Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


НАШИ ДЕТИ

Учиться надо весело,
                        чтоб хорошо учиться

Слова из знакомой песенки точно отражают детское мироощущение: среди мальчишек и девчонок смеющихся и улыбающихся значительно больше, чем среди взрослых. Проблем у наших детей, конечно, тоже хватает, но их память еще не отягощена грузом нерешенных проблем, негативных переживаний и безвыходных ситуаций.
Создается впечатление, что у них на глазах очки, позволяющие многие жизненные ситуации воспринимать в комическом виде.

Смеяться, право, не грешно

Ребята смеются на уроках, даже на контрольных, во время поездок и экскурсий, школьных праздников и репетиций. Приходилось ли вам встречать взрослых людей, которые искренне смеются над коллегой, затрудняющимся в поисках объяснения, почему он опоздал на работу? Дети в этой ситуации веселятся от души. Да и есть от чего! Каких только небылиц не придумывают школьники в ответ на вопрос: «Почему ты опоздал на урок?» Причем чем более невероятно выглядит их ответ, тем смешнее он для сверстников и даже для педагогов, готовых оценить изобретательность ребенка.

Есть такие дети, которым постоянно «не везет»: то будильник не прозвонит, то зуб заболит, то лифт сломается, то неожиданно родители уедут в длительную командировку и оставят свое чадо без часов в доме. Эти и подобные «объяснения» вызывают смех у всех присутствующих, отвлекают от грустных мыслей. Спокойствие и серьезный вид сохраняют только уж самые отчаянные пессимисты. А неверно произнесенная фамилия? Взрослые обижаются, а детям смешно.

Особенно шумно и весело в школе на переменах. Ребята, стараясь перекричать друг друга, делятся впечатлениями от урока, рассказывают об интересных внешкольных событиях. Если прислушаться, то можно заметить, что они готовы по нескольку раз повторять сделанную учителем оговорку, возвращаться к допущенным одноклассниками ошибкам и каждый раз вновь веселиться, вспоминая недавно пережитое. Иногда так хочется отвлечься от повседневных забот, попроситься в ребячью компанию, послушать веселые истории и посмеяться вместе с ними.

Что у них вызывает безудержный смех? Можем ли мы хотя бы на очень короткое время стать такими же веселыми и беззаботными?

Вообще-то психологи тоже иногда находят повод посмеяться над собственными ошибками и промахами. Думаю, что мы можем припомнить не один такой случай из собственной профессиональной практики. Однако дети обладают невероятной способностью видеть забавное в обычных, а порой и достаточно серьезных вещах. Наблюдая за детьми на уроках и переменах, каждый раз поражаешься этому. К сожалению, с возрастом все проходит.

Школьный «Ералаш»

В поисках смешных и невероятных историй возникла идея обратиться к главным действующим лицам школьных происшествий — самим детям. Ребята с энтузиазмом откликнулись на мою просьбу и постарались припомнить курьезные случаи из своей школьной жизни. А вот пересказать эти истории оказалось довольно трудно. Многие из них напоминают серии «Ералаша» — смотреть смешно, а пересказывать не очень: учительница географии случайно проткнула указкой карту, или во время урока неожиданно развалилась парта, или в момент объяснения учителя без чьего-либо участия включился телевизор. А кому-то одним большим курьезом кажется поведение одноклассника. Когда ребята описывали эти случаи, то громко смеялись, но, наверное, чтобы заразиться их весельем, надо быть участником или хотя бы зрителем происходящего. А уж чтобы передать на бумаге комизм ситуации и вызвать улыбку у читателя, то, как заметила моя коллега по издательскому делу, надо обладать талантом Ильфа и Петрова.

Поэтому единственное, что остается, — внимательно изучить, над чем смеются современные школьники, могут ли они понять иронию и тонкий юмор. Оказывается, наши дети способны смеяться над обычными на первый взгляд событиями и явлениями. Что смешного в измазанном замазкой свитере или случайно отлетевшей на учительский стол записке? Ничего. а они не могут остановиться и так заразительно хохочут, что невольно приходится с ними согласиться — и вправду смешно. Оговорка у доски, упавшая посреди класса шпаргалка, неожиданно появившаяся голова в дверном проеме — вынужденная остановка урока. Иногда даже кажется, что таким образом дети спасают себя от перегрузок и переутомления. И, пожалуй, правильно делают.

Не умные взрослые, а несмышленые дети подсказывают нам простую истину: мир уцелел, потому что смеялся. И психологам есть над чем поломать голову: как научить умудренных жизненным опытом людей отвлекаться от проблем без каких-либо материальных и временных затрат? Оказывается, иногда достаточно просто посмеяться над собственными слабостями, поражениями, неудачами. Тем более что многие из неприятностей носят временный характер. Суп оказался пересоленным? Плохо, конечно, но стоит ли приумножать печаль своими переживаниями по поводу уже свершившегося? Может быть, стоит припомнить, что обычно дважды солит тот, кто не о супе думает, а мечтает о предстоящем свидании...

О юморе научно и серьезно

За последние сто лет прикладная психология значительно расширила свои границы, и объектом ее исследования стали реклама, бизнес, торговля, спорт и т.д. Что касается юмора, то до настоящего времени психология юмора как самостоятельная область исследований пока что не сложилась. Тем не менее некоторые интересные и полезные в практическом отношении факты получены.

В частности, исследователи психического здоровья подчеркивают, что отсутствие психических расстройств выступает лишь одним из его условий. С целью поддержания психического здоровья и достижения личностной зрелости они рекомендуют как можно чаще расслабляться и шутить. Американские психологи обнаружили, что юмор поднимает настроение и помогает снять стресс. Люди, которым удается найти смешные стороны в плохих новостях, реже испытывают напряжение и депрессию.

Американские ученые Шэйвер и О’Коннор в качестве одного из способов борьбы со стрессом называют изменение отношения к проблеме и предлагают в том числе попытаться найти в стрессовых ситуациях смешные стороны. Можно также вспомнить советы Дейла Карнеги, который знает, как обрести уверенность в себе и научиться радоваться жизни. По его мнению, отрицательные эмоции выступают причиной многих психических заболеваний, в то время как освобождение от них приводит к душевному спокойствию и счастью. Иногда полезно, считал Карнеги, заставить себя улыбаться.

На умение посмотреть на ситуацию с разных сторон, в том числе и с юмористической, обращали внимание не только представители науки, но и деятели культуры и искусства. В пользу этого свидетельствуют, например, шаржи и комиксы. Русской писательнице Н. Тэффи принадлежат строки:

И если черная над нами встала тень —
Мы смехом заглушим свои стенанья.

А. Маслоу, создатель теории самоактуализации, провел исследование «хороших человеческих существ», которые отвечали двум основным требованиям: во-первых, у них не было неврозов и других личных проблем; во-вторых, они успешно применяли свои таланты. Маслоу удалось выделить характерные черты самоактуализирующейся личности, в числе которых — философский незлобный, доброжелательный юмор.

Смех есть радость, а посему — благо

Таким образом, польза смеха и юмора вроде бы сомнений не вызывает. «...Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо» — эти слова Спинозы заключают в себе главную мысль всего вышесказанного.

Однако следует отметить, что это лекарство хорошо в умеренных дозах как средство отвлечения внимания от неприятного и расслабления детей на уроках. Если же урок представляет собой сплошную смехопанораму и ученики порой забывают, что пришли в школу за знаниями, а не развлечениями, то в этом случае смех перестает быть благом. Очевидно, что из лекарства он превращается в свою противоположность и мешает успешному протеканию учебного процесса.

Также следует обратить внимание на выбор объектов для смеха. Таковыми не могут выступать ни недостатки внешности человека, ни неловкие движения, вызвавшие боль, ни тем более события, близкие к трагическим. Это уже вряд ли можно назвать смехотерапией. Смешно должно быть всем, в том числе и тому, над кем смеются.

Уметь видеть комическое, смеяться, чтобы не заплакать, — вот чего нам взрослым, порой не хватает. Мы с удовольствием смотрим юмористические передачи и комедии, слушаем анекдоты, что выдает наше стремление переключиться с серьезного на развлекательное, с будничного на веселое. Оказывается, все это наши дети умеют делать лучше нас. Именно поэтому нам надо не учить их смеяться, а постараться сохранить у них это детское умение замечать в обыденном смешное. Почему им смешно, а нам нет? Вот собака переходит дорогу по «зебре», и машины останавливаются. А вот у соседки по парте прямо в проход между рядами парт упали шпаргалки, и сейчас ей точно будет не до смеха. А если вместе с детьми улыбнуться важно шагающей собаке и посмеяться над неловким движением, которое свело на нет весь долгий труд по изготовлению шпаргалки?

И тогда — о, смею признаться –
Вы будете долго и дико смеяться!

Саша Черный

А может быть, стоит посмотреть на мир детскими глазами?

Марина СТЕПАНОВА