, что развивает умение понимать эмоциональное состояние другого и дает информацию о том, что очень неприятно окружающим.

Игра заключается в следующем. Сначала ведущий спрашивает: «Скажите, попадал ли вам когда-нибудь камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом были?» Дети сразу начинают рассказывать о случаях из жизни. Педагог или психолог говорит, что если камушек вовремя не вытряхнуть из ботинка, то он будет причинять неудобство и даже боль. Далее эту ситуацию надо сравнить с процессом общения детей друг с другом: «Когда мы сердимся, взволнованы или нам сделали что-то неприятное, это воспринимается нами как камушек в ботинке, который мешает дружить дальше. Поэтому камушек лучше сразу вытащить, то есть сказать о своих проблемах, чувствах. Подумайте, не чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке». Если вам ничего не мешает, то вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Судя по опыту, в классе будет много желающих сказать о своих проблемах. важно выслушать каждого ребенка, а отдельные «важные камушки» необходимо обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры дает совет или способ решения данной проблемы.

Игру «Камушек в ботинке» рекомендуется проводить регулярно, раз в неделю. Дети, поиграв хотя бы раз, начинают испытывать потребность рассказывать о своих проблемах в такой игровой форме.

Данная игра очень полезна для эмоционально зажатых детей, которые не имеют опыта выражать свои эмоции, для тревожных, стеснительных, конфликтных и агрессивных детей. Не нужно сразу ждать от них активного участия в игре, а тем более высказываний о своих трудностях. Детям необходимо постепенно привыкнуть к такой форме работы. Видя, что остальные делятся своими чувствами, проблемами, такие дети тоже через некоторое время начнут рассказывать о своих внутренних переживаниях.

Конфликтные и агрессивные дети постепенно начинают понимать, что их способ общения негативно воспринимается окружающими, а игра позволяет всем вместе найти способ решения проблемы.

В заключение хочется сказать, что при регулярном проведении игры у детей будет развиваться рефлексия, эмоциональная децентрация, сформируются новые способы решения проблем, появятся необходимые коммуникативные навыки.

Юлия ЦАРЬКОВА,
Ломоносовская школа,
г. Москва