Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

На уроке и после звонка

Изменения, которые произошли в обществе за последние несколько лет, показали, что учителя — одна из наименее защищенных категорий общества. Речь идет в первую очередь о незащищенности психологической. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие, непрерывное общение с учениками, родителями, коллегами. Конечно, общение — это самая большая роскошь, но и большая ответственность, труд, напряженная работа. Учителю необходимо уметь самоопределяться в быстро меняющемся мире, уметь сохранять душевное равновесие в различных ситуациях, получать радость от общения и просто жить полноценной жизнью.

Вашему вниманию представлен тренинг для учителя по организации сотрудничества на всех уровнях: с родителями, детьми, коллегами.

В Харьковском гуманитарном университете Народной украинской академии одно из направлений деятельности практических психологов связано с организацией семинаров и тренингов для учителей. В рамках программы «Учитель как практический психолог» уже пятый год проводится работа с педагогами средней экономико-правовой школы по запросам учителей. Та программа, которая представлена сегодня, изначально задумывалась как обучающий семинар по организации сотрудничества. Однако в процессе проведения (а особенно по окончании) обнаруживался дополнительный эффект. Учителя говорили о том, что им стало намного легче, они поняли, что не все проблемы они должны обязательно решать и что есть вообще «чужие» проблемы, которые решать в принципе невозможно. Такой вот получился эффект в духе когнитивизма. Данная программа проводилась с учителями Харькова и Киева.

Программа тренинга
по организации сотрудничества
для учителей

Цель: активизация сознания, расширение границ видения, активизация целостного творческого мышления, как следствие — снижение напряжения в работе.

Необходимое время: 1 ч 20 мин – 2 часа.

Материалы: листы с «проблемами», листы с мини-тестом, ручки, памятки участникам.

Подготовка: за несколько дней до тренинга проводится интервью учителей на предмет тех трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе организации сотрудничества детей, родителей, коллег. Данные обобщаются в виде таблицы, которая тиражируется по числу участников. Следует заметить, что проблемы, представленные в Приложении, могут быть переформулированы ведущим в стиле «Как быть с...?»: как научить, что делать, если... и т.д. Данная трансформация, на наш взгляд, настраивает на поиск конструктивных решений.

Заранее тиражируются памятки для участников.

ПРОЦЕДУРА

1. Что такое сотрудничество?
(индивидуальная работа в кругу)

Участники садятся в круг. В нашем случае они хорошо знакомы. Тема встречи также известна. Для начала работы ведущий просит каждого назвать свои ассоциации, связанные со словом «сотрудничество». Если есть возможность, желательно свои ассоциации нарисовать и затем предъявить участникам круга. После того как будет выслушан последний участник, ведущий просит всех встать и объединиться в группы с теми, у кого были сходные ассоциации.

2. Рефлексия полученных ситуаций
(индивидуальная работа, в группах, общий круг)

Каждому участнику ведущий выдает список тех трудностей, которые заранее были получены в результате интервью. (Приблизительный список находится в Приложении.) Ведущий просит каждого участника у себя на листе пометить их: проблемы учителя — буква «У», детей — «Д», родителей — «Р». После того как последний участник закончит эту работу, ведущий просит в группе обсудить индивидуальные мнения и выработать единый для группы список проблем. Иными словами – ответить на вопрос «Чья это проблема?» по каждой из позиций.

Данная часть работы проходит достаточно бурно. Далее все возвращаются в общий круг и озвучивают результаты дискуссии. В конце круга ведущий может акцентировать внимание на чувствах: «Как вы себя чувствуете под этим грузом?» Далее предлагается поиск конструктивных путей выхода из ситуации.

3. Философия путей выхода из проблемной ситуации

Участникам предлагается определить, как они чаще всего ведут себя в проблемной ситуации. Для этого каждому предлагается напечатанный мини-тест, состоящий из двух вопросов, которые касаются типичного поведения человека в проблемной ситуации. Суть вопросов состоит в следующем: «как чаще всего я веду себя при столкновении с проблемой?» Ведущий акцентирует внимание на том, что отвечать необходимо предельно честно и ответы будут доступны только самому участнику.

Мини-тест
«КАК Я РЕШАЮ ПРОБЛЕМЫ?»

Что я делаю, если проблема не моя?

А) Обвиняю другого или обстоятельства в том, что проблема не решается.

Б) Обвиняю себя в том, что я не могу решить проблемы другого.

В) Даю право другому иметь нерешенную проблему, спокойно к ней отношусь, даю понять другому, что проблема есть и она моя тоже (разъясняю, задаю наводящий вопрос) и предлагаю искать пути ее решения вместе.

Г) Ничего (меняю отношение к проблеме).

Что я делаю, если это моя проблема?

А) Обвиняю другого или обстоятельства в том, что проблема не решается.

Б) Обвиняю себя в том, что проблема не решается.

В) Даю себе право иметь неразрешенные проблемы, спокойно начинаю поиск путей их решения (читаю, спрашиваю у коллег, хожу на семинары или тренинги, переосмысливаю, верю в себя, пробую выработанный путь).

Г) Ничего (меняю отношение к проблеме).

После того как участники определились, ведущий анализирует каждый из четырех возможных вариантов ответов на предмет их эффективности. Например, обвинение другого плохо отражается на других, ситуативно хорошо — на мне, при этом задача не решается. При обвинении себя — плохо мне, другим может быть и хорошо, так как они ничего не узнают о моем чувстве вины. Дело при этом стоит. Конструктивными можно считать только варианты В и Г, так как они комфортны для всех и решают проблему. Однако вариант Г можно считать достаточно сложным (проще сказать, чем сделать), поэтому ведущий предлагает оставить его для отдельного разговора по желанию, а сейчас сосредоточиться на варианте В — поиске конструктивных путей решения (cм. памятку участнику (1)).

4. Поиск алгоритма решения ситуаций
(работа в кругу)

Ведущий в кругу предлагает сосредоточиться на варианте В — поиск путей решения. В качестве алгоритма может быть выработан примерно такой путь:

Если проблема моя, то я:

даю себе право иметь неразрешенные проблемы;

спокойно начинаю поиск путей решения проблемы;

читаю, спрашиваю у коллег, хожу на семинары и др.;

• переосмысливаю;

верю в себя;

• пробую выработанный путь.

Если проблема не моя, то я:

даю право другому иметь нерешенные проблемы;

спокойно отношусь к ней;

даю понять другому, что проблема есть и она моя тоже.

Чаще всего возникает вопрос: как объяснить другому, что есть общая проблема, при этом не обидеть, не настроить против себя, а сделать сотрудником? Здесь может быть уместна мини-лекция ведущего о «Я-сообщениях» и «Ты-сообщениях», о временном и постоянном языке. При этом участникам предлагаются памятки. Если позволяет время, можно в группах разыграть несколько ситуаций из списка. Однако опыт показывает, что на этом можно подвести итог и наметить темы для следующих встреч (cм. памятку участнику (2)).

5. Итоговая рефлексия.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Учитель — дети

Как научить детей соблюдать нормы сотрудничества по отношению к одноклассникам, имеющим непривычные детям особенности поведения и психики. Как с этим быть?

Как выработать нормы школьного поведения?

Что такое позиция школьника и как ее формировать?

Как преодолеть детский эгоцентризм?

Как научиться предоставлять детям больше самостоятельности?

Как научиться совершенствовать групповую работу?

Как быть с невнимательностью, пассивностью, медлительностью детей, их неумением слышать друг друга?

Как научить детей самостоятельно доводить до конца активно начатое дело?

Как научить ребенка преодолевать собственную застенчивость?

Ребенок — ребенок

Как научить ребенка преодолевать свой эгоцентризм?

Как быть с различным уровнем интеллектуального развития детей (слишком большой разрыв)

Как научиться во фронтальной работе с детьми меньше брать инициативу на себя?

Как научить детей 1-го класса находить пути выхода из конфликтных ситуаций и оценивать себя критически?

Как научить детей высказывать свое мнение?

Как быть с неумением слышать другого?

Как научить ребенка не только услышать мнение другого, но и соединить его со своим с целью принятия общего решения?

Как быть с высокой детской утомляемостью?

Как использовать конфликт в воспитательных целях?

Как формировать контроль и самооценку у ребенка?

Памятка участнику (1)
Философия путей выхода из проблемной ситуации

Памятка участнику (2)
Как дать понять другому, что есть проблема?

Учитель – родители

Как быть с неприятием своего ребенка родителями, их неумением и нежеланием следовать советам учителя?

Как быть с отсутствием азов педагогической культуры у родителей (они не понимают, что начинать нужно с себя)?

Как приблизить родителей к общей проблеме?

Как быть с пассивностью родителей?

Как быть, если родители хотят слышать только хорошее о ребенке, не обращая внимания на его плохие качества (действия)?

Как быть с нежеланием (отсутствием времени) интересоваться процессом роста ребенка и ориентацией исключительно на контроль результата (высший балл по предмету)?

Как быть с мнением, что «школа решит все проблемы»?

Как быть с со склонностью родителей видеть только своего ребенка?

Как быть с тревожностью и гиперопекой родителей?

Марина УДОВЕНКО,
кандидат психологических наук,
г. Харьков
Украина