К АМУШЕК В БОТИНКЕ
С
недавних пор для педагогов и психологов стал
очевиден следующий факт — подавляющее
большинство детей младшего школьного возраста
(6–7 лет) совершенно не умеют играть и общаться. В
большинстве случаев это связано с низким уровнем
развития коммуникативных навыков. Как правило,
это дети «домашние», не посещавшие детские
коллективы и имеющие ограниченный круг общения.
Конечно, не стоит забывать о возрастных
особенностях: ребенок 6–7 лет обладает еще
сравнительно низким уровнем рефлексии, которая
развивается у каждого индивидуальными темпами,
высокую эгоцентричную позицию и слабую
эмоциональную децентрацию, которые в
совокупности приводят к конфликтам в детском
коллективе.
Волшебным ключиком в разрешении подобного рода
трудностей может стать игра «Камушек в ботинке».
Игра позволяет детям открыто высказывать свои
переживания, отрицательные эмоции. В эту игру
полезно поиграть, когда кто-то из детей обижен,
расстроен, когда внутренние переживания мешают
ребенку заниматься делом или когда в классе
назревает конфликт.
Каждый участник игры имеет право и возможность
рассказать о своем состоянии, отношении к
чему-либо. Это способствует снижению внутреннего
эмоционального напряжения. «Виновники»
конфликта могут услышать о чувствах и
переживаниях других детей, что развивает умение
понимать эмоциональное состояние другого и дает
информацию о том, что очень неприятно окружающим.
Игра заключается в следующем. Сначала ведущий
спрашивает: «Скажите, попадал ли вам когда-нибудь
камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом
были?» Дети сразу начинают рассказывать о
случаях из жизни. Педагог или психолог говорит,
что если камушек вовремя не вытряхнуть из
ботинка, то он будет причинять неудобство и даже
боль. Далее эту ситуацию надо сравнить с
процессом общения детей друг с другом: «Когда мы
сердимся, взволнованы или нам сделали что-то
неприятное, это воспринимается нами как камушек
в ботинке, который мешает дружить дальше. Поэтому
камушек лучше сразу вытащить, то есть сказать о
своих проблемах, чувствах. Подумайте, не
чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы
вам? Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек
в ботинке». Если вам ничего не мешает, то вы
можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».
Судя по опыту, в классе будет много желающих
сказать о своих проблемах. важно выслушать
каждого ребенка, а отдельные «важные камушки»
необходимо обсудить в кругу. В этом случае каждый
участник игры дает совет или способ решения
данной проблемы.
Игру «Камушек в ботинке» рекомендуется
проводить регулярно, раз в неделю. Дети, поиграв
хотя бы раз, начинают испытывать потребность
рассказывать о своих проблемах в такой игровой
форме.
Данная игра очень полезна для эмоционально
зажатых детей, которые не имеют опыта выражать
свои эмоции, для тревожных, стеснительных,
конфликтных и агрессивных детей. Не нужно сразу
ждать от них активного участия в игре, а тем более
высказываний о своих трудностях. Детям
необходимо постепенно привыкнуть к такой форме
работы. Видя, что остальные делятся своими
чувствами, проблемами, такие дети тоже через
некоторое время начнут рассказывать о своих
внутренних переживаниях.
Конфликтные и агрессивные дети постепенно
начинают понимать, что их способ общения
негативно воспринимается окружающими, а игра
позволяет всем вместе найти способ решения
проблемы.
В заключение хочется сказать, что при
регулярном проведении игры у детей будет
развиваться рефлексия, эмоциональная
децентрация, сформируются новые способы решения
проблем, появятся необходимые коммуникативные
навыки.
Юлия ЦАРЬКОВА,
Ломоносовская школа,
г. Москва
|