И в шутку, и всерьез
Профессия психолога до
безобразия серьезная. Ну еще бы — такая
ответственность: знать, как правильно, а как
неправильно... А вы пробовали посмеяться над тем,
что на данный момент и серьезно, и важно? А
посмеяться вместе с клиентом, на время
расставшись с маской «непробиваемого»
авторитета?
Смех не только снимает обоюдное напряжение и
помогает быстро установить доверительные
отношения, он позволяет довести проблемную
ситуацию до абсурда и таким образом достаточно
безопасно ее «отыграть». Здесь на помощь
психологу приходят такие всем известные жанры,
как частушки, анекдоты, черный юмор (садистские
стишки и рассказы). Эти жанры детского и
взрослого фольклора служили в качестве
психотерапевтического материала еще тогда,
когда профессии психолога не было и в помине.
Если девушка переживала нерешительность
своего жениха, то пропевала свою тревогу
частушками:
Меня милый не цалует,
Ах какой он молодец.
Свои губы бережет он
На домашний холодец.
А вот один из очень старых анекдотов,
иллюстрирующих демонстративное поведение, целью
которого является обращение на себя внимания:
ЫИдет по лесу заяц, на дереве висит волк, за
ногу привязан.
— Волк, ты что делаешь?
— Вешаюсь.
— А почему за ногу? За шею надо.
— Я пробовал, дышать нечем.
Такой анекдот просто находка при работе с
подростками и их родителями.
Не меньший интерес представляют различные
образцы черного юмора. Это просто
психотерапевтический кладезь.
У одной девочки была сиреневая кофточка. Как
девочка наденет кофточку — кофточка начинает
девочку душить! Девочка пожаловалась маме, и мама
купила девочке новую кофточку, а старую
выбросила на помойку. И в самом деле — нельзя же
девочке десять лет в одной кофточке ходить!
Существует множество путей использования
юмористического жанра в работе с клиентом,
парами и группой. Вот некоторые из них:
1. Психолог (член группы) рассказывает анекдот
(страшилку и т.п.), а членам группы необходимо дать
обратную связь: «О чем он?»
2. Психолог предлагает клиенту или группе
придумать частушки (садисткие стишки) на
обсуждаему тему. При работе в группе каждый может
придумать по строке, а затем прочитать или
пропеть их. Можно поделить группу на подгруппы и
устроить песенное соревнование.
3. Психолог предлагает клиенту или членам
группы шутливые зачины на карточках (в
зависимости от проблематики), к которым
необходимо придумать продолжение. Например:
садисткие стишки — «Маленький мальчик долго
мечтал...», «Мальчик в квартире нашел...»; анекдоты
— «Однажды пришел муж домой, а там...», «Получил
Штирлиц шифровку...»; частушки – «Милый лезет
целоваться, говорю: потом, потом...», «С неба
звездочка упала на кривую линию...». Готовые формы
зачитываются или пропеваются, а затем
обсуждаются.
4. Частушки или садисткие стишки составляются
из фраз конкретного клиента или членов группы,
которые психолог помечает себе в процессе
работы.
5. Придумывание анекдота непосредственно по
проблемной (реальной) ситуации.
6. Психолог предлагает клиенту или членам
группы завести «Смеховик». Это такой дневник, в
который каждый будет вписывать смешные стихи,
анекдоты и выражения по своей проблематике. Чем
больше — тем лучше.
Рекомендую в копилку «несерьезного» психолога
некоторые опробованные (надежные и валидные)
анекдоты и страшилки, которые он может включать в
качестве метафоры как в тренинговые занятия, так
и в индивидуальные консультации.
В случае работы с неадекватной
самооценкой
У Воробья спрашивают:
– Ты орел?
– Орел!!!
– А почему такой маленький?
– Болел в детстве.
Идет слон в штанах, навстречу ему муравей.
– Слон, сними-ка штаны.
– Зачем?
– Ну сними, сними...
Слон снял брюки, разложил их на траве. Муравей
долго ползал по ним, смотрел, а потом и говорит:
– Да, слон, можешь надевать, мои с кармашками
были.
***
Червяк, проползая вокруг травинки, неожиданно
увидел другого червяка, неописуемо красивого, и
тут же без памяти влюбился.
– Выходи за меня замуж! — страстно воскликнул
он. — Только ты можешь меня осчастливить!
– Заткнись лучше, старый дурак! — ответил
объект его страсти. — Я твой другой конец.
С целью профилактики
Нарушения поведения
Маленький мальчик в школу бежал,
Вдруг поскользнулся и в лужу упал.
Быстрым теченьем его подхватило,
Тут же в канаву сточную смыло.
Счастлив директор Сан Саныч Ботанов –
Нет в его школе теперь хулиганов.
***
Весело дети в детсаде живут,
Весело дети песни поют.
А на ветвях развешаны в ряд
Несколько плохо поющих ребят.
Дурные привычки и зависимости
Маленький мальчик компьютер купил.
День поиграл — и теперь он дебил.
***
Мальчик конфету нашел под ногами.
(Яд в шоколад был подмешан врагами).
Взял, откусил — и мальчонки не стало...
Не поднимайте с земли что попало!
***
Мальчик однажды у речки курил,
Вдруг проглотил малыша крокыодил.
Бедного зверя неделю тошнило...
Брось же курить — пожалей крокодила!
При работе с родителями
Маленький мальчик шутки любил –
Папе лягушку в постель подложил.
Ночью ребенка змея укусила –
Мама покруче над ним подшутила.
***
Маленький мальчик диск подчищал,
Папины файлы тихонько стирал.
Папа недолго сердился на сына
И застрелил его из карабина.
Отношения сиблингов
Аленушка братца любила до слез
И, чтобы козленком мальчишка не рос,
Сестрица насыпала в лужицу яд...
Отбросил копыта единственный брат.
Помимо использования готовых анекдотов и
страшилок, психолог может предложить клиенту
сочинить на проблемную тему свои собственные
частушки, садистские стишки или анекдоты.
Главное условие — наличие чувства юмора и
готовность к творчеству с обеих сторон.
Негрустных вам консультаций и тренингов!
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
sakovich@academy.edu.by
Рекомендуемая литература
Троицкий Е. Детские страшилки. — Ростов-н/Д.:
Феникс, 2000.
Трыкова О.Ю. Детский фольклор. — Ярославль:
Лия, 1998.
Успенский Э., Усачев А. Самые страшные ужасы.
В 4 т. — М.: Планета детства, 2000. |